Новость общества

Жители общежития в Щукино оказались под угрозой выселения из-за разногласий ведомств

Жители общежития в Щукино оказались под угрозой выселения из-за разногласий ведомств

Фото: © «Московская газета»

01.10.2020 в 12:16:00
4364

Генпрокуратура должна разобраться в этой ситуации

Жители района Щукино, проживающие по адресу: улица Маршала Соколовского, дом 3, находятся на грани выселения из-за отсутствия единого определения статуса здания. Жильцы обращались за помощью к депутатам и в прокуратуры, однако вопрос до сих пор остается нерешенным.

Всего в здании общежития располагаются 23 комнаты, остальные помещения нежилые и сдаются под офисы.

«В доме №3 по улице Маршала Соколовского я проживаю с 1993 года. Получила комнату от ООО «АРСП» Ленинградского района Москвы – это Арендное ремонтно-строительное предприятие, на котором я проработала больше 10 лет. Сначала у меня была временная регистрация в общежитии, а с 1996 года – постоянная. В этом общежитии у многих прописаны дети и внуки», – рассказала в беседе с корреспондентом «Московской газеты» жительница общежития Наталья Савина.

По данным «Спарк-Интерфакс», организация «АРСП» была зарегистрирована в феврале 1991 года. Сейчас она управляет недвижимым имуществом. Выручка от продаж в 2019 году составила свыше 10 миллионов рублей, при этом чистая прибыль – минус 187 тысяч.

В настоящее время генеральным директором числится Александр Шашкин, ранее гендиректором являлась Валентина Добрынина.

В 2017 году по обращению Натальи о противоправных действиях Добрыниной УВД по СЗАО провело проверку, в ходе которой было установлено, что «в действиях Добрыниной, возможно, усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 330 УК РФ (Самоуправство)».

По словам жительницы, бывшее ведомственное общежитие оказалось в руках разных собственников, а впоследствии часть жилых помещений якобы была переведена в нежилые, несмотря на то, что там проживали и до сих пор проживают люди.

«В 2000-х годах дом, по всей видимости, продали вместе с нами, он каким-то образом был оформлен в частную собственность, а у нас нет никаких документов на комнаты, в которых мы живем, – сообщила Наталья. – Глава управы как-то заявил, что наш дом якобы пойдет под реновацию, мы стали собирать необходимые документы, а после этого здание неожиданно стало нежилым. И куда бы мы ни обращались, как только слышат наш адрес, отвечают, что это частная собственность, и что они за это не возьмутся».

«Почти весь дом находится в частной собственности фирм, сдающих помещения в аренду: там и стоматология, и школа английского языка, и торговые ряды, и типография, и турагентство, и многое другое – вокруг одни офисы. Из жилых остались только половины второго и третьего этажей. Нас пытаются выселять разными способами: повысили кварплату, ввели пропускную систему, теперь родственников пропускают только по спецкартам. Из-за обращений в разные структуры мне стали приходить угрозы», – поделилась жительница общежития.

Она также рассказала о находящейся за домом платной стоянке, являющейся такой только для жителей, в то время как работники фирм якобы могут пользоваться стоянкой бесплатно.

В августе 2020 года депутаты Мосгордумы обратились в Департамент городского имущества города Москвы. В ответ им сообщили, что ООО «АРСП» выполняет функции управления домом.

«У двух этажей разные управляющие компании. Квартплату мы отдаем ООО «Денко», а платежки забираем у охраны», – отметила Наталья.

Помимо этого в департаменте отметили, что статус дома, как правило, определяется по сведениям, установленным в ГБУ Москвы Московского бюро технической инвентаризации, согласно которым общая площадь жилого дома №3 по улице Маршала Соколовского составляет 4088,4 кв. метров, жилая – 313,8 кв. метров. Таким образом ведомство подтвердило, что здание общежития является жилым и указало конкретную площадь жилых помещений в этом здании.

В ответе также сказано, что жилые помещения не учтены в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере, и право собственности Москвы на жилые помещения в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано. А нежилые помещения находятся как в собственности города, так и в собственности юридических и частных лиц.

Жители неоднократно обращались в УВД по СЗАО, однако всегда получали отказ в возбуждении уголовного дела. Не стали разбираться в этом вопросе и после обращения депутата Мосгордумы Олега Сороки, который обращался в УВД в 2018 году в интересах жильцов общежития.

В 2020 году прокуратура Москвы по обращению Натальи провела проверку, в ходе которой было установлено, что Арендное предприятие по ремонту, реконструкции и строительству жилых и общественных зданий Ленинградского района, на балансе которого находилась часть помещений в доме, приватизировано в 1997 году. При этом документов, подтверждающих приватизацию, нет.

В прокуратуре сообщили, что в настоящее время в ЕГРН отсутствует информация о государственной регистрации права частной собственности на жилые помещения, а регистрация права собственности ООО «АРСП» на объекты недвижимости производилась исключительно как на нежилые помещения.

Помимо этого, как следует из ответа московской прокуратуры, «документального подтверждения, что приватизированные помещения являлись жилыми, в ходе проверки не получено, а документы, на основании которых происходило заселение как в общежитие, так и в какие конкретно его помещения, отсутствуют».

В прокуратуре также отметили, что оспаривание сделки приватизации невозможно в связи с истекшим сроком исковой давности, а восстановление жилищных прав возможно только по личному заявлению о признании права собственности на занимаемые помещения.

Наталья обращалась за помощью к депутату Мосгордумы Александру Соловьеву, который, в свою очередь, направил обращение в Департамент городского имущества Москвы. В ведомстве ему ответили, что решения о переводе жилых комнат в нежилой фонд Департаментом не принимались. При этом за помещениями, расположенными на втором этаже (жилые комнаты) сохранен статус жилых, тип: общежитие. А по данным ЕГРН от 2018 года помещения второго этажа обозначены как нежилые.

