Новость культуры

Молодые художники дают уроки истории: в МГИМО открылась выставка, посвященная революции 1917 года

16.11.2017 в 19:14:00
5069

В МГИМО открылась выставка «Уроки истории. 1917 год…», под кураторством творческого объединения «Время молодых XXI».

Как рассказала корреспонденту «Московской газеты» председатель объединения Наталья Костецкая, цель подобных выставок — предоставить молодым художникам площадку, где они могли бы заявить о себе, продемонстрировать публике свои лучшие работы.

фото 7

«В проекте приняли участие студенты и выпускники ведущих высших учебных художественных учреждений», – рассказала Наталья Костецкая, – «Среди них: МГАХИ им. В.И. Сурикова; МГХПА им. С.Г. Строганова; Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова; ВГИК им. С.А. Герасимова; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство); Институт архитектуры и дизайна Алтайского ГТУ им. И.И. Ползунова и многие другие. От среднего звена – Ивановское художественное училище им. М.И. Малютина».

По словам Костецкой, это уже не первая выставка. Премьера проекта под названием «Горки Ленинские – сквозь призму эпох» прошла в июле в Музее «Горки Ленинские».

В конце июля-начале августа молодые профессиональные художники приехали на экскурсионный пленэр в Санкт-Петербург, чтобы посетить музеи и объекты исторического наследия: Смольный институт, Таврический дворец, Эрмитаж, Музей «Крейсер Аврора», а также историческое наследие Кронштадта.

фото 1

«Неслучайно выставка «Уроки истории. 1917 год…»  проводится именно в МГИМО, – отметила Костецкая, – «Ректор МГИМО А.В. Торкунов возглавляет Оргкомитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных столетию революции 1917 года.

фото 2

Открытие выставки сопровождалось выступлением студенческого театра, воссоздавшего «картинки» жизни царской семьи и знаковых фигур того времени – Матильды Кшесинской, Григория Распутина…

Была и сценическая композиция, напомнившая атмосферу за мгновения до расстрела семьи императора в подвале Ипатьевского дома.

Чтением стихов поэтов начала XX в. сопровождалось выступление молодых актеров III курса Факультета музыкального театра ГИТИСа (мастерская А.Б. Тителя и И.Н. Ясуловича, руководитель сценической речи И.Ю. Промтова), которые исполнили поэтическую композицию «Мы жили тогда на планете другой».

Молодежь, родившаяся на рубеже ХХ- XXI веков, по большей части не ангажирована гражданской войной, революция видится ей издалека, не с «красной» или «белой» стороны, а в целом. Значит можно обобщать, анализировать, извлекать уроки.

фото 3

Студентка МГХПА им. С.Г. Строганова Мария Сивкова представила на выставке две интересные работы, посвященные революции 1917 года. Подкупает откровенность и точность найденных ею символов, и та прямота, с которой художник говорит о них языком живописи.

Розовый – цвет мечты, Аврора – богиня рассвета. Многим мечталось, что это их рассвет. Среди них, генерал Рузский, жестко предложивший государю отречься.

«Надо сдаваться на милость победителя», – заявил он Николаю II.  Уже в 1918 году он будет зарублен большевиками в Пятигорске. Среди них и Священный синод, благословивший и призвавший поддержать февральскую революцию, его членов, большевики вскоре отправят в след за генералами-предателями Рузским и Алексеевым.

Выступая перед солдатами Красной Армии, Троцкий, напомнив, что убиты тысячи, пророчил, что предстоит убить еще миллионы. Один из этих топоров – для него (на деле это был ледоруб, по сути то же). Травивший крестьян газом «красный наполеон» Тухачевский, вероятно, не чувствовал, что петля уже ждет и его. Революция, как известно, пожирает своих детей: «белых», «красных» – всех, кто соблазнился поучаствовать в ней.

К концу 30-х годов ХХ века, большинство разработчиков, организаторов и участников февральско-октябрьского переворота были зачищены.

«Сталин отомстил за империю» – по меткому выражению журналиста Михаила Леонтьева в эфире «КП».

И вот очень тонкий момент в передаче символа в работе Сивковой – концы веревок уходят за облака вверх – знак Высшего суда?

фото 4

Практически ту же тему продолжает работа «Цветы революции» Ангелины Малышевой, дающая образы мечты и реальности. Работа выполнена в технике печать на холсте.

фото 5

Серьезную вдумчивую работу — триптих, посвященный гражданской войне, представил выпускник МГАХИ им В.И. Сурикова, учившийся батально-исторической живописи в мастерской народного художника, профессора Н.Н. Соломина – Владимир Суркин. Одно из полотен посвящено ужасам «белого террора», который вершат палачи-корниловцы, другое ужасам красного террора, с палачами-комиссарами (знаки отличия, награды  –  орден за «ледяной поход» у корниловца или красные шаровары у красноармейца и т д. Прикасаясь к истории, художник точен в мельчайших деталях). А между ними картина родной природы, «Тихая моя родина…», как говорил поэт Николай Рубцов.

По словам Владимира Суркина, в его задачу входило показать то, что и у «белых», и у «красных» есть своя правда, но главное здесь не то, чья взяла. «Русские победили русских» – эта фраза из мемуаров Бориса Савенкова потрясла художника. Взгляд на революцию, как на трагедию, которая не должна повториться – вот главное послание молодого живописца. За свой триптих Владимир Суркин получил заслуженную награду.

фото 6

«Изюминкой» выставки стала экспозиция скульптора Милы Закатовой. С большим искусством выполненные из шоколада маленькие копии скульптур на станции метро «Площадь революции». С этим шедевром советской эпохи – скульптурами на Площади революции – в последние десятилетия стали происходить удивительные вещи. Сначала возник культ собаки (той, что с пограничником), затем культы петушка с курочкой и туфельки читающей женщины. Со временем граждане осмелели и до блеска натерли бедро у читающей, а также причинное место у карапуза на руках другой женщины. Коротко говоря, москвичи перешли к полноценному поклонению всему скульптурному ансамблю. Студенты перед зачетом, влюбленные, идя на свидание, люди, задумавшие что-то секретное – все они потирают строго определенные части скульптур (при этом, даже пистолет матроса и граната красноармейца с революцией у потирающих скульптуры неоязычников, никак не связаны).

Делать шоколадные копии этих полюбившихся москвичам и заразившимся неоязычеством иностранцам образов революции – блестящая идея Милы Закатовой. Этот шоколадный проект может способствовать и сохранению памятников, переформатируя этот по сути,  неоязыческий вандализм в приятную и вкусную шоколадную перспективу.

Автор: Сергей Коршунов
ТеГИ
МГИМО, художники, выставка, революция
Поделиться
Похожие новости