Новость культуры

Творчество Виктора Цоя дошло до Кремля

07.10.2019 в 13:35:00
5738

Рок-музыка относится к субкультуре, и, казалось бы, невозможно, чтобы её стали воспринимать серьезнее, не то чтобы на государственном уровне

В Государственном Кремлевском дворце в минувшее воскресенье прошло мероприятие под названием «Трибьют легендарной группе КИНО. Звезда по имени солнце». В нем приняли участие Юрий Каспарян и его проект «Симфоническое КИНО», группа «Сплин» и рэпер Баста (Василий Вакуленко) – состав, представляющий собой не частое на российской сцене сочетание трех разных музыкальных направлений: классика, рок и рэп.

Виктор Цой давно стал культовой фигурой, но в этом году это почувствовалось как-то по-новому. После исполнения песни «Группа Крови» американской группой Metallica в Лужниках стало понятно, что творчество «Кино» известно на международном уровне. В России Цоя пели везде: в армии, во дворах, на кухнях. Есть какая-то магия в его песнях, что-то родное, русский дух.

Благодаря появлению проекта «Симфоническое КИНО», продюсером которого стал сын Виктора Цоя Александр, люди взглянули на творчество группы «Кино» под другим углом. Классическая, оркестрово-симфоническая музыка требует определенных знаний, чтобы её воспринимать, а тут всем известные аккорды и на такой глубине. Несмотря на то, что идея соединить творчество Виктора Цоя появилась давно, еще в 2010 году (по инициативе композитора Игоря Вдовина), о проекте заговорили совсем недавно, когда они ответили группе Metallica cover-версией на их песню «Enter Sandman». У «Симфонического КИНО» продолжают появляться новые слушатели.

На «Трибьют легендарной группе КИНО» пришли самые разