Новость экономики

Структуру экспорта и импорта межу Россией и Китаем могут пересмотреть

Структуру экспорта и импорта межу Россией и Китаем могут пересмотреть

Фото © «Московская газета»

15.01.2025 в 12:30:00
122

Торговля с Китаем продирается сквозь проблемы со взаиморасчётами

В последнее время китайские банки все чаще предпочитают проявлять осторожность в сотрудничестве с российскими компаниями, особенно с теми, которые попали под санкции США; это обусловлено стремлением избежать возможных вторичных санкций со стороны Соединенных Штатов, рассказал «Московской газете» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков:

«Несмотря на это российские компании активно ищут и находят альтернативные пути для проведения платежей, включая сотрудничество с небольшими региональными банками КНР или через посредников в третьих странах. Эти усилия направлены на поддержание торговых отношений и минимизацию издержек, связанных с временными сложностями в проведении транзакций. Российский бизнес находится в процессе адаптации, изучая новые финансовые инструменты для обеспечения внешнеэкономической деятельности. Это открывает возможности для пересмотра структуры экспорта и импорта, что может привести к укреплению экономических связей между Россией и Китаем в долгосрочной перспективе.

Таким образом, несмотря на временные трудности, российские компании продолжают искать пути для преодоления вызовов и поддержания своей конкурентоспособности на международной арене».

Согласно данным китайской таможни по торговле с РФ за 2024 год, российский экспорт в Китай остался на прежнем уровне, тогда как импорт из Китая вырос на 4%, и весь товарооборот между странами — на 2%, сообщила «Московской газете» гендиректор юридической компании SINORUSS Сурана Раднаева:

«То есть, проблемы с платежами не сократили российско-китайский товарооборот, но сдерживают его рост. При этом в конце года около 50 российский банков попали под санкции, поэтому сократилось число организаций, которые могут обслуживать трансграничные платежи в торговле с Китаем. Проблемы с платежами решаются традиционно – с помощью так называемой агентской схемы (если не считать банка ВТБ Шанхай). В 2024 году был запущен сервис Sinopay, все механизмы отлажены, и пока не было случаев, чтобы платежи замораживались или обрабатывались слишком долго, хотя проблемы остаются.

Отмечу, что китайские банки усилили комплаенс-контроль, очень внимательно проверяются все платежи, связанные с Россией, особенно если речь идет о поставках «чувствительных» товаров, которые могут использоваться в военно-промышленном комплексе. Китайские банки очень внимательно изучают источники, откуда приходят деньги, таких кейсов становится больше, и если найдена связь с РФ, то перевод возвращается, тогда приходится искать обходные пути».

Авиакомпания China Southern Airlines планирует отменить рейсы между Москвой и Пекином в период с 20 января по 30 марта, рассказала собеседница издания.

Эксперты не исключают, что приостановка рейсов может быть связана с внутренними проблемами перевозчика и пересмотром маршрутной сети на фоне массовых поездок граждан КНР в период китайского Нового года.

«Хочу отметить, что недостатка в рейсах между Россией и Китаем сейчас нет, более того предложение превышает спрос. Поэтому Китай сейчас стал настоящим хабом для транзитных перелетов россиян в другие страны Азии, в том числе «недружественные» – в Японию, Южную Корею, Сингапур.

Считаю, что решение China Southern Airlines связано как раз с недостаточной наполняемостью рейсов и планах оптимизировать свою стратегию на российском рынке. К тому же как раз 30 марта заканчивается зимнее расписание, и когда мы увидим летнее, можно будет судить о планах China Southern Airlines относительно российского рынка. Но, конечно, о сокращении бизнес-поездок в Китай речи не идет», — заключила гендиректор SINORUSS.

Китайский импорт в Россию оценивается в стоимостном выражении, рассказал «Московской газете» директор компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло:

«При этом есть и такой параметр, как количество товара, либо количество груза в тоннаже. Сейчас эти данные по Китаю закрыты. А вот стоимостной импорт вырос, потому что стоимость перевода денег за товары в Китай тоже выросла. Вознаграждение агентов при переводе денег в КНР составляет от 4 до 10%. Во-вторых, китайские производители поднимают стоимость своих товаров, понимая, что у российский импортёров нет выхода. В итоге в 2024 году мы торговали с Китаем примерно так же, как в 2023-м. Это очень неплохо, учитывая серьёзные ограничения во взаиморасчётах. Всё происходит либо через платёжных агентов, либо через третьи страны. Криптовалюта может применяться в трансграничных платежах точечно, но это не масштабируемая история. На решение временно отменить прямое авиасообщение между Пекином и Россией могли повлиять геополитическая обстановка. Посмотрим, как будет развиваться ситуация».

На сегодня авиасообщение между Россией и Китаем демонстрирует спад цен, рассказал «Московской газете» вице-президент АТОР по выездному туризму Артур Мурадян.

«Снижение продаж после праздников может продлиться до конца февраля. При этом вылететь в Китай можно практически изо всех крупных российских городов РФ.

В Пекин ещё можно прилететь через Гуанчжоу. Наиболее популярен среди россиян Хайнань: на острове не требуют визы, есть и прямые рейсы, и удобны пересадки, Beijing Capital будет летать в Санью из Казани.

Если рубль не покажет сильного ослабления, то за счет растущей конкуренции между российскими и китайскими авиаперевозчиками возможно дальнейшее снижение стоимости таких туров в том числе и на материковый Китай. Но в любом случае в китайский Новый год авиабилеты, особенно на внутренние китайские рейсы, и услуги отелей резко подорожают», — заключил Артур Мурадян.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Китай, Россия, импорт, экономика
Поделиться
Похожие новости