Новость общества

Возвращаемся к лужковским временам. Темпы сноса исторических зданий в Москве за 2021 год снова увеличились

Возвращаемся к лужковским временам. Темпы сноса исторических зданий в Москве за 2021 год снова увеличились

Архнадзор

18.01.2022 в 19:24:00
2376

«Чёрная книга» Архнадзора пополнилась новыми утраченными памятниками архитектуры

Активисты общественного движения Архнадзор, специализирующегося на защите исторических архитектурных памятников Москвы, опубликовали пополнение «Чёрной книги» за прошедший год. В этом электронном каталоге, который градозащитники ведут с 2010 года, собираются сведения обо всех утраченных ценных объектах культурного наследия столицы, как имеющих официальный охранный статус, так и не внесённых в государственные перечни охраняемых зданий.

Общественники констатировали, что ситуация с уничтожением исторического наследия столицы вновь ухудшается. За год было снесено 30 зданий и сооружений. Аналогичных значений этот показатель достигал лишь в 2013 и 2016 годах, когда наблюдались пики разрушений исторических объектов. При этом среди снесённых оказались два памятника архитектуры, наделённых официальным статусом охраняемых. В октябре 2021 года стало известно, что частные владельцы разобрали деревянный дом доктора Тамбовцева, входивший в ансамбль посёлка Сокол регионального значения. Государственный статус объекта культурного наследия не помог защитить часть уникального комплекса от разрушения. По поводу другого исторически ценного здания, главного дома купца Масягина в Старомонетном переулке, было принято решение о признании его выявленным памятником культурного наследия, и даже появлялись репортажи о якобы бережной его реставрации. Однако активисты Архнадзора в итоге констатировали утрату здания середины XIX века, а не его восстановление в первоначальном виде.

В отчёте общественников отмечается, что усилиями градозащитников к 2020 году удалось снизить до нуля количество сносимых памятников архитектуры, имеющих официальный статус, однако в 2021 году их число вновь возросло. При этом уничтожаются и те сооружения, которые незаконно были лишены охранного статуса, которым они ранее обладали, либо так и не получили защиту властей, хотя такие заявки по ним были поданы в городские инстанции. Такую категорию утраченных памятников представляют трамвайное депо Апакова, здания Русаковского жилого массива и промышленного холодильника «Унион». Последний, хотя и представлял собой здание производственного назначения, обладал уникальным кирпичным декором, представлявшим историческую и художественную ценность.

Активисты Архнадзора отмечают, что, в принципе, промышленные здания прошлых десятилетий постепенно исчезают со столичных улиц. За 2021 год было снесено 6 объектов данного класса. По другим типам сооружений ситуация следующая: разрушено 11 общественных зданий, 8 усадеб и особняков, 3 транспортных объекта и 4 многоквартирных дома. Последние две категории стали единственными, по которым статистика в сравнении с 2020 годом улучшилась. Особое беспокойство градозащитников вызывают продолжающиеся сносы усадеб и частей усадебных комплексов.

«В отличие от некоторых прежних лет, усадьбы 2021 года не обладали громкими и титулованными фамилиями; но снос городской усадьбы как класса в сознании городских властей до сих пор не табуирован», — отмечают общественники.

В Архнадзоре считают, что в Москве продолжается деградация системы охраны культурного наследия города. Тревожит еще и тот факт, что в прошлом году Мосгордума отказалась вновь отнести Москву к историческим поселениям, а также снять ограничения на работу экспертов в соответствующих архивах. По-прежнему, чтобы работать с архивными фондами, специалисты должны получать разрешение от всех долевых собственников зданий. Такой закон есть только в Москве, отмечают градозащитники.

Координатор движения Игорь Шихов рассказал «Московской газете», что за прошедший год историческое наследие Москвы серьёзно пострадало.

