Новость политики

Ядерная сделка с Ираном: быть или не быть?

Ядерная сделка с Ираном: быть или не быть?

Фото: agora-dialogue.com

07.05.2018 в 11:17:00
26414

Президент Франции Эммануэль Макрон предрек войну в случае выхода США из ядерной сделки с Тегераном.

Совместный всеобъемлющий план действий по иранской ядерной программе, заключенный в 2015 году между США, Россией, Британией, Францией, Германией и Китаем с одной стороны, и Ираном – с другой, предусматривает постепенное снятие санкций с Тегерана в обмен на отказ от ядерной программы, и допуск инспекторов МАГАТЭ на иранские ядерные объекты.

Недавно президент США Дональд Трамп, обвинил Тегеран в невыполнении  условий этого соглашения, и пообещал выйти из ядерной сделки 12 мая, если иранцы продолжат тайные работы по производству ядерного оружия.

В Евросоюзе с опаской отнеслись к плохо скрываемому желанию американского президента решить иранский вопрос силовым путем. И Макрон, и Меркель во время недавних встреч с Трампом пытались убедить Трампа не выходить из ядерной сделки с Ираном. Об этом же заявил и министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон, считающий, что «в случае прекращения действия ядерной сделки выиграет только Иран».

«Я попытаюсь убедить президента США не выходить из сделки с Ираном, и для этого поучаствую в любимом телевизионном шоу Трампа Fox & Friends», — цитирует Джонсона ВВС.

Глава МИД Великобритании пообещал, что во время визита в Вашингтон он попытается уговорить американцев не выходить из сделки с Тегераном на встречах с вице-президентом США Майком Пенсом и помощником президента по национальной безопасности Джоном Болтоном.

«Если США решат выйти из Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе, это может привести к ядерной войне», — сказал президент Франции Эммануэль Макрон в интервью немецкому изданию Der Spiegel, — «В худшем случае президент США решит выйти из сделки без заключения последующего соглашения с Ираном, а это означает, что мы откроем ящик Пандоры, и все может кончиться войной».

При этом Макрон оговорился, что он не считает главной целью Дональда Трампа развязывание военного конфликта с Тегераном.

Между тем, американские СМИ напоминают, что еще во время своей избирательной кампании в 2016 году Дональд Трамп грозил Ирану санкциями в случае невыполнения Тегераном условий ядерной сделки, а в сентябре 2017 года президент США назвал Иран «страной-изгоем» и «коррумпированной диктатурой».

Масла в огонь подлило и заявление адвоката президента США Рудольфа Джулиани, который рассказал в интервью газете Politico, что Трамп желает сменить власть в Иране.

«Трамп так же настроен на смену режима в Иране, как и все собравшиеся на съезде», — цитирует газета выступление Джулиани на форуме организации, выступающей за продвижение демократии в Иране, — «Смена власти в Иране для Трампа даже важнее, чем разрешение палестино-израильского конфликта».

Между тем, согласно данным опроса, проведённого изданием Politico и исследовательской компанией Morning Consult, 56 процентов американцев выступают против выхода США из СВПД.

В Москве также считают возможный выход США из СВПД опасным шагом, способным привести к непредсказуемым последствиям.

«Одностороннее расторжение американцами ядерной сделки угрожает международным правовым основам современного мира, и, конечно, никакой добавочной стоимости к международному миру и безопасности не прибавит», — отметила официальный представитель МИД России Мария Захарова в интервью иранскому агентству IRNA.

Позже Захарова написала на своей странице в Facebook, что «Россия продолжит выполнять свои обязательства по СВПД до тех пор, пока это делают другие участники».

«У нас вызывают серьезную обеспокоенность последние высказывания президентов США и Франции относительно СВПД по иранской ядерной программе», — пишет представитель МИД России, — «Мы не видим возможности для некоего переголосования по документу, а также внесения в него изменений или дополнений».

В Тегеране заявления Трампа назвали «примером американской агрессивности» и пригрозили ответными мерами в случае выхода США из ядерной сделки.

 «Если американцы решат выйти из СВПД, Иран, несомненно, примет меры, пропорциональные условиям, которые нам хотят навязать, и заставит американцев сожалеть об этом решении», — цитирует Press TV помощника верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти.

Ранее президент Ирана Хасан Рухани заявил, что в стране готовы к любому решению США в отношении ядерной сделки.

