Новость экономики

Экономист Хестанов назвал схему, используемую в российской внешней торговле

Экономист Хестанов назвал схему, используемую в российской внешней торговле

Фото © «Московская газета»

19.05.2024 в 15:12:00
1221

Доля рубля в российском экспорте в Европу превысила 50%. Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин объяснил, каким образом это связано с ослаблением национальной валюты. Экономист Сергей Хестанов рассказал о практике кооперации экспорта и импорта в российской внешней торговле в условиях затруднённых транзакций

Доля рубля в экспорте в страны Европы в марте достигла рекордного показателя в 58,5%.

«Исходя из данных СМИ, представлена структура валюты без привязки к суммам, номенклатуре продукции и объемам реализации, —рассказала «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова. — Что-то комментировать тут сложно».

Согласно данным ЦБ РФ в марте этого года доля рубля в поставках в Европу достигла рекордных 58,5%, увеличившись за месяц на 9,6% и на 10,8% за год, сообщил изданию аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.

«Для сравнения, доля рубля в экспорте в Европу в начале 2023 года была в районе 44%. При этом на объём торговых операций России с Европой (по данным ФТС) в 1-м квартале приходилось 15,2% или $15,4 млрд от общего объема российского товарного экспорта. Это означает, что российский экспорт снизился в направлении Европы», — отметил аналитик.

Наблюдается падение расчетов по экспорту в твердых валютах с февраля 2024 г., добавил Александр Потавин:

«По состоянию на март 2024 г. объемы экспортных расчетов в них за товары и услуги сократились до 17,8% против 23,8% в начале 2024 г., 39% в марте 2023 г. и 84,7% в марте 2022 г. Рублевый экспорт за 1-й квартал 2024 г. составил $44,3 млрд. Объем импорта в денежном выражении во всех валютах в 1-м квартале 2024 г. составил $82,5 млрд, а в рублях прошло $29,7 млрд. Таким образом положительное сальдо в рублях было на уровне $14,6 млрд. Положительное сальдо по балансу валютных расчетов составляет около $12-13 млрд за квартал. Но это лишь цифры на бумаге, поскольку не весь учтенный экспорт оплачен и доступен к использованию. Существенная часть экспорта оформляется через торговые кредиты или по дебиторской задолженности, а другая часть экспорта оплачивается в неконвертируемых или ограниченно конвертируемых валютах. Отсюда мы видим, что за 1-й квартал 2024 г. продажа валюты крупнейшими экспортерами на внутреннем валютном рынке составила лишь $35,3 млрд при формальном объеме экспорта в $66 млрд, что составляет почти 54%. Общие поступления валюты за 1-й квартал 2024 г. от экспорта составили $66,3 млрд или 59,2% от общего объема экспорта. Из этого объема лишь $23,5 млрд пришлось на твердую валюту. Как сообщил Центробанк, иностранные активы России за январь–апрель выросли на $32,2 млрд, то есть на такую сумму наши экспортеры не смогли вернуть денег в Россию из-за проблем с платежами».

По слова аналитика, такой негатив в торговле стал следствием введения жестких санкций против РФ, поэтому рост расчетов за рубли возник из-за крайне затруднительных операций с твердой валютой во внешней торговле: из сотен банков, работавших до 2022 г. с системой SWIFT, на всю Россию сейчас осталось не более пяти.

«Поскольку сейчас основные финансовые, кредитные и инвестиционные операции в России полностью или частично перекрыты из-за санкций и внутренних ограничений, основной канал поступления валюты – это экспорт. Поэтому, учитывая трансформацию валютных расчетов, доступной иностранной валюты в России становится все меньше. Чем меньше твердой валюты приходит в страну, тем более нестабильно будет чувствовать себя рубль в среднесрочной перспективе», — заключил эксперт.

«Иногда в российской внешней торговле используется следующая схема: экспортёр поставил какую-то продукцию, получил от покупателя какую-то валюту, но при этом использует эту валюту для того, чтобы купить какие-то товары за рубежом и поставить их в Россию, — рассказал «Московской газете» экономист Сергей Хестанов. — В качестве контрагента используется какой-нибудь импортёр. Экспортёры стараются подыскать тех, у кого похожие сроки и суммы поставок, действия экспортёра и импортёра координируются. С точки зрения российского бухгалтерского учёта получается, что раз импортёр располагает рублями, он получает оплату в рублях. Это довольно распространённая практика, которая началась со времён либерализации внешней торговли в позднем Советском Союзе. Такая кооперация экспортёров и импортёров складывалась стихийно. К середине 2000-х сформировалась система, к которой привыкли: экспортёр подыскивает подходящего импортёра, и наоборот. Потому что в начале 2000-х перевести деньги за рубеж было совсем непросто. А вот когда с транзакциями было легко, необходимости в подобных схемах не было. В условиях, когда затруднены транзакции, ограничена ликвидность валютного рынка кооперация экспорта и импорта – обычная практика, и контрагентов на Западе она устраивает. Предполагаю, что это стало одной из причин увеличения доли рубля в российском экспорте в Европу».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
валюта, Россия, экспорт, Европа
Поделиться
Похожие новости