Новость политики

Российские политологи считают, что коронавирус усилит глобализацию мира вопреки карантину

31.03.2020 в 19:13:00
7094

Мировая пандемия коронавируса вызвала заметное оживление футурологических концепций переустройства мира после весны 2020 года. При этом авторы сходятся во мнении, что такие временные меры, как изоляция, карантин ведут к еще большей глобализации мирового сообщества

Появляются новые социальные теории, которые предлагают положить в основу новой идеологии социального общества или национальных доктрин.

Пандемия коронавируса вызвала к жизни противоположные политические инициативы.  

«Премьер-министр Италии Джузеппе Конте заявил, что кризис, вызванный распространением коронавируса, может привести к росту антиевропейских настроений в некоторых странах. Пугает ростом национализма. Но я думаю, что это запугивание носит прикладное значение. Помощи хотят масштабной и объемной, — считает политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев.

Как писала The Guardian, бывший премьер-министр Британии Гордон Браун предложил создать мировое правительство.  

По словам руководителя экспертной сети «Клуб регионов» Сергея Старовойтова, с одной стороны, это вызвало иронию и насмешки — напуганные люди из всех стран станут поклоняться новой религии, которая послала людям коронавирус как наказание.

«И это будет новая религия, беспощадная к людям, требующая демонстративного соблюдения экологических стандартов, возможно, приносящая человеческие жертвы. Грета станет пророком этой религии, а Гринпис — жреческим орденом. Адепты геотеизма будут требовать закрыть храмы других религий — никакой конкуренции! И это не будет похоже на вялый пантеизм. Это будет посерьёзнее, думаю», — иронизирует эксперт в Facebook.

С другой стороны, по мнению экспертов, самоизоляция и карантин — это не только попытка уберечься от вируса, в который не вся паства еще верит, но и способы глобализации мира. Проблема коронавируса, мировая пандемия становятся причинами усиления мировой глобализации.

«Кризисы такого масштаба укрепляют глобальную солидарность. Пандемия пробуждает к жизни новый глобализм, поскольку правительства и общество отдельных государств ориентируются в борьбе с проблемой на общие стандарты, вырабатывают новые общие нормы», — считает политолог, сотрудник Пражского университета Александр Морозов. 

По мнению собеседника «Московской газеты», «с появлением коронавируса ситуация будет сходна с глобальной борьбой с терроризмом после событий 11 сентября 2001. Последствиями атаки стало укрепление глобального взаимодействия правительств, обмен данными, совместная борьба с терроризмом стала объединяющей повесткой для стран с разными политическими системами».

«Запретов не будет после окончания карантина. Поскольку все заинтересованы в глобальном экономическом обмене. Глобализм — это в первую очередь экономика. Главные результаты будут в сфере социального поведения: новые программы иммунитета, новый контроль за группами населения, подверженными эпидемиям, новые программы вакцинации, новые нормы поведения в общественных местах», — прогнозирует эксперт.

При этом Александр Морозов считает коронавирус звеном в синонимической цепочке последних глобальных потрясений: борьба с международным терроризмом (начиная с терактов в США в сентябре 2011 года — прим. ред.), атипичной пневмонией и лихорадкой Эбола.

«Как запреты помогут решению глобальных проблем? Можно приостановить распространение вируса, снизить нагрузку на национальную систему здравоохранения. Но вакцина — это уже общемировая забота. Все люди похожи. Да, сейчас мы можем закрывать границы и атомизироваться до масштабов своих квартир. Но когда все это закончится, запрос на открытость, общение, передвижение, ощущение общей победы, общих угроз, солидарность объединят человечество не хуже голливудских фильмов, которые смотрят на любом континенте. Так что не стоит бояться, что мир закрылся навсегда. Кто-то говорит, что все разбежались по национальным государствам, и мы наблюдаем откат глобализации. Другим представляется, что сейчас многим откроется, какие мы похожие. Одна и та же динамика реакции на эпидемию. Безалаберность — и трагедия. Всё это мытье рук и советы в исполнении знаменитостей. «Сиди дома» на всех языках. Вопреки первым впечатлениям, пандемия все-таки служит сплочению человечества. Как в голливудских фильмах — приближение к Земле астероида или инопланетное вторжение», — уверен политолог Константин Калачев.

«Глобальные гуманитарные, то есть политические, культурные и другие идеи следуют за развитием глобального экономического обмена. Это очевидно. Пандемия никому не выгодна, она разрывает глобальные экономические цепочки, наносит большой урон экономикам. А совместная борьба с пандемией как общей угрозой, конечно, укрепляет глобальную солидарность», — подчеркивает эксперт Пражского университета, политолог Александр Морозов.