Одним из факторов, заставляющих Трампа торопиться с принятием решения по Ирану, стала позиция Израиля, остающегося главным стратегическим союзником США на Ближнем  Востоке. В Тель-Авиве опасаются укрепления Ирана на юге Сирии, в районе Голанских высот, где отряды «Корпуса Стражей Исламской Революции» и боевики ливанской «Хезболлы» уже вытеснили сирийские правительственные войска, что грозит всему израильскому северу регулярными ракетными обстрелами. 

«Власти Израиля не допустят враждебного военного присутствия Ирана на своих северных границах», — цитирует газета «Маарив» заявление премьер-министра Биньямина Нетаниягу на недавнем заседании кабинета министров, — «Усиление Тегерана в Сирии направлено против Израиля».

По данным израильского премьера, в последние месяцы иранские силовики из «Корпуса стражей исламской революции» перебрасывают в зону конфликта наступательное и оборонительное оружие.

«Речь идет, в том числе, об ударных беспилотниках и средствах ПВО», — сказал Нетаниягу, — «Мы полны решимости остановить иранскую агрессию, даже если это будет означать военный конфликт».

Израиль во многом надеется на то, что Москва сможет использовать свое влияние на Тегеран, и уговорить иранцев «отодвинуться» от израильской границы. Это стало главной темой состоявшегося 30 апреля по инициативе израильской стороны телефонного разговора Владимира Путина с Биньямином Нетаниягу, хотя официально сообщалось, что «стороны обсудили ядерную сделку с Ираном». Можно предположить, что Нетаниягу выразил Путину обеспокоенность и по поводу возможных поставок Сирии российских ЗРК С-300 «Фаворит». Учитывая, что только за последние два с половиной месяца Израиль трижды атаковал объекты иранцев и «Хезболлы» на территории Сирии, наличие у сирийской армии комплексов «Фаворит» может поставить под вопрос безопасность F15 израильских ВВС.

Разумеется, в Тель-Авиве куда больше надеются на поддержку Вашингтона. Не случайно буквально накануне 12 мая Биньямин Нетаниягу выступил на пресс-конференции в Тель-Авиве Нетаньяху с сенсационным заявлением, объективно усиливающим позиции Трампа при принятии решения о выходе из ядерной сделки с Тегераном.

Израильский премьер показал секретный иранский ядерный проект под кодовым названием «Амад», формально замороженный в 2003 году. Нетаниягу уверен, что Тегеран не прерывал работу над этим проектом, возглавляемым известным физиком-ядерщиком доктором Мохсеном Фахриддехом.

«Эта ядерная сделка основана на лжи», — цитирует Нетаниягу газета «Едиот Ахронот», — «Иран не проявил чистоты в отношении своей ядерной программы, и после подписания ядерного соглашения в 2015 году активизировал усилия для сокрытия этих секретных файлов, а в 2017 году перевез «ядерную» документацию в секретное место в Тегеране».

В подкрепление своих слов премьер-министр Израиля представил добытое израильской разведкой «иранское ядерное досье», 55 тысяч страниц документов и 183 компакт-диска,

 «В этих файлах указывается, что миссия состоит в том, чтобы спроектировать, сделать и испытать пять ракет с боеголовками мощностью 10-килотонн в тротиловом эквиваленте», — рассказал Нетаниягу», — «Мы можем с уверенностью сказать, что иранцы разработали и развивают свою ядерную программу».

Обвинения Израиля против Ирана поддержали в Вашингтоне и Лондоне, но в Тегеране эти обвинения категорически отрицают.

«Выступление Нетаниягу стало запланированным шоу перед 12 мая», — цитирует CNN заместителя министра иностранных дел Ирана Аббаса Аракчи.

Нельзя недооценивать опасности выхода США из ядерной сделки с Ираном. Это развяжет Трампу руки для силового решения «иранской проблемы», и действительно может обернуться большой войной уже не только на Ближнем Востоке, но и в Западной Азии. Изменение режима в Тегеране, по мысли хозяина Белого дома, уменьшит возможности России на Ближнем Востоке, что объективно поспособствует укреплению пошатнувшихся позиций США в регионе.

Автор: Игорь Петров
ТеГИ
Иран, США, Израиль, Эммануэль Макрон
Поделиться
Похожие новости