Новость спорта

Биатлон в России сегодня: умирает или развивается?

Биатлон в России сегодня: умирает или развивается?

Фото предоставил Ильдар Нугманов

13.03.2024 в 16:02:00
3031

Впервые в России прошла Спартакиада сильнейших, которая стала альтернативой Олимпийским играм. В соревнования были включены такие виды спорта, как биатлон, лыжные гонки, фигурное катание, хоккей и другие, которые были расформированы по городам страны. Биатлон проходил в Златоусте, Челябинской области, на новом лыжно-биатлонном комплексе имени С.И. Ишмуратовой, который собрал рекордной количество человек (более 35 тыс. зрителей за первые три дня). О том, как развивается биатлон в России сегодня «Московская газета» побеседовала с президентом федерации биатлона Республики Татарстан Ильдаром Нугмановым

— Ильдар, чем для вас ценен биатлон?

— Биатлон – один из динамичных, популярных видов спорта. Он развивает быстроту, мощность, меткость. Это действительно интересный спорт.

— Как вы пришли в биатлон?

— Сначала лыжным спортом и биатлоном занимались мои дети, я помогал им и потихоньку сам втянулся. Хотя мечта об этом родилась еще в детстве, правда тогда не было возможности, поэтому пришлось сделать выбор в пользу классических лыжных гонок. Сейчас уже не как спортсмен, а как тренер участвую в биатлоне.

— Почему этот спорт надо развивать?

— Биатлон — Олимпийский вид спорта. По нему проходят Чемпионаты мира, Кубки мира, где собирается много зрителей. Значит людям это интересно. Но самое главное, что это интересно самим спортсменам, причем как начинающим, так и профессиональным. Получается спрос есть, значит надо и предложение создавать.

— С какого возраста можно заниматься биатлоном?

— Раньше говорили, что с 12 лет, но в основном биатлоном начинают заниматься с 9-10 лет. После 14-ти переходят уже на мелкокалиберное оружие, более серьезные занятия.

— Вы часто говорите про популярность этого биатлона. Как вы думаете, кто его чаще выбирает?

— Взрослых спортсменов в этом спорте меньше, чем молодежи, по разным причинам: кто-то выбирает учебу, кто-то не видит перспектив. А вот детей очень много. Основная масса, которая занимается биатлоном – это дети. В одном только Татарстане это где-то 250 человек детей, а по всей России их еще больше. И это не предел, если количество школ и тренеров вырастет, то и число юных спортсменов-биатлонистов увеличится.

— Можно ли тогда сказать, что одна из трудностей развития биатлона – нехватка спортивный организаций?

— Действительно. В Татарстане много школ по лыжным гонкам: как отделения, и как полностью лыжные. По биатлону всего лишь семь, которые имеют отделения и в них полностью сформированы группы детей. Мест не хватает для всех желающих.

— Вы с 2015 годы были главным тренером по биатлону и знаете всю внутреннюю спортивную «кухню». Чего не хватаем юным спортсменам?

— Я был тренером с 2012 года, а с 2015 года – главным. Нельзя говорить, чего хватает, а чего нет. Минимальная экипировка есть на базе школы. В основном родители сами покупают дополнительный инвентарь. Я бы сказал, что не хватает спортивных школ и тренеров, которые могли бы заниматься с детьми. Если спортивной школы не будет с инфраструктурой стрельбищем, с трассой, с роллерной трассой), то экипировка не поможет. Ребенок сам не сможет научится кататься на лыжах и правильно стрелять, поэтому нужен тренер. Вот два ключевых пункта.

— По вашему мнению, санкции затронули биатлон?

— Лыжи подорожали, комбинезоны. Если костюмы наши, российские, еще ничего, то лыжи, ботинки все равно уступают иностранным. Беговые, соревновательные лыжи тоже импортные. Большая проблема с качественными патронами, потому что отечественные не всегда устраивают, не хватает и самих винтовок. Например, когда наши биатлонисты участвовали на Кубках мира и на международных соревнованиях, которые в основном проходили в Европе, они выбирали винтовку Anschutz. У нас есть свои производства — не плохие, но все-таки уступают зарубежным, а купить привычные европейские практически невозможно.

— Развивается ли российское производство в биатлоне?

— По лыжам какие-то попытки есть, но они неудачные. Импортные все еще более качественные, по ботинкам наши бренды уже выдерживают конкуренцию. А вот винтовками никто не занимается. Те, что выпускаются не становятся лучше. По патронам тоже какая-то стагнация. От российского производства пока нет никаких результативных движений.

— Как часто проходят соревнования по биатлону в России?

— Проходят детские соревнования. Мы в Татарстане такие устраиваем с 2012 года. В новом комплексе в Казани после окончательного ввода стрельбища и оружейной комнаты планируем проводить всероссийские соревнования. Кстати, в 2023 году в декабре прошло состязание в память об Анфисе Резцовой, и туда приехали участники из 10 регионов России. Проводится еще кубок Анны Богалий. По юниорам календарь тоже богатый. Недавно прошла Всероссийская спартакиада сильнейших в Златоусте, а сейчас в Сочи поводится Спартакиада среди юношей. В общем спортсменам еще приходится выбирать, куда поехать соревноваться.

— Как вы оцените завершившуюся Спартакиаду в Златоусте?

