Новость общества

Выставки перестали быть просто ярмарками: зачем частные мастера в них участвуют

Выставки перестали быть просто ярмарками: зачем частные мастера в них участвуют

Фото © «Московская газета»

03.10.2024 в 21:09:00
82

Журналисты «Московской газеты» посетили XXIII выставку-ярмарку народных художественных промыслов и ремёсел России «Жар-птица». На мероприятии, организованном при участии ассоциации «Народные художественные промыслы России», представлены работы более 500 участников из 50 регионов; различные образцы народных промыслов, выполненных творческими объединениями, знаменитыми и начинающими художниками и ремесленниками

Председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Александр Дрожжин рассказал «Московской газете», что Выставка-ярмарка «Жар-Птица» — это сравнительно молодой проект, но уже весьма успешный как для мастеров, так и для посетителей.

«Наша ассоциация — это некоммерческое объединение, куда входят около 100 самостоятельных организаций различной направленности, в том числе училища, дома творчества и другие», — сказал Дрожжин, добавив, что выставка проходит с 2006 года. По его словам, основная её цель — это популяризация народных промыслов, тут есть возможность развития для частных мастеров-ремесленников.

«После участия в выставке компания может обеспечить себя заказами на год вперёд. Это своеобразная экосистема: здесь представлены товары, которые нужно увидеть, потрогать, познакомиться с ними. Мы работаем сразу в нескольких направлениях, не только производство, но и туризм, обмен опытом. Здесь же есть мастера, которые выполняют заказы для госслужб. Выставки перестали быть просто ярмарками, здесь развиваются деловые контакты», — сказал Александр Дрожжин.

Отвечая на вопрос, изменилась ли в эпоху современных технологий деятельность мастеров в плане большего внимания к цифровой составляющей продвижения их изделий, Дрожжин пояснил, что тут сложно сказать однозначно: кто-то действительно больше уходит в интернет, а кто-то нет.

«Маркетплейсы — это уже не будущее, а настоящее. Но другой вопрос в том, что качественная работа на маркетплейсе — это отдельная квалифицированная единица в штате. Не все обладают достаточными навыками», — сказал председатель правления Ассоциации.

Что касается коммерческой составляющей проекта, то участие в ярмарке платное, однако, по словам Александра Дрожжина, стоимость аренды стараются делать минимальной, в этом помогает Торгово-промышленная палата, существуют субсидии для участников из малых и средних предприятий.

«Проект растет, увеличивается и число самозанятых мастеров. Сейчас, если вас нет в ярмарках, то вас нет нигде. Здесь представлены изделия, которые покупают и глазами, и руками», — продолжил собеседник.

Александр Дрожжин отметил важность народных промыслов:

«Это наша многовековая традиция, развивать промыслы необходимо для сохранения народной культуры, истории, связи времен и поколений. Это ценный ручной труд. Это теплые душевные вещи, предметы, у которых есть история».

Председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» обратил внимание на то, что каждый сам для себя определяет функциональность вещей, сделанных вручную.

«Есть фарфор или керамика: кто-то использует их в быту, кто-то просто как украшение. Декоративно-прикладное искусство несет как декоративную функцию, так и бытовую. Сами по себе эти предметы утилитарны. Например, есть жостовский поднос — его можно просто повесить на стену, а можно использовать по прямому назначению», — сказал он, добавив, что люди всегда стремились к красоте как в одежде, так и в быту.

«Жар-птица» — это именно выставка, но также мы проводим тренинги, бизнес-встречи, конференции, собираем и изучаем информацию», — заключил Александр Дрожжин.

«Очень ценна возможность посмотреть, прикоснуться к овеществлённым традициям, культуре и истории России, выраженной в изделиях народных промыслов», — сказал главный редактор «Московской газеты» Валерий Ивановский, посетивший выставку. По его словам, на взгляд непрофессионала иногда было непросто отличить продукцию, созданную мастерами из разных регионов, особенно, когда это касалось одежды, украшений и других бытовых предметов.

«С другой стороны, традиции – это то, на чём должно строиться дальнейшее развитие, и традиционные промыслы основаны на техниках и методиках, разработанных нашими предками. Причём, я считаю важным, чтобы изделия народных промыслов не превращались исключительно в музейные экспонаты, которые люди осматривают и идут дальше. По моим ощущениям, хотя выставка вызвала интерес у посетителей, покупок было не очень много. Это было больше похоже всё-таки на музей, интересный и разнообразный, посетители которого восхищаются экспонатами, но с трудом могут представить их функциональное предназначение. В этой связи не стоит забывать о движении и прогрессе, поэтому мы предложили организаторам выставки-ярмарки сотрудничество с целью некоторой рационализации творческого процесса, когда помимо эмоционально-эстетической и духовной составляющей мы пытаемся придать творческому продукту коммерческое измерение, сделать его востребованным и эффективным с точки зрения реализации успешных бизнес-процессов», — резюмировал Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
выставка, творчество, ручная работа
Поделиться
Похожие новости