Новость общества

В РАНХиГС будут готовить медиаполицейских. В чем суть новой профессии

В РАНХиГС будут готовить медиаполицейских. В чем суть новой профессии

коллаж «Московской газеты»

08.11.2023 в 18:22:00
1939

Институт права и национальной безопасности РАНХиГС запустил программу бакалавриата «Медиаобеспечение государственных интересов и национальной безопасности». Выпускники будут создавать востребованный обществом контент, а также бороться в Сети с деструктивными материалами. Почему это направление будут курировать не силовики, а также в чем отличия новой специальности от классической журналистики — в материале «Московской газеты»

По всей видимости, эпоха кибердружинников уходит в лету. На место непрофессиональных, хоть и идейных волонтеров приходят специалисты. Прежде «чистота» социальных сетей зависела от жалоб самих пользователей в Роскомнадзор и правоохранительные органы. Затем службы блокировали контент, пропагандирующий терроризм, суицидальное поведение и прочие противоправные вещи. Теперь мониторингом в Сети будут заниматься профессионалы, а значит очистка станет быстрее и масштабнее.

А бороться есть с чем. По словам руководителя мониторингового центра «Безопасность 2.0» Елены Суторминой, только за первое полугодие количество деструктивных материалов в Интернете увеличилось на 16%. К ним же относится кибертравля, вербовка в запрещенные организации, распространение запрещенных товаров.

По сути, медиаполицейский — это «сплав» PR-специалиста, журналиста и кибердружинника. Учитывая недавние события в Дагестане, эта инициатива может оказаться уместной. В обязанности медиаполицейских будет входить не только отслеживание «взрывоопасных» и мошеннических материалов, а также блокировка данного контента. Более того они должны будут распространять государственные идеи как внутри страны, так и на зарубежных площадках.

Почему этим занялись в РАНХиГС, а не в университете МВД или Академии ФСБ? — ставит вопрос ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ, экс-глава Тверского района Москвы Яков Якубович.

«Оставим этические аспекты за скобками и поговорим о востребованности таких специалистов. Сейчас готовых специалистов для выявления «нежелательного» контента, по сути, брать неоткуда. Лингвистическая экспертиза проводится скорее всего лингвистами, причем далекими от государственной повестки и условий современных медиакоммуникаций», — считает Яков Якубович.

По словам собеседника «Московской газеты», если взглянуть на учебные планы Академии ФСБ, то становится ясно, что их «контрразведчики» в сфере кибербезопасности больше специализируются на технической составляющей. В университете МВД ставят больший акцент на юриспруденции, социальной педагогике и психологии, делают упор на работу с трудными подростками. Есть и информационная безопасность, но она тоже в большей степени затрагивает технические аспекты.

«Стране же в нынешних условиях нужны междисциплинарные профессиональные «медиакоммуникаторы», которые будут чётко заточены на быстрое выявление нежелательного медиаконтента. А это немного другой профиль. Здесь нужно разбираться в фактчекинге, новых медиа, лингвистике и семиотике, юриспруденции, информационных технологиях и работе с большими данными, журналистике, психологии», — отметил Яков Якубович.

По мнению ведущего эксперта Центра социальных исследований и технологий РГСУ, новая мультидисциплинарная программа будет отвечать всем требованиям современности. А учитывая, что признанным лидером конвергентного подхода к образовательной деятельности является как раз РАНХиГС, то выбор её в качестве основного вуза этого направления вполне оправдан.

«Возникает и второй вопрос: чем будут заниматься выпускники, когда информационные войны закончатся? Что ж ответ на поверхности. Информационные войны закончатся, скорее всего, нескоро. Вред же от них очевиден: повышенная тревожность, новая психозависимость – думскроллинг (болезненное погружение в новостную ленту, — прим. ред.), психоэмоциональное неблагополучие. Поэтому лично я ограждаю себя от нежелательной информации, особенно той, которая никак не влияет на мою жизнь, и которую я не в силах изменить», — подытожил Яков Якубович.

ТеГИ
медиаполицейский, профессия, РАНХиГС
Поделиться
Похожие новости