Права собственности города на эти помещения в Едином государственном реестре не регистрировались.

«Сама по себе ситуация об окружении двух этажей общежития офисами в 21 веке выглядит несколько дико. При этом здесь можно наблюдать ряд противоречивых моментов относительно определения статуса помещения: кто-то пишет, что вообще нет жилых помещений, некоторые структуры пишут, что жилые помещения есть и даже указывают их площади. Например, согласно ответу БТИ от 2018 года, часть площади числится жилой, а это порядка 400 квадратных метров», – отметил депутат Мосгордумы Александр Соловьев.

«Такая ситуация типична для 1997 года, тогда жилые помещения могли переводиться в нежилые распоряжением префекта. Однако для этого Жилищным кодексом РСФСР было предусмотрено проведение собраний жильцов. А протокола собрания жильцов, в котором было бы принято решение о переводе в нежилое помещение ни у кого нет, то есть получить его не представляется возможным, – сообщил корреспонденту «Московской газеты» депутат. – Сегодня у нас действует не Жилищный кодекс РСФСР, а Жилищный кодекс РФ, в соответствии с которым перевести жилые помещения в нежилые может только Департамент городского имущества.  А он в своих ответах пишет, что подобные процедуры не выполнял. Однако в ответах некоторых ведомств мы видим, что жилые помещения в данном здании отсутствуют».

 «Есть еще такой момент, что право собственности на жилые помещения не предъявила ни одна из организаций, которые располагаются в этом здании. У арендаторов оформлено право собственности только на нежилые помещения. То есть на данный момент неясно, за кем числится право собственности на имеющие статус жилых помещения, – рассказал политик. – Непонятно, то ли помещения являются жилыми, но на них каким-то образом оформлены права собственности как на нежилые (что само по себе очень странно), то ли есть жилые помещения, которые являются бесхозными на данный момент, то есть на них вообще ни за кем не закреплены права собственности. Сейчас мы как раз пытается разораться в этой ситуации».

Соловьев также рассказал, что прокуратура Северо-Западного округа и прокуратура Москвы уже проводили проверки, но результатов, к сожалению, нет.

«Жителям предлагают обращаться в суд, чтобы восстановить свои имущественные права. Мы написали обращение в генеральную прокуратуру РФ, попросили помочь разобраться в этой ситуации», – отметил депутат Мосгордумы.

Как прокомментировала сложившуюся ситуацию «Московской газете» кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко, «на каждом этапе прослеживается вопиющий бюрократизм как исполнительных органов Москвы, так и правоохранительных органов в лице прокуратуры».

«Органы занимаются формальными отписками вместо того, чтобы выполнять свою функцию – защищать жилищные права и отслеживать, чтобы права граждан не нарушались в ходе приватизации и сделок купли-продажи недвижимости. Они нацелены на «бумажку», а не реальных людей, права которых, очевидно, нарушены, и которые оказались крайними в длинной цепи бездумных сделок с недвижимостью», – отметила Скосаренко.

«Было здание, в котором размещалось служебное общежитие и которое впоследствии продали вместе с проживающими в нем людьми, несмотря на ограничения при совершении подобных юридических сделок. При этом в прокуратуре не увидели причин для реагирования, поскольку якобы уже прошли сроки для обжалования приватизации и сделок для реализации нежилого фонда, в котором размещалось и продолжает размещаться общежитие. Сроки-то прошли, но люди никуда не исчезли. В итоге жителей, по всей видимости, пытаются выкинуть из комнат, в которых они проживают еще с 90-х годов. Прокурорские органы не увидели документального подтверждения, что общежитие имеет жилой статус, несмотря на свидетельства конкретных людей, фотографий комнат и мест общественного пользования. Не помогла увидеть реально существующую проблему даже справка из московского городского БТИ от 2018 года, где прописано, что в этом здании располагается общежитие с определенным метражом жилой площади. Казалось бы, разбирайтесь, выясняйте и запрашивайте документы у собственных и бывших владельцев здания, поднимайте архивы, защищайте граждан и их право на предоставленное им жилье. Но нет. Людям, которых могут в любой момент «попросить», и вероятно, уже «просят» убраться вместе с детьми из их единственного жилья, надо самим обходить все коридоры власти и долбиться во все возможные и невозможные инстанции. Просто чтобы не превратиться в бездомных из-за халатности пропускавших такие сделки сквозь пальцы людей, но, видимо, не решавших вопросы с их дальнейшим правом на проживание в спорном здании».

Между тем, согласно статье 13 ФЗ от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», «граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений».

«Жильцам общежития требуется экстренно доказывать и подтверждать законность оснований для первоначального вселения в общежитие, а в этом им могут помочь прокуратура и суд. Проблема всем очевидна, и есть конкретные люди, чьи интересы нуждаются в защите, но помогать им правоохранительные органы, созданные для защиты нарушенных прав и оплачиваемые россиянами из налогов и бюджета, по всей видимости, не собираются», – заключила юрист.

Ранее «Московская газета» писала о том, что жители общежития на улице Окская в районе Кузьминки боятся оказаться на улице после проведения ремонта. Они опасаются, что могут потерять право собственности на свои комнаты из-за возможной продажи здания после окончания капитального ремонта: решение суда о признании права собственности еще не вступили в силу, а жителям уже необходимо переселиться в другое здание в связи с началом ремонтных работ.

Автор: Алёна Лобанова
ТеГИ
Щукино, общежитие
Поделиться
Похожие новости