Иначе говоря, глобальные потрясения, такие как коронавирус, являются частью глобализации мирового сообщества.

«Коронавирус — типичный пример новой глобальной угрозы. Чтобы ее преодолеть и сократить риски на будущее, после периода размежевания придется снова объединяться. Идея глобализма — это эволюционная необходимость. Глобализм может трансформироваться, но не умрет», — заявил Константин Калачев.

«Как оценить полезность футурологических теорий, или правильность выбора между глобализацией или национальным карантином? Нужно смотреть на практические результаты предложенных инициатив. Никаких радикальных последствий в смысле изменения существующих моделей поведения людей и стереотипов массового сознания ждать не стоит. Пока каждый использует происходящее исключительно для того, чтобы в очередной раз убедить себя и окружающих в своей правоте. Многие политики постараются извлечь из ситуации пользу для пропаганды своих взглядов — и либералы-глобалисты, и националисты-изоляционисты. Кто будет убедительнее? Тот, кто после пандемии продемонстрирует свою полезность. Запрос на открытость требует еще и денег, чтобы этой открытостью пользоваться», — считает Калачев.

«Коронавирус  Covid-19 меняет мировую политику. Во-первых, он является в эпоху напряжённости и сам собой закрывает то действие мирового масштаба, которое до него заполняла угроза мировой войны. Причём, заполняя мировые повестки, эта биологическая угроза не разобщает народы, как подготовка к войне, а объединяет перед угрозой. Таким образом, поколение, которое не застало Второй мировой войны, получило свою прививку от опасных политических заблуждений, которые привели к идеям мировой войны в двадцатом веке. Во-вторых, всемирная эпидемия разворачивает с новой остротой вопрос трансформации реальных государственных образований к проблеме глобализации, ставя под сомнение национальную атомизацию как политический ориентир. Выскочить из глобализации не удастся. Это требует от России разработку кейса, который станет уникальным технологическим ответом на подобные типы угроз, с которым можно садиться за стол переговоров по реорганизации политического сотрудничества между странами, пока в формате ООН», — пояснил «Московской газете»  политический психолог Константин Митчин.

«Если кто-то предложит умилостивить разбушевавшуюся богиню Землю некоторым количеством «отрубленных голов», чтобы все это закончилось, разве мы откажемся? Всего лишь пару нефтяников пожирнее, а? Чтобы все были счастливы. Вам это только кажется диким и невозможным, но посмотрите, как быстро мы соглашаемся с любыми решениями, даже если они не имеют никаких законных оснований: карантин, комендантский час, принудительная остановка предприятий, отмена выборов.
Мы, люди, по-прежнему остаёмся дикими и испуганными. Мы вглядываемся в экраны наших телефонов так же, как двадцать тысяч лет назад смотрели на костры в пещерах», — рисует мрачную перспективу политолог Сергей Старовойтов.

С ним солидарен политолог Ярослав Игнатовский.

«Мишель Фуко в своей знаменитой работе «Надзирать и наказывать: рождение тюрьмы», описывая западные общества XVIII-XIX веков, ввёл понятие дисциплинарного общества модерна взамен общества власти суверена, в рамках которого «биовласть» осуществляет принципиально новые функции надзора и контроля как над телом индивидуума, так и над его разумом, во всех важнейших институтах: в школе, больнице, на фабрике, в казарме, тюрьме, колонии.

Надо ли говорить, что сегодняшняя ситуация рождает риск соблазна для власти появления сначала «общества дисциплины» на новых принципах, потом «общества тотального контроля» (поведение, передвижение, потребление, здоровье, контакты), а затем и установления «цифровой диктатуры» (прежде всего в мегаполисах, потому что периферия будет не интересна).

Утопия? Не думаю. Скорее антиутопия, которая стремительно превращается в реальность», — полагает эксперт.

«Все подались в футурологи. Выдают свои «хотелки» за образ будущего. Я скептик. Никак мир не изменится. Не в первый раз мы слышим, что «мир никогда не будет прежним». Все вернется на круги своя. Но спекуляций на эту тему будет много. Как разбежались по национальным квартирам, так обратно и соберутся. Может быть, чуть вырастет запрос на свободу», — убежден политолог Константин Калачев.

Автор: Александр Асадчий
ТеГИ
коронавирус, глобализация, мнения экспертов
Поделиться
Похожие новости