Новость экономики

Покупательная способность населения укрепляется, но есть особенность

Покупательная способность населения укрепляется, но есть особенность

Фото © «Московская газета»

29.09.2024 в 11:33:00
273

Эксперты рассказали о формировании в России среднего класса

Зарплаты россиян растут. Но при этом, многие граждане значительную часть своего дохода тратят на продукты питания. Примерно половина расходов россиян связана с тратами на продукты, и лишь около трети семейных расходов идут на непродовольственный ассортимент. Прежде всего, это средства, направляемые на покупку одежды, обуви, электроники, сообщает gazetametro.ru.

Почему расходы на питание составляют такую высокую долю в семейных бюджетах? Будут ли россияне больше тратить на развлечения, покупки, путешествия если их доходы продолжат расти такими же темпами как сейчас, или все равно рост будет держать их в «продуктовой кабале» (к тому же многим приходится еще и оплачивать кредиты)?

«С одной стороны, мы наблюдаем обнадеживающий рост номинальных зарплат: по прогнозам, к 2027 году средняя зарплата россиянина достигнет 100 тыс. рублей. Это, безусловно, позитивный тренд, свидетельствующий об укреплении покупательной способности населения. Однако за этими оптимистичными цифрами скрывается ряд тревожных особенностей. Прежде всего, настораживает крайне высокая доля расходов на продукты питания в бюджетах многих российских семей. Столь существенный вес затрат на еду — явный индикатор невысокого уровня жизни и ограниченности финансовых возможностей», — сказал «Московской газете» доктор делового администрирования (MBA/DBA) по юриспруденции и по экономике и управлению Роман Синицын.

Можно ли говорить о формировании вполне благополучного среднего класса?

«Конечно, по мере роста доходов структура расходов постепенно меняется. Обеспеченные слои населения тратят на питание лишь 5-10% бюджета, перенаправляя освободившиеся средства на непродовольственные товары, услуги, развлечения, путешествия. Формируется прослойка россиян с выраженными потребительскими запросами и склонностью к инвестированию. По сути, зарождается новый средний класс со свойственной ему моделью экономического поведения. Но давайте будем реалистами — пока эта прослойка остается достаточно узкой. Для большинства наших сограждан базовые траты на продовольствие по-прежнему остаются основной статьей расходов. Многие вынуждены жить в долг, отдавая немалую часть зарплаты на погашение кредитов», — добавил эксперт.

И тем не менее потребительский пыл пока не удается охладить даже Центробанку, неуклонно повышающему ставку. Чем объясняется продолжающийся потребительский бум?

«Все мы видим, насколько часто приходится покупать продовольственные товары, особенно активно мы этим занимаемся перед праздниками. Развитие дистанционной торговли заставляет большую часть жителей, длительно занятых на работе, живущих в отдаленных районах или по состоянию здоровья не готовых ходить в магазины, использовать доставку продуктов питания (и готовых блюд, безусловно, тоже), а психологически это предполагает дополнительные покупки, в т.ч. с использованием различных акций, учитывающих широкий ассортимент продаж или дополнительные скидки. Следовательно, не всегда обоснован рост расходов. Также необходимо констатировать, что походы в торговые центры с обязательным посещением кинотеатров и кафе стали типичным вариантом проведения досуга в выходные дни, когда спонтанные покупки совершаются чаще. Конечно, важно разъяснять, например, школьникам, что можно провести выходные и по-другому: на экскурсиях, прогулках, но здесь важно поведение семье, в которой формируются предпочтения и привычки, что очень сложно изменить в зрелом возрасте», — отметила в беседе с изданием доцент кафедры налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ Елена Смирнова.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
Россияне, продукты, доход, экономика
Поделиться
Похожие новости