Новость политики

Муниципальные выборы 2020 дают хороший шанс оппозиции против «Единой России»

Муниципальные выборы 2020 дают хороший шанс оппозиции против «Единой России»

https://kubnews.ru

21.05.2020 в 18:30:00
5188

Социально-экономический кризис в посткоронавирусный период дает хороший шанс для оппозиционных партий отобрать у партии «Единая Россия» места в городских думах в муниципальных избирательных кампаниях 2020 года, считают эксперты

«Единая Россия» является сегодня единственной партией, которая официально поддерживает действия правительства РФ. Все остальные политические структуры в большей или меньшей степени критикуют российские власти и в качестве основного конкурента в партийной борьбе видят именно ЕР. Особенно интересной, по мнению экспертов, обещает стать политическая борьба на муниципальных выборах в 2020 году, и прежде всего за городские думы региональных центров, где единороссам предстоит противостоять и системной оппозиции в лице КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», «Родине», «Яблоку», и внесистемной оппозиции.

«Несложно предсказать на муниципальных выборах в 2020 году протестное голосование, а также снижение явки, что приведёт к еще большим фальсификациям, чем в прошлые годы. Партии «оппозиции Его Величеству» тоже все меньше и меньше воспринимаются как альтернатива «Единой России». На мой взгляд, протестная волна выльется на улицу, и мы увидим много именно уличных акций протеста, скорее социального толка, — рассказал «Московской газете» оппозиционный политик Дмитрий Гудков.

Не исключено, что предполагаемая низкая явка на ЕДГ-2020 будет на руку «Единой России». Политологи считают, что если период вынужденной самоизоляции и мер повышенной готовности повысят не только протестные настроения россиян, но и явку избирателей, то «Единой России» стоит опасаться предстоящих муниципальных выборов. Наиболее показательными могут стать, прежде всего, локальные предвыборные кампании в гордумы региональных столиц. Напомним, в 2020 году сроки полномочий истекут у депутатов городских заксобраний Астрахани, Владимира, Воронежа, Иваново, Ижевска, Казани, Калуги, Краснодара, Костромы, Липецка, Магадана, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Оренбурга, Орла, Ростова-на-Дону, Самары, Смоленска, Сыктывкара, Тамбова, Томска, Чебоксар.

«Так как основной удар кризиса и негативные последствия карантинных мер пришлись на малый и средний бизнес и сферу услуг, похоже, рост протестных настроений неизбежен именно в крупных городских центрах. В городах снизится и способность административной мобилизации бюджетников, особенно медработников и в меньшей степени учителей, на голосование за «Единую Россию». Ведь некоторые медики в период коронавируса столкнулись и с общественным давлением, и со случаями пренебрежения к себе со стороны местных чиновников и администраций медучреждений (невыдача положенных средств защиты, фокусы вокруг обещанных путинских доплат — прим. авт.). Педагоги жаловались, что в период карантина были вынуждены работать с усиленной нагрузкой онлайн, но каких-то особых мер поддержки от власти не получили, а при этом отчётность для них только возросла. Поэтому с медиками и педагогами партии власти теперь нужно работать более гибко и индивидуально», — рассказал «Московской газете» директор по исследованиям Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов.

По мнению эксперта, «необходимо учесть, что ещё зимой, до начала пандемии, власть подстраховалась и активизировала процесс перевода выборов в горсоветы многих столиц со смешанной системы на полностью мажоритарную, либо были приняты решения о значительном сокращении доли «списочных» мандатов в горсоветах».

«На муниципальном уровне в большинстве случаев переход на «мажоритарку» облегчает получение кандидатами власти большинства и снизит интенсивность политической кампании оппозиции, хотя есть, конечно, исключения. В 2018 году, когда после пенсионной реформы случился пик протестного голосования на выборах в заксобрания, в той же Ростовской, Ульяновской (в Ульяновске сейчас тоже выборы городских депутатов) и Смоленской областях кандидаты оппозиции смогли выиграть у «Единой России» и ряд одномандатных округов в заксобрания именно в городах. В отдельных случаях, как в Новосибирске, городские выборы в 2020 году пройдут, скорее, по сценарию раздела мест между двумя системными «партиями власти» ЕР и КПРФ против третьей силы (Новосибирск — основная цель сторонников Навального после неплохого результата Сергея Бойко на прошлогодних выборах мэра), — считает Александр Пожалов.

