Новость экономики

Экономист Беляев рассказал, что нужно для роста ненефтегазовых доходов

Экономист Беляев рассказал, что нужно для роста ненефтегазовых доходов

Фото © «Московская газета»

07.05.2025 в 16:16:00
214

Снижение мировых цен на нефть спровоцировало рост дефицита российского бюджета. Сам по себе дефицит, требующий изъятия средств ФНБ, не является катастрофой, но для наращивания доходов в будущем потребуется разогнать внутреннюю экономику

В 2025 году по прогнозам Минфина нефтегазовые доходы России снизятся на 2,6 трлн рублей. Таким образом, вместо 10,9 трлн они составят лишь 8,3 трлн рублей. Об этом сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов. 

Снижение нефтегазовых доходов России в первую очередь спровоцировало падение мировых цен на нефть. Недавно стоимость барреля нефти марки Brent опустилась ниже $60 и стала самой низкой за 4 года. По словам старшего аналитика «БКС Мир инвестиций» Кирилла Бахтина, это связано со стремлением Саудовской Аравии восстановить свою долю на мировом рынке. Именно Эр-Рияд является главным выгодоприобретателем от решения ОПЕК+ повысить квоты на добычу нефти. Эксперт уверен, что период низких цен может продлиться до полутора лет. На этом фоне цены на российский сорт нефти Urals на день упали до $50 и даже ниже, что и породило необходимость корректировать прогнозы по бюджету. Его дефицит в этом году теперь оценивается в 3,8 трлн рублей или 1,7% ВВП. Для покрытия дефицита Минфин уже запланировал использование 447 млрд рублей из Фонда национального благосостояния. Эксперты отмечают, что при сохранении текущей ситуации ликвидной части ФНБ хватит ещё на 2 года. 

Кандидат экономических наук Михаил Беляев в беседе с «Московской газетой» посоветовал спокойно относиться к возросшему дефициту бюджета, о котором сообщил Минфин. 

«Это прежде всего финансовый инструмент, и сам по себе выросший дефицит бюджета – это, конечно, неприятно, но ещё не катастрофа и не крах экономики. Бывают годы плохие, как этот, а бывают хорошие, когда удаётся сверстать бюджет без дефицита или даже с профицитом. Более тревожными выглядят низкие темпы экономического роста. Ведь если бы рост был больше 3-4%, чего мы вполне могли бы достичь, то и ненефтегазовые доходы росли бы быстрее, даже при падении нефтегазовых доходов дефицит не был бы таким большим», — отметил экономист. 

Эксперт считает, что необходимо принять соответствующие меры, в том числе пересмотреть жёсткую денежно-кредитную политику, чтобы в следующие годы добиться более высоких темпов роста экономики. 

«Нужно не пассивно констатировать, что темпы роста низкие, а принимать определённые меры и использовать набор инструментов, который всем хорошо известен. Правительство и Центробанк для того и существуют, чтобы управлять этими процессами. Можно посмотреть на Китай, Индию, даже на Вьетнам, где темпы роста стабильно составляют 4,5,6 процентов, и понять, что нам нужно сделать, чтобы было так же и в России», — подчеркнул собеседник издания.

«Фонд национального благосостояния – это тоже не икона. Он для того и создавался, чтобы в более сложные времена можно было брать оттуда деньги. Это оперативный финансовый инструмент. Если в прошлом году он пополнялся, это не значит, что он должен пополняться всегда. В плохие времена оттуда деньги как раз и нужно брать», — объяснил Беляев. 

По словам экономиста, чтобы в будущем ФНБ вновь начал пополняться не стоит рассчитывать только на внешнеэкономическую конъюнктуру и ждать повышения цен на нефть и газ. Необходимо разгонять внутреннюю экономику и пополнять доходную часть за счёт этих источников.

«В прежние годы нефтегазовые поступления составляли половину доходов, но сейчас их доля снизилась до четверти. Это, конечно, положительная тенденция, и уже неправильно говорить, что Россия «сидит на нефтегазовой игле». Но чтобы ненефтегазовые доходы росли, повторюсь, нужно принимать меры для увеличения темпов роста экономики. Просто переструктурировать доходы недостаточно — нужно, чтобы эти 75% доходов действительно работали, ведь они находятся в зоне нашего управления, и управлять ими нужно эффективно», — подчеркнул Михаил Беляев. 

Между тем, в I квартале 2025 года российская экономика могла перейти к снижению впервые с середины 2022 года. Темпы этого падения оцениваются в диапазоне от 0,3% до 1-1,5%. Такую динамику обусловило снижение в таких отраслях, как промышленное производство, транспортировка и оптовая торговля. Минэкономразвития пока сохраняет официальный прогноз роста ВВП в этом году на 2,5%, но отмечает, что этот рост, скорее всего, будет фрагментированным. Базовый сценарий, составленный управляющим директором «Эксперт РА» по макроэкономическому анализу и прогнозированию Антоном Табахом, предполагает рост всего на 1,5% при сокращении инфляции до 6,5-7% и снижении ключевой ставки к концу года до 18-19%. Не исключён и околонулевой рост с сохраняющейся жёсткостью денежно-кредитной политики. Такая ситуация, по словам специалиста, объясняется не только высокой ключевой ставкой и снижением цен на нефть, но и такими факторами, как высокие госрасходы, инфляционные ожидания бизнеса и населения, ограничивающие деловую активность, и слишком крепкий рубль, негативно влияющий на доходы от экспорта.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
экономика, бюджет, ресурсы, ФНБ
Поделиться
Похожие новости