Электронное голосование может привести российские выборы к «туркменскому варианту»
Наблюдатели предполагают, что «агитация, мобилизация и собственно технологии как таковые могут уйти в прошлое»
Эксперты предрекают, что замена в России очного голосования электронным, старт которому дан в ходе думских выборов 17-19 сентября, может повлечь любопытные изменения в обществе. К примеру, неактуальными станут некоторые профессии, еще большее значение получит административный ресурс.
Так, политконсультант Зоя Глазачева иронически написала в Facebook про вызванные электронным голосованием «пышные похороны профессии технолога и сопричастных».
Комментируя для «Московской газеты» этот «сложный вопрос», она высказалась так: «Первый опыт электронного голосования показал, что большие шансы победить в нем имеют люди из правильных списков. Не исключаю, что это совпадение, и мэр Москвы действительно сформировал сильную команду. Но факт остается фактом: итоги ДЭГ (дистанционное электронное голосование, — прим.ред.) были оглашены после полудня следующего дня и повлияли на результаты, которые также отличались от exit poll. Учитывая анонимность как одно из главных условий всеобщего голосования, проверить его достоверность в электронной форме просто не представляется возможным. Если ДЭГ будет вводиться повсеместно, самыми ценными специалистами для тех, кто мечтает о кресле депутата, станут GR, а агитация, мобилизация и собственно технологии как таковые могут уйти в прошлое: при всеобщем введении ДЭГ бюджетники обеспечат и «явку» через приложение госуслуги, и нужный результат, правильно проголосовав (не по принуждению, а просто испугавшись, что их голос может быть рассекречен и отразиться на их социальном самочувствии)».
Политолог, бывший генсек партии любителей пива Константин Калачев рассказал «Московской газете», что не видит в последствиях ДЭГ ничего нового для российской действительности.
Профессия политтехнолога, по его словам, давно умирает. Полностью профессия не исчезнет, но пространство для нее ужмется. Важнее сейчас становятся электоральные юристы, поскольку главное в это время не вести кандидата, а суметь его зарегистрировать. Теперь первоочередными становятся договоренности с властями и теми, кто уполномочен решить вопрос по «подбору» будущих депутатов. Сейчас, возможно, придется добиваться результата больше не электоральными, не креативными решениями.
«Общество будет желать, чтобы результаты выборов отражали его запросы, меняющуюся социально-экономическую и политическую ситуацию. Можно, конечно, прийти к туркменскому варианту, где результаты выборов предрешены, однако при этом все равно потребуются люди, которые хотя бы будут заниматься установкой дымовой завесы, доказывать, что выборы не просто нарисованы, а имеют под собой какую-то почву. Впрочем, ничего нового с ДЭГом не пришло – у нас никогда не было идеальных выборов», — рассуждает эксперт.
Ранее «Московская газета» приводила мнение наблюдателей о том, что власти, возможно, поторопились с электронной системой: «Подогнали под себя сырой, недоработанный и необеспеченный законодательно и программно-аппаратно результат. А в итоге, то, что получилось, не выдерживает никакой критики».
Аналитик Борис Овчинников, комментируя московские выборы, считает «маловероятной версию, что задержка с публикацией результатов онлайн-голосования связана с тем, что якобы «подкручивали» результаты в пользу «Единой России»: «Распределение голосов, которое было озвучено в понедельник, скорее всего, соответствует тому, что было в базе на 20:00 воскресенья».
«Но вот в чем я совсем не уверен и сомневаюсь все больше — в том, что 2 миллиона проголосовавших аккаунтов — это все реальные люди. Возможно, что среди проголосовавших онлайн есть сотни тысяч редко голосующих избирателей, которые вообще не подозревают, что они якобы записывались на онлайн-голосование. И даже могут быть виртуальные избиратели, загодя подложно внесенные в списки избирателей», — предполагает в Facebook аналитик.
На Западе давно тестируют электронное голосование и не совсем довольны этим опытом. В крупнейших странах Европы в разных формах решили притормозить использование компьютеров при голосовании. Так, конституционный суд Германии признавал электронное голосование не отвечающим принципам честных и открытых выборов, и решено было, что граждане будут голосовать по старинке — с использованием ящиков для голосования. К традиционным выборам вернулась Норвегия. После экспериментов с электронными ящиками для голосования избиратели высказали опасение, что анонимность голосования будет нарушена.
Национальное агентство по информационной безопасности, по данным СМИ, рекомендовало правительству Франции воздержаться от использования электронных систем голосования на президентских выборах. Парламентские выборы в Нидерландах также проходили по традиционной схеме, без компьютеров. А власти Финляндии признали, что технологический уровень развития пока не позволяет полностью обезопасить интернет-голосование, в том числе с точки зрения обеспечения тайны голосования и одновременно возможности избирателя удостовериться в том, что его интернет-голос полностью и правильно учтен.
-
Политики рассказали, как партийные наблюдатели будут действовать по всей стране14.09.2021 в 15:21:002669
-
Более 200 сторонников партии «Новые люди» приняли участие во Всероссийском форуме наблюдателей в Москве. Как...06.09.2021 в 08:06:004110
-
Неизвестному взломщику обещано 150 тысяч рублей21.08.2021 в 15:02:003562
-
После этого осталось запретить и кандидатов-варягов, прогнозируют эксперты16.07.2020 в 18:12:002664
-
ЕС и ОБСЕ сообщили об отказе направить наблюдателей в Крым на президентские выборы.25.12.2017 в 10:50:002885
-
С соответствующем заявлением выступила председатель Центральной избирательной комиссии России Элла Памфилова в ходе ...29.06.2016 в 00:00:0012757