Новость экономики

Российские бизнесмены спасают предприятия своими силами

17.04.2020 в 14:56:00
8394

«Китайский вариант» спасения предприятий МСП ведет к краху всего сектора экономики

Слова классика о том, что Россию «аршином общим не измерить», возможно, объясняют, почему сегодня мы живём, словно в двух параллельных мирах. Один — мир официоза, где госчиновники мужественно борются с распространением пандемии. Они принимают решения о поддержке бизнеса, наиболее пострадавшего от последствий коронавируса и пытаются удержать на плаву корабль российской экономики. Не забывают власти и о простых людях. Например, вводя новые налоги на банковские сбережения или обещая выдать деньги нуждающимся. Но какие и на каких условиях, до конца не понятно.

Второй параллельный мир — это бизнес-сообщество, которое кричит о том, что принятые меры государственной поддержки для предпринимателей в период пандемии, не работают. Получить льготное кредитование удается лишь единицам бизнесменов. В этом на личном примере убедился на днях министр по экономическому развитию РФ Максим Решетников. Правда, как зачастую в России бывает, он сам же и оказался виноват в этой ситуации. Глава кабмина Михаил Мишустин устроил министру «словесный разбор полетов»: мол, вот давай и разбирайся, почему всё так.

По прогнозам экономических экспертов, меры по сдерживанию распространения уханьского вируса фактически похоронили весь малый и средний бизнес: до 80% предприятий после снятия карантинных мер могут уже не открыться никогда.

Предприниматели шутят сквозь слезы, что в рамках поддержки малого и среднего бизнеса правительство планирует перечислить предпринимателям миллион соболезнований.

Например, по оценке владелицы сети детских кафе «АндерСон» Анастасии Татуловой, 90% малых предприятий не смогут открыться после того, как будут сняты ограничительные меры, если государство действительно не окажет именно необходимую поддержку бизнесу. 

Слова Татуловой подтверждаются реальной статистикой. В Ухане, который и «подарил» нам коронавирус, после отмены карантинного режима, не смогли открыться 90% предприятий малого бизнеса просто потому, что его не стало. По информации издания «Банки сегодня», китайские власти схожи с российскими по логике принятия решений: льготное кредитование и отсрочки по налоговым платежам. Так же, как и в России, китайские банки не всем предпринимателям выдавали льготные кредиты. В итоге малый бизнес в Ухане практически полностью был похоронен.

Многие российские предприниматели поняли, что надеяться на государство — занятие непредсказуемое, и начали искать выход из экономического кризиса самостоятельно.

Например, шеф-повар и руководитель суши-бара «Ой’си» Евгений Мещеряков принял решение не закрывать бизнес, а оперативно изменить формат работы.

«13 марта выручка упала на 50%, с 18 марта на 70%, но я не стал закрывать бизнес. Мы посидели и поговорили с сотрудниками: у нас всех не было возможности оставаться дома. Всем надо обеспечивать свои семьи. Приняли совместное решение, что будем осуществлять доставку своими силами. Я сам сел за руль развозить заказы. Это стало стратегически важным решением. Мы даже смогли открыть два-три новых рабочих места. Кроме того, стали активно вести блоги в социальных сетях. В меню нашего бара блюда из устриц, морских ежей, крабов, морепродуктов и рыбы, а также суши и роллы. В работе используем термобоксы и термосумки, вооружаемся перчатками, санитайзерами, масками, и постоянно проводим дизинфекцию. Кстати, до коронавируса у нас не было доставки. Но нам удалось быстро всё организовать: подключили всевозможные агрегаторы. Средний чек сейчас составляет 2700 рублей, заказов разное количество: бывает 8, 12, 15, один раз было 20. Мы стараемся доносить до людей, что нужно держать в безопасности себя, мыть руки часто, общаемся с гостями удалённо, по телефону, переписываемся», — рассказывает бизнесмен.

Некоторые предприятия вынуждены были перепрофиливать свой бизнес. Например,  шесть компаний, входящих в московское отделение «Деловой России» перешли на производство многоразовых масок, две — на санитайзеры. А российский производитель аксессуаров для путешествий с представительствами в разных странах мира «Routemark», полностью переориентировался на производство ветрозащитных полумасок.

«Конечно, пандемия внесла фатальные корректировки во все эти процессы. С закрытием границ и торговых центров, продажа аксессуаров для путешествий упала на 90% а потом и до нуля. Мы быстро переориентировались на производство стильных ветрозащитных полумасок с расчетом на то, что пандемия быстро закончится, а мода останется. Как в военные времена на пиджаках делали заплатки на локтях, чтобы можно было в них ползать по-пластунски, а потом это вошло в моду и таких примеров много. Мы одни из первых, кто поставил такого рода продукцию на Wildberries. На сегодняшний день показатели относительно прошлого года упали на 10% с учетом заложенного роста в 40–45%, получается мы недополучаем 40% выручки. Но это еще по-божески, и мы неплохо держимся. В любом случае, это общая ситуация, и произойдет перераспределение ресурсов. Мы не сократили штат, немного нарастили, ввели у себя на предприятиях соответствующие меры предосторожности, получили новые возможности, разобрались с материалами и изделиями, о которых раньше не думали, получили новых неожиданных клиентов, которые обращались к нам напрямую. Скажу так: если где-то убывает, то где- то обязательно прибывает. Предпринимательская деятельность в том и состоит, чтобы уметь не только сидеть и ходить, а ещё и бегать, прыгать, нырять и плавать без воздуха. В некоторых моментах ещё и взлетать!» — рассказал «Московской газете» генеральный директор и собственник компании Игорь Морозов.

От редакции

В этот непростой период мы не можем остаться в стороне и готовы использовать весь журналистский инструментарий для того, чтобы помочь предпринимателям достучаться до чиновников разных уровней для наиболее оперативного реагирования. А также в связи с досрочным переходом в онлайн помочь бизнесу адаптировать информацию о себе, своем продукте в интернет-формат.

«На базе редакции «Московской газеты» создан центр поддержки предпринимателей. В нашем центре представители бизнеса могут не только получить информационную поддержку, но и консультации о том, как эффективно перевести свою деятельность в сферу онлайн, а также помощь в разработке и внедрении информационных программ позиционирования бизнеса во всемирной паутине», — подчеркнул главный редактор «Московской газеты» Валерий Ивановский.

Связаться с журналистами «Московской газеты» можно любым удобным способом, указанным на сайте издания.

Автор: Марина Новикова, Алена Паремская
ТеГИ
МСП, экономика, выживаемость бизнеса
Поделиться
Похожие новости