Новость политики

«Единая Россия» ликвидирует «залетное воронье» среди наблюдателей

16.07.2020 в 18:12:00
2668

После этого осталось запретить и кандидатов-варягов, прогнозируют эксперты

Нет пределов для фантазии кремлевских чиновников и близких к власти депутатов,  переписывающих избирательные нормы. В преддверии нового избирательного цикла выборное пространство хотят кардинально трансформировать: в одном растянуть, в другом сжать. По времени растянуть, по возможностям работы наблюдателей — сжать.

Еще полтора года назад партия «Единая Россия» обещала запретить «наблюдательские командировки» на период выборов. Тогда предполагалось,  что Госдума уже в ближайшее время примет поправки к закону о выборах, регламентирующие правила наблюдения на участках для голосования. Как рассказывал в Санкт-Петербурге депутат Госдумы Михаил Романов, наблюдателям запретят путешествовать по выборам в разных регионах: «Депутаты «Единой России» разрабатывают изменения в правила наблюдения, согласно которым следить за выборами сможет только наблюдатель с постоянной регистрацией в данном регионе, где проходят выборы, никакого залетного воронья». Поправки разработаны по поручению президента в рамках, что примечательно, «либерализации» закона о выборах.

Однако по неясной причине эта идея только сейчас приблизилась к статусу закона. Сегодня Госдума приняла соответствующий законопроект во втором чтении и намерена принять его в третьем чтении на заседании 21 июля. Эта норма — одна из поправок, среди которых есть и скандальная новация про трёхдневное голосование.

Теперь наблюдателями на региональных выборах в России не смогут быть граждане, которые не являются избирателями в своих регионах.

«При проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на территории соответствующего субъекта Российской Федерации наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти, правом на участие в референдуме соответствующего субъекта Российской Федерации», — говорится в тексте законопроекта.

«То, что касается выборов депутатов Госдумы, законодательных собраний, уровня местного самоуправления, глав субъектов — наблюдателями смогут быть только граждане, которые проживают, зарегистрированы на той территории, где проходят эти выборы. Таким образом, мы защищаем интересы наших избирателей на территории, на которой выборы проводятся», — отметила руководитель профильного комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.

Для этой нормы уже придумали эпитеты: «региональный ценз» для наблюдателей за выборами, «электоральный туризм» и т.д.  Приведет ли это действительно к осложнению работы наблюдателей?

«Раньше у нас не приветствовалось иностранное вмешательство в выборы, теперь запрещается вмешательство межрегиональное. Для Башкирии жители соседней Челябинской области приравниваются теперь к иностранцам, для Москвы иностранцами — по крайне мере в политическом смысле — становятся жители Подмосковья. Давайте зафиксируем, кто на самом деле воздвигает внутренние границы и способствует региональной автаркии. Вот реальная цена всем их громким словам о нерушимости, территориальной целостности и т.д.», — рассуждает политолог Аббас Галлямов.

Политический юрист, политтехнолог Олег Молчанов рассказал «Московской газете», что эта норма осложнит работу, к примеру, наблюдателей в статусе членов комиссии с совещательным голосом.

«Сейчас участники выборов могут назначить своих наблюдателей. А будет, как на плебисците по Конституции, где были наблюдатели якобы сторонние от Общественной палаты. Это объяснят тем, что партийные наблюдатели якобы заинтересованы только в результате своей партии, соответственно наблюдатели кандидата заинтересованы в результатах кандидата, а не в соблюдении закона. А вот наблюдатели от общественной палаты, якобы, беспристрастнее, поскольку-де заинтересованы только в соблюдении законодательства. В реальности, они вообще ни в чем не заинтересованы, они сидят для галочки. Наблюдатели же из  других регионов избирательные законы иногда знают лучше, чем члены комиссии. И требуют его безусловного выполнения, что мешает избирательным комиссиям выполнять те задачи, которые им ставятся. Поэтому, если тебе какой-то фактор мешает, то его лучше убрать. Вот и убрали», — отметил Олег Молчанов.

Политические партии и другие участники выборов привлекают «варягов» не от хорошей жизни.  Подготовить компетентных наблюдателей в своем регионе бывает непросто: «Крупные конкурентные выборы бывают все-таки не очень часто. То есть, как правило, раз в 2-3 года, иногда и в 5 лет. А за 5 лет меняется законодательство, люди просто забывают то, что они учили раньше и т.д. И получается, каждый раз надо учить их и искать заново. Если есть такая профессия «кочующий наблюдатель» (то есть работа только в день выборов), то они, естественно, работают на выборах гораздо чаще, чем член конкретной участковой комиссии в любом регионе. Потому что участковые крупные выборы проходят раз в 2-3 года, а у этого специалиста несколько раз в год. Поэтому, конечно, у него больше опыта».

Эксперт по наблюдателям, руководитель консалтингового бюро T&M Гарегин Митин сказал «Московской газете», что, «с одной стороны, в предлагаемом положении есть своя логика: раз голосуют только избиратели конкретной территории, то и контролировать ход выборов должны избиратели, живущие на данной территории. Этакое «самоуправление»: сами организуют, сами голосуют, сами же контролируют. С другой стороны, мы так скатимся к цензу осёдлости, который далеко не является торжеством демократии. Плохо, конечно, что у нас в борьбе с недобросовестными наблюдателями забыли о хорошем институте злоупотребления правом».

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
Единая Россия, наблюдатели, кандидаты, местные
Поделиться
Похожие новости