Новость экономики

Аналитики спрогнозировали нефтегазовые доходы в бюджете РФ до 2030-2050 гг

Аналитики спрогнозировали нефтегазовые доходы в бюджете РФ до 2030-2050 гг

Фото © «Московская газета»

18.10.2024 в 12:10:00
2154

Зависимость федерального бюджета от нефтегазовых поступлений иногда ослабевала, но никогда не исчезала полностью. Ключевые факторы наблюдающегося снижения вклада сырьевого сектора в казну очевидны. Во-первых, это беспрецедентные западные санкции — эмбарго ЕС на импорт российской нефти, потолок цен, ограничения на танкерные перевозки и страхование, подрыв «Северного потока». Хотя РФ оперативно перенаправила экспорт на Восток полностью компенсировать выпадающие объемы и сохранить привычные ценовые премии не удалось. Также сказывается снижение мировых цен на нефть и газ. В-третьих, изменения в налогообложении отрасли — продолжение маневра и рост доли месторождений, разрабатываемых по режиму НДД с пониженной фискальной нагрузкой, рассказал «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын

После введения санкций доля нефтегазовых доходов в бюджете страны стала снижаться (менее 30% в прошлом году).

Означает ли это, что экономика России стала структурно более продвинутой, то есть страна слезла с «нефтяной иглы»? Или это все не от хорошей жизни — практически прекращены поставки нефти и газа в Европу, введен нефтяной потолок? Можно ли сказать, что российская экономика диверсифицируется благодаря санкциям, или архаичная экономическая структура не будет преодолена пока, например, не получится повысить производительность труда, модернизировать промышленность?

«То, что российская экономика перестраивается – бесспорный факт. Этому немало поспособствовали и западные санкции, уход части компаний недружественных стран из РФ. Между тем нельзя не отметить и процессы, происходящие не только на внутреннем, но и на внешнем контуре. На среднесрочном треке прогнозируется замедление темпов роста спроса на нефть и соответственно определенный понижательный тренд в мировых ценах. При этом снижение цен на нефть уже не будет иметь такого сильного влияния на общие доходы российского бюджета, как в предыдущие годы, что является уникальной ситуацией», — поделился своим мнением с изданием аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

Тем не менее сбрасывать сырьевой сектор со счетов пока рано. Об этом свидетельствует значимость вклада налога на добычу полезных ископаемых в бюджет.

«Что касается основных факторов роста поступления НДПИ следует отметить регистрацию новых налогоплательщиков (в т.ч. на новых территориях), изменение налоговых ставок и применяемых коэффициентов для исчисления налога, появление новых мест добычи (хотя это еще и достаточно редкое событие в настоящее время)», — сказала «Московской газете» доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Будет ли в дальнейшем снижаться доля в бюджете от продажи нефти и газа, или уже достигнут нижний порог?

«При формировании федерального бюджета на 2023-2025 гг. заложен показатель от нефтегазовых доходов на уровне 8 трлн рублей на фоне увеличивающихся поступлений от ненефтегазовых доходов. Санкции являются в данном ключе инструментом продления процесса перехода от добывающей к производственной направленности пополнения бюджета. При этом не исключено, что до 2030-2050 гг. в структуре доходов бюджета нефтегазовый доход будет балансировать на уровне 25-37%», — отметила доцент РГУ СоцТех, член Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования РФ, член Комитета по образованию и социальной политике при ТПП РФ Инна Литвиненко.

Рано или поздно черное золото закончится. В то же время диверсификация экономики неразрывно связана с повышением производительности труда, а по этому показателю стране пока да Запада далеко. Очевидно, что снижение доли нефтегазового сектора в бюджетных поступлениях придется компенсировать ростом эффективности обрабатывающего и прочих секторов экономики. Как здесь обстоят дела?

«Производительность труда сильно зависит от уровня автоматизации производственного процесса, логистики, программ автоматического управления, технологий автоматизации производства товаров или услуг. Посмотрим статистику среднего количества промышленных роботов на предприятии. В среднем по миру на предприятиях задействованы 74 промышленных робота. Мы же планируем выйти по этому показателю в число 25 стран-лидеров по промышленным роботам только к 2030 году. Отсюда можно делать прогнозы по росту производительности», — рассказал «Московской газете» руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой.

За счет чего произошло увеличение доли ненефтегазовых доходов в бюджете

«Сам по себе факт снижения нефтегазовых доходов бюджета не так показателен. Гораздо важнее то, что параллельно вырос вклад ненефтегазовых поступлений, до 72% от всех доходов. Такой результат во многом обеспечен увеличением сборов НДС и налога на прибыль, которые поддержал масштабный бюджетный импульс через финансирование импортозамещения, льготное кредитование бизнеса, дополнительные социальные выплаты. Правительство также ввело налог на сверхприбыль, хотя его эффект пока ограничен. Тем не менее говорить о коренной структурной трансформации российской экономики и слезании с «нефтяной иглы» пока рано. Сырьевой сектор сохраняет стратегическое значение для страны. При этом проблемы низкой производительности труда, устаревших технологий и недостатка инвестиций в перерабатывающие отрасли никуда не делись», — резюмировал в беседе с изданием Роман Синицын.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
нефтегазовый доход, экономика, нефть, бюджет
Поделиться
Похожие новости