— И в Златоусте, и в Сочи отметил бы не слишком высокий уровень организации. Мы сегодня говорим про патриотизм: поем гимн, флаг поднимаем, а на Спартакиаде нет даже парада участников. В Златоусте вообще открытие прошло без участия спортсменов. Если у нас Спартакиада – это альтернатива Олимпийским играм, Чемпионатам мира, то необходимо создавать тот же уровень. Спортсмены должны с гордостью представлять свою команду, свой регион. Обязательно должна быть торжественная часть. У Спартакиады обязательно должен быть парад, открытие и закрытие. Это пожелание не только мое, многие возмущались: «а как же, мы уже форму приготовили?», «мы все надели, хотим фотографироваться», а этого нет. С точки зрения быта, все было организовано достойно: и питание, и проживание участников, но не хватило той самой торжественности. Еще один вопрос, который нужно решить — количество зрителей. В Златоусте билеты разобрали достаточно быстро, при этом фактически места было еще полно. Мы хотим, чтобы была популярность, организовываем такие мероприятия, государство выделяет огромные средства, а с парадом и зрителями происходят такие перекосы. Кстати, всем, кто все-таки смог попасть на соревнование, не понравилось, что спортсмены из Белоруссии стали неравноправными участниками. Им медали не вручали. Народ аплодировал, когда уфимские спортсмены, которые заняли 3-е место, сняли медали и отдали белорусам. Почему нельзя было дать медали?

У нас 89 регионов России, 54 из них имеют аккредитованные Федераций по биатлону. На Спартакиаде в Златоусте участвовало 26 регионов, то есть меньше половины Федераций, которые якобы развивают регионы. Из этих команд 11 полных составов. Например, наш регион был неполный – 5 мужчин и 2 женщины (полные команды 5 мужчин и 5 женщин). Мы были первые среди неполных и заняли 12 место по регионам. Здесь вопрос к руководителям — почему команды неполные. Именно Спартакиада наталкивает на такие мысли, потому что на обычные соревнования не так обращают внимание.

— Можно ли тогда назвать Спартакиаду одним из толчков к развитию нашего спорта и спортсменов?

— Конечно. Это соревнование одного из самого высокого ранга, которое проходит у нас, в Российской Федерации. На фоне того, что мы не можем выступать на европейских и мировых соревнованиях особенно. Кубки и Спартакиады транслируются по телевизору, и народ смотрит, приходят зрители на трибуны.

— Назовите, по вашему мнению, лучших спортсменов.

— Среди мужчин: Эдуард Латыпов. Антон Бабиков, Александр Логинов, Рустам Каюмов. Из белорусских команд: Антон Смольский, Иван Тулатин, Дмитрий Лазовский. Из женщин: Анастасия Шевченко, Тамара Дербушева, Анастасия Гореева, Анастасия Батманова, Юлия Шеллер. Из Белоруссии: Анна Сола и Динара Алимбекова. Из России ещё: Наталья Шевченко, Анастасия Егорова и Наталья Гербулова. Всех сразу и не назовешь, много у нас хороших биатлонистов.

— В чем российские спортсмены могут проигрывать и в чем выигрывать у иностранных?

— Сегодня трудно сказать, но есть определенные параметры. Например, по лыжному ходу Олимпиада в Китае показала, что наши лыжники и биатлонисты могут завоевать медали и дать бой. В Европе, где более мягкая погода и другой снег, российские участники уступили. Но в целом у нас много спортсменов высокого ранга, по сравнению с другими странами.

— Федерация по биатлону в Татарстане была создана в 2019 году. Можно ли сказать, что одна из её главных целей – развитие биатлона?

— Поправлю, Вас. До 2011 года Федерация биатлона Татарстана работала под руководством Елены Григорьевой, известной биатлонистки и лыжницы. В 2011 году Федерации лыжных гонок и биатлона объединили, чтобы два вида спорта развивали параллельно. А в 2019 году руководство объединённой Федерации приняло решение разделить два вида спорта, потому что развивать биатлон и лыжи вместе сложно. Таким образом, тренеры и родители юных биатлонистов учредили РОО «Федерацию биатлона» Республики Татарстан. И действительно, первостепенная задача создания Федерации – развитие биатлона.

— Проводятся ли благотворительные марафоны в поддержку биатлона на большие дистанции?

— Проводятся Чемпионаты России со старшими спортсменами в конце сезона, где они бегут марафонские дистанции. В Татарстане мы проводим для младших, где бегут по 3 км и 4,5 км. В Набережных Челнах проводятся подобные состязания в несколько этапов, это и летние, и зимние, и Кубок «Энергия добра». Наша Федерация помогает с призами, родители и тренеры тоже не остаются в стороне.

— Какое сейчас состояние биатлона в России?

— Конечно, тот факт, что Россию и Беларусь отстранили от участия в ряде соревнований, говорит о некоторых сложностях, но есть и свои плюсы. Начал развиваться клубный биатлон. Первые соревнования прошли очень успешно в Ханты-Мансийске. Отстранение стало толчком для развития собственного спорта. Сейчас в Казани проходят фиджитал-соревнования «Игры будущего», где на компьютерах играют участники из 107 стран. Это означает, что отстранение очень грубо политизировано. Я читал, что в Литве или Латвии, не помню, завели уголовное дело против своих спортсменов, которые участвовали на этих играх и сыграли с командами России и Белоруссии, потому что эти спортсмены не хотят уезжать от нас.

Спорт не должен быть связан с политикой, это олимпийский принцип. Места России и Белоруссии – ведущие, неважно кто там лидер сегодня или завтра. Многие соревнования мирового биатлона проводились в России, и от этих соревнований иностранные болельщики, спортсмены, обслуживающий персонал были без ума. Весь спортивный мир высоко это оценивал, а сегодня руководители некоторых стран, которые развивают биатлон, просто от этого отказались. Это регрессия в развитии мирового биатлона.

Автор: Беседовала Анастасия Сарафанова
ТеГИ
Биатлон, Россия, спорт, Ильдар Нугманов
Поделиться
Похожие новости