Новость общества

Водителей и пассажиров заправят на АЗС брендовыми пирогами

Водителей и пассажиров заправят на АЗС брендовыми пирогами

Фото © «Московская газета»

31.03.2023 в 21:44:00
2738

Конкурентная борьба автозаправок все больше обретает гастрономический оттенок

Качество питания водителей и пассажиров на АЗС становится чуть ли не важнее качества автомобильного топлива. Так, сети АЗС «Нефтьмагистраль», похоже, показалось мало собственных ресторанов быстрого питания «Магбургер», «Папа Джонс» и «Гурманика». Топливная компания приобрела еще и московскую сеть городских кафе «Кулинарная лавка братьев Караваевых».

По данным РБК, с января по июнь 2022 года эту кулинарную точку посетили хотя бы раз почти 8% жителей Москвы и области, которые ходят в заведения быстрого питания.

Такой дополнительный актив явно усилит положение «Нефтьмагистрали» на дорогах столицы, где из-за тесноты конкурировать автозаправкам становится все труднее, а таже в Подмосковье – и здесь АЗС растут как грибы.

Впрочем, организация питания на АЗС, предоставление профильных и даже совершенно непрофильных услуг, а также продажа сопутствующих и прочих товаров дело не новое. Поначалу это выглядело как «Почему бы и нет?», поскольку основой и, чаще всего, достаточный доход все же приносила продажа топлива.

Но даже на самых ровных дорогах автозаправки находятся в неравных условиях. По данным Росстата, количество автозаправочных станций на конец 2021 года в РФ достигло 29,704 тысячи АЗС.

При этом давно стало очевидно, что относительно долго державшееся в пределах 60% к 40% соотношение количества независимых сетей без добывающих и перерабатывающих активов и вертикально интегрированных нефтяных компаниям (ВИНК), таких как Роснефть, ЛУКОЙЛ и Газпромнефть, будет неуклонно меняться. Чтобы выжить в борьбе с такими гигантами, часть из независимых операторов вынуждены будут перейти под крыло крупных нефтяных компаний, работать по их франшизе.

А у тех, кто намерен продолжать работать самостоятельно, есть другой, вроде бы вполне очевидный выход, – переформатироваться на европейский и американский стандарты топливозаправочного рынка. Это когда основная доходность независимых АЗС — непрофильные продажи. Там на маленьких заправках топливо — это как точка соприкосновения с потребителем, а уже потом ему предлагается широкий ассортимент совсем иных товаров и услуг. Это позволяет АЗС, находящейся в условной «глухомани», увеличивать маржинальность своих продаж.

Кажется, что и российским малым автозаправкам стоит не только расширять ассортимент продаж сопутствующих товаров, но и вступать в кооперацию с курьерскими службами, с сервисами по автопрокатам, пристраивать мотели, СТО, аптеки и прочие парикмахерские?

«Спектр таких возможностей все равно будет зависеть от трафика. Поэтому независимая АЗС все равно может прогореть со всем своим комплексом профильных и непрофильных услуг и товаров, если поток покупателей окажется очень низким, — считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — И все же развитие сопутствующих бизнесов является более чем очевидным путем, по которому сейчас развивается автозаправочный бизнес. Потому как сейчас продажа только моторного топлива является заведомо проигрышной стратегией на крупных, высококонкурентных рынках. Одно дело, когда на каком-то пространстве, в каком-то регионе вы владеете вообще самой крупной и чуть ли не единственной заправочной сетью, или у вас вообще одна заправка на довольно большой дорожной площади, тогда вы спокойно можете торговать исключительно топливом, и больше вам ничего будет не нужно. Правда, это уже подразумевает, что у вас в регионе довольно низкий трафик, и тогда в целом развитие сопутствующих товаров не принесет вам каких-то особых плодов. А в высококонкурентных регионах, где много заправочных сетей и высокая плотность заправок, там стремительнее развивается сопутствующий сегмент. И эта тенденция сохраняется при развитии заправочных сетей на пути из городов в регионы, на крупных автомагистралях».

В междугороднем пространстве, по мнению эксперта, сопутствующий бизнес востребован еще больше, поскольку на десятки, а то и сотни километров вблизи трасс очень редко встречаются магазины или торговые сети. Этот пробел заполняют АЗС, которые предусматривают даже сезонную ротацию товаров, регулярную смену товарных позиций. Например, когда приходит время шашлыков, продают мангалы и дрова в упаковке, семена и прочее. Ну, и конечно, присутствуют кафе. Где-то это формат магбургера или пиццы, где-то более широкий ассортимент вроде «Гурманики» или, как в данном случае, таких сетей, как «Кулинарная лавка братьев Караваевых».

«Кроме этого, в этом расширении видится и другой вполне разумный подход. Ведь далеко не всех привлекают непонятные для них названия пищевых продуктов на иностранном языке. А тогда вот вам и отечественный колорит пирога или каравая из привычной с детства лавки. Для многих слово кулинария по-прежнему звучит «вкуснее», чем чужеродный фаст-фуд», — отметил Александр Фролов.

По мнению эксперта, в комплексном развитии АЗС существует еще одна весьма перспективная ниша. Это места отдыха и ночлега.

«Придорожные мотели у нас, мягко говоря, пока желают лучшего. А в некоторых неуютно и небезопасно во всех отношениях. В долгом пути лично я вынужден на карте высматривать в отдалении от автотрассы городок, где есть гостиница или посуточно сдаются квартиры. И вы так поступаете? Вот, это для многих проблема. Поэтому само собой напрашивается ее решение. Остановился на приличной АЗС, заправил машину, вкусно поужинал и заночевал в чистом гостиничном номере. А уж если утром на охраняемой стоянке тебя встретит вымытый и осмотренный механиком автомобиль, так это вообще будет сказка, которую можно и даже нужно сделать былью», — заключил собеседник издания.

Автор: Валерий Цыганков
ТеГИ
водители, азс, заправки
Поделиться
Похожие новости