«Ясно, что все снесённые памятники ценны, но если говорить цинично, то, конечно, самой тяжёлой утратой оказался снос части зданий Трёхгорного завода. За него несколько лет шла борьба, охранную зону постепенно сокращали, и, наконец, часть зданий была утрачена. И даже сейчас этот процесс продолжается, только уже в другом режиме, под предлогом так называемой реставрации, которая по факту таковой не является», — рассказал Шихов.

Такими действиями, по словам градозащитника, будет нанесён колоссальный ущерб всему ландшафту берега Москва-реки, поскольку на месте фабрики собираются возвести элитный жилой комплекс высотой вдвое выше, чем самые высокие сооружения Трёхгорного завода — 70 метров вместо 34.

«Будет закрыт, в том числе, вид на гостиницу «Украина», которая сама по себе также является важным памятником архитектуры. Кроме того, откроется путь к дальнейшей застройке берега реки», — пояснил Шихов.

Отвечая на вопрос о причинах ухудшения ситуации в этой сфере в сравнении с 2020 годом, Шихов подчеркнул, что он считает это результатом сознательной политики московских властей. Он напомнил, что с 2019 года начались планомерные отказы столичных властей на заявки по присвоению различным зданиям охранного статуса.

«Мы даже можем сказать, когда точно это началось – в мае 2019 года. С тех пор по чьему-то, видимо, устному указанию заявки массово отклоняют. Можно предположить, что некоторые из этих 30 зданий, которые разрушены в 2021 году, можно было бы спасти, они могли бы уже получить статус охраняемых. Но политической воли на это город не проявил, — уточнил в разговоре с нашим изданием журналист, писатель и историк, координатор Архнадзора Рустам Рахматуллин. — Утрата года – это, конечно, два домовых храма, которые были уничтожены в прошлом году. Это просто вопиющие случаи. Два храмовых здания были утеряны: училище имени принца Ольденбургского с домовой церковью Александра Невского в Бригадирском переулке и убежище для слепых мужчин с церковью Трифона мученика».

Он пояснил, что домовые церкви могут обладать отдельным оформлением на фасаде или находиться внутри здания, без каких-то особых наружных элементов за исключением, например, небольшой главки. В данном случае мы имели примеры обоих видов храмовых сооружений, при этом церковь Александра Невского была утрачена безвозвратно, несмотря протесты активистов Архнадзора с требованием остановить работы. ГП «МонАрх», подрядчик МГТУ им. Баумана, собиравшегося на месте исторических зданий строить объекты в интересах ВУЗа, уничтожил строение полностью.

«Во втором случае удалось ограничиться распиливанием храмового сооружения на блоки, чтобы потом, скажем так, можно было его возвести заново, скорее всего даже не на прежнем месте. Но тут вышли на улицу не только мы, но и представители православного движения «Сорок сороков», поэтому удалось хотя бы такого итога добиться. Третьего такого случая быть вообще не должно», — заключил Рахматуллин.

Активист подчеркнул, что из-за отсутствия охранного статуса сносу многих ценных зданий невозможно воспрепятствовать. У каждой категории сооружений свои причины, по которым их уничтожают. К примеру, в случае с промышленными зданиями, их частные владельцы всё чаще стали переходить от стратегии сдачи площадей в аренду к полной зачистке территории, чтобы потом на ней можно было строить жилые комплексы. Такая стратегия стала более выгодной. Свои причины есть и в случае с общественными зданиями или транспортными объектами. Но, как подчёркивает Рахматуллин, общая тенденция едина для всех.

«Несмотря на то, что Сергей Собянин пытается представить себя неким медиатором между бизнесом и обществом, он никаким медиатором не является», — уверен общественный деятель. По его словам, ситуация постепенно скатывается к лужковским временам в том смысле, что мэрия в конфликтах вокруг исторических зданий всё чаще встаёт на сторону застройщиков, а не москвичей, дорожащих историей и нынешним обликом своего города.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
архнадзор, памятники, архитектура
Поделиться
Похожие новости