Меры повышенной готовности и результаты борьбы с коронавирусом, как полагают эксперты, тоже можно считать факторами, которые повлияют на электоральные предпочтения в муниципальных предвыборных кампаниях.

«Имеет значение, насколько уверенно держались власти в условиях борьбы с вирусом. Делали ли они раздражающие население заявления, вводили ли репрессивные меры. В Новосибирске, например, население не испытывает особого давления. И это заслуга властей. Правда, поскольку мэром является представитель КПРФ, то это может дать дополнительные шансы компартии. В настоящее время нельзя оценить в полной мере ущерб, причиненный экономике в связи с коронавирусом. А от этого будет зависеть настроение избирателей на выборах. В случае, если ущерб удастся минимизировать, то «Единой России» ничего не угрожает. Партия сможет использовать в свою пользу успех в борьбе с пандемией и быстрое восстановление экономики. Если же ущерб окажется значительным, то возрастут шансы КПРФ и ЛДПР», — рассказал изданию политолог, эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.

По мнению политтехнолога Евгении Столяровой, «коммунистам и другим партиям-противникам «Единой России» на муниципальных выборах мешает недостаточная активность региональных отделений и заметная апассионарность».

В качестве примера эксперт приводит Оренбург, где в 2020 году также пройдут выборы городских депутатов.

«Полагаю, что многие сторонники «Единой России» пойдут самовыдвиженцами (особенно те, кто избирается впервые) и их число вырастет в составе горсовета. Что касается остальных местных представителей парламентских партий, то с большой долей вероятности за мандаты будут бороться местное отделение «Справедливой России», обновлённое в конце прошлого года. В местном отделении ЛДПР присутствует некоторый раздрай, так что вряд ли они включатся в активную кампанию, но, думаю, сохранят мандат. Предполагается участие и представителей непарламентских партий — «Партии пенсионеров» и, возможно, «Яблока» и КПСС. В целом, активного протестного голосования в городе, по моим представлениям, не планируется, так как в регионе на данный момент нет ни явного лидера протеста, ни согласованной оппозицией протестной повестки, да и толком самой оппозиции», — считает эксперт.

Собеседник издания полагают, что в регионах, где оппозиция ведет себя недостаточно активно, не сформировала протестной повестки и лидеров, которые способны конкурировать с представителями «Единой России», протестная конъюнктура вряд ли поможет в борьбе с партией власти.

«Избирательные кампании в городские думы — традиционно более конкурентны, чем выборы региональных парламентов. Но связано это не с широкой повесткой, а с активной конкуренцией за ресурсы местных городских элит и экономических группировок. Другим важным фактором политических процессов в российских городах является фактор контроля со стороны губернаторов. И система наделения полномочиями глав администраций (сити-менеджеров) позволяет губернаторам быть ключевыми игроками на этих полях. В этом плане предстоящие выборы горсоветов в ЕГД 2020 г. будут проходить прогнозируемо с желанием властям регионов обеспечить контроль за внутренней политикой. Очевидно, что для оппозиции разворачивающийся социально-экономический кризис будет дополнительным ресурсом повысить свою поддержку электората. Но предполагаю, что эти возможности парламентская оппозиция КПРФ, ЛДПР, СР не использует. В связи с неумением работать в режиме самоизоляции, отсутствием реальных кадров на местах, ресурсов, да и серьезной мотивации. Все же основной фокус их смещается в сторону выборов в Госдуму, которые пройдут в 2021 г. Больше мотивации есть у новых политических проектов («танчики», «парфюмеры», пенсионеры, правдорубы). Но им сложно справится с развитием и управлением политических «машин», кадровой политикой и работой с ресурсами. В целом современное партийное равновесие Центр устраивает и резких изменений на политической карте России ждать не стоит», — отметил руководитель департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве РФ Сергей Белоконев.

