Новость экономики

Следует ли ждать ускорения инфляции из-за текущего ослабления рубля

Следует ли ждать ускорения инфляции из-за текущего ослабления рубля

Фото © «Московская газета»

14.02.2023 в 08:28:00
3710

С конца прошлого года курс рубля к доллару опустился примерно на 20%, к юаню – на 26%. По оценкам правительственных чиновников, снижение курса российской валюты на 10% дает вклад в инфляцию в размере 0,5-0,6 п. п. на горизонте от полугода. В то же время, инфляция с начала 2023 года по 6 февраля составила 1%, что довольно много при намерении ЦБ РФ уложиться по году в прогноз 5-7%, рассказала «Московской газете» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

Тем временем, в понедельник курс евро на Мосбирже поднялся выше 79 рублей впервые с апреля 2022 года. Рубль с прошлой недели также заметно ослабил позиции к доллару и юаню. Курс евро с расчетами «завтра» растет на 54 копейки, до 78,98 рубля, курс доллара в то же время растет на 42 копейки, до 73,81 рубля.

Рубль в понедельник, как и на прошлой неделе, продолжил слабеть. Аналитики заговорили о том, что это может стать долгосрочным трендом, в связи с введенным Западом потолком цен на российские энергоносители, а также растущим дефицитом бюджета РФ. Возникает вопрос: как все это отразится на инфляции? Правительство ранее прогнозировало ее резкое замедление в этом году. Чего ждать теперь от инфляции в связи с ослаблением рубля? Не придется ли менять инфляционный прогноз в сторону ухудшения?

«С начала декабря курс рубля к доллару снизился примерно на 20%, к юаню – на 26%. По оценкам, приводившимся ранее руководством ЦБ РФ, ослабление курса рубля на 10% дает вклад в инфляцию в размере 0,5-0,6 п. п. на горизонте 6-12 месяцев. Между тем инфляция с начала года по 6 февраля составила 1%, что довольно много при намерении ЦБ РФ уложиться по году в прогноз 5-7%. Данные Росстата по инфляции за январь (0,84% (м/м)) еще не были доступны на момент заседания ЦБ РФ 10 февраля. Хотя они показали, что основной вклад в инфляцию внесли волатильные компоненты (плодоовощная продукция подорожала на 11,38%, в услугах наиболее заметно выросли индексируемые тарифы на транспорт, содержание жилья и взносы на капремонт), но возможно, рост цен в устойчивых компонентах инфляции тоже усиливается. Так, несколько ускорился рост цен и на непродовольственные товары (например, медикаменты, табачные изделия, телерадиотовары), что может отражать эффект от ослабления курса рубля. Ослабление курса рубля влияет на удорожание импорта товаров и комплектующих, а также может привести к повышению инфляционных ожиданий населения (что пока не фиксировалось в январском опросе инФОМ). В этом случае поведение домохозяйств может быстрее сдвинуться от сберегательной модели (сильный дезинфляционный фактор 2022 года) к более активному потреблению, в т.ч. за счет расходования накопленных сбережений. ЦБ РФ рассматривает это как проинфляционный риск, но планирует не сдвигать вверх прогноз инфляции, а при необходимости купировать его более жесткой ДКП (повышением процентных ставок). Основной вклад в высокую инфляцию прошлого года внес скачок цен в начале года, вследствие временного обвала курса рубля и сопровождавшего его ажиотажного спроса, затем текущие темпы инфляции долго держались на низком уровне, который, как ожидается, будет постепенно расти. Поэтому пока инфляция в пределах 7% представляется уместным прогнозом», — рассказала «Московской газете» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Какие факторы сейчас являются определяющими для курса рубля?

«Условия внешней торговли для России существенно ухудшились с декабря, когда вступили в силу эмбарго ЕС на поставки российской нефти одновременно с потолком цен для морской транспортировки российской нефти в третьи страны. Это привело к существенному расширению ценового дисконта российской экспортной цены Urals к стоимости североморской нефти Brent. По данным Минфина, средняя цена Urals в декабре-январе составляла около $50/барр., что существенно ниже среднегодового уровня 2022 года ($76/барр.). Это негатив не только для нефтегазовых доходов бюджета (который правительство намерено ослабить за счет корректировки механизма определения цены Urals для уплаты налогов), но и для профицита внешней торговли и счета текущих операций РФ. Обновленный в пятницу макропрогноз ЦБ предполагает теперь среднюю цену Urals в 2023-2024 гг. на уровне $55/барр., в то время как прежний прогноз ЦБ РФ на этот год составлял $70/барр. В результате, прогноз ЦБ РФ по профициту счета текущих операций (СТО) на этот год теперь составляет $66 млрд против $123 млрд, ожидавшихся регулятором в октябре прошлого года, и против $227 млрд по итогам 2022 года. Это основной фактор, который должен влиять на курс рубля, и глава Центробанка Эльвира Набиуллина на пресс-конференции отметила, что «для прогноза инфляции это проинфляционный сдвиг со стороны внешних условий». Впрочем, предварительные данные ЦБ РФ за январь показали, что сокращение внешнеторгового профицита по товарам и услугам, по-видимому, происходило сдержанно – в январе он составил $9 млрд против расчетных $12,5 млрд в декабре, а профицит СТО даже увеличился ($8 млрд в январе против расчетных $1,7 млрд в декабре). Решение правительства о сокращении Россией добычи нефти с марта на 500 тыс. барр./с в сочетании с ожидаемым увеличением спроса на нефть со стороны экономики Китая может способствовать более высоким значениям мировых цен на нефть. Новый механизм определения цены Urals для целей налогообложения носит демотивирующий характер экспорта нефти с высоким значением дисконта для российских нефтяных компаний. Теоретически, все это может способствовать более высоким значениям экспортной цены для России при меньшем уровне добычи и, возможно, не столь сильному сокращению стоимостного значения экспорта и профицита СТО, как сейчас ожидает ЦБ РФ, но это еще предстоит оценить», — пояснила эксперт.

Аналитики отмечают, что пока не следует ждать столь сильного ослабления рубля, что это решительно разгонит цены в России.

«Полагаю, что не стоит переоценивать возможности ослабления рубля. Возможно, тренд на ослабление закончится или как минимум приостановится на отметке 77 рублей за доллар. Такое снижение российской валюты вряд ли сильно скажется на инфляции. Более того, тренд на переход российской промышленности на отечественные ресурсы, продукты и переориентация на внутренний рынок в долгосрочной перспективе будут снижать зависимость производств от колебания валютного курса, что также скажется и на торможении инфляционных процессов, связанных с валютными рисками», — отметил эксперт по финансовым рынкам Михаил Бычков.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
инфляция, рубль, валюта
Поделиться
Похожие новости