Как считает глава Центра развития региональной политики Илья Гращенков, «ЕР стремительно набирает антирейтинг, притом, что сам по себе рейтинг в целом удерживает на уровне 25–30% ».

«Есть, конечно, регионы где он [рейтинг — прим. авт.] обвалился ниже показателя в 20%, и их число растет. Прежде всего, речь о Дальнем Востоке, Сибири, некоторых регионах ЦФО, столичных городах. На фоне экономического кризиса, роста безработицы, растут «левые», а в целом — патерналистские настроения, которые пока перехватывает КПРФ. Конечно, требования у людей пока не политические. Они хотят денег, гарантий, работы, а все это может дать государство, Путин, но не Зюганов. Однако, чем больше государство пробуксовывает, а директивы Путина игнорируются, народ разочаровывается во власти, и в первую очередь в «Единой России», как апологете бюрократического управления. Поэтому Медведев заявляет о смене партийной идеологии, и я не удивлюсь, если ЕР попробует «полеветь» и стать оппозиционной к правительству, например. Однако пока этого не произошло, рейтинг ЕР перехватывает КПРФ. Кое-где их показатели примерно сравнялись на уровне 20–25%, а это значит, что осенние выборы могут быть для партии власти очень непростыми», — говорит Илья Гращенков.

Упорная борьба между «Единой Россией» и оппозицией может развернуться на юге России (Ростов-на-Дону, Краснодар), в Воронеже, Смоленске, Новосибирске.

«Неутешительные экономические прогнозы заставляют задуматься о том, насколько крепки позиции Единой России на муниципальном уровне. Можно выделить несколько городов с традиционно сильными позициями «единороссов». Это Ростов-на-Дону, где предстоит избрать 40 депутатов для седьмого созыва. Сейчас в гордуме Ростова-на-Дону на 40 мандатов всего лишь 5 депутатов, не входящих в эту партию. В Казанской городской думе тоже превалируют «единороссы». 43 места из 50 заняты представителями этой партии, более того, традиционно сильны связи ЕР с национальными элитами. В Новосибирск, несмотря на сильные позиции «Единой России» в регионе, довольно часто единороссам успешную борьбу навязывают коммунисты, возглавляемые «красным мэром». Анатолий Локоть, в прошлом году подтвердивший собственные полномочия на выборах, вполне способен воспользоваться сложившейся ситуацией и попытаться повысить влияние коммунистов, подтвердив звание Новосибирска, как одного из городов «Красного пояса России». Воронежская городская дума точно так же контролируется единороссами. Из 36 депутатских мест лишь 5 принадлежат представителям других партий. Схожая ситуация и в Тамбове: на 36 мест — 31 депутат от «Единой России». В остальных городах оппозиция имеет серьезные шансы отвоевать у «Единой России» места в городских думах. Ясно одно: лучшего шанса, чем сейчас, чтобы оседлать волну социального кризиса и на ней добраться до более ясных позиций на местном уровне, у представителей оппозиционных партий просто не будет. Традиционно лучше всего деятельность по консолидации протестно настроенного электората получалась у коммунистов, но сегодня им мешает в этом начавшаяся внутренняя борьба за кресло преемника Геннадия Зюганова, — рассказал «Московской газете» глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский.

По прогнозам Ильи Гращенкова, наиболее проблемные «точки кипения» могут быть в Новосибирске, Чебоксарах, Магадане. На Юге позиции «красных» тоже растут: Краснодар и Ростов-на-Дону пока удерживают неплохие показатели  «Единой России» на уровне 30–35%, однако тенденции тоже к снижению.

«Если в обоих регионах сменятся губернаторы, то это может ненадолго задержать падение рейтингов, «обнадежив» электорат. В Костроме, к примеру, «левые» настроения распределяются между КПРФ и СР. В Смоленске и Воронеже неплохие позиции у ЛДПР, а в Калуге и Казани традиционно сильны провластные настроения, и там рейтинг ЕР будет какое-то время держаться на докризисном уровне», — считает глава Центра развития региональной политики.

Автор: Александр Асадчий
ТеГИ
выборы-2020, партии, регионы
Поделиться
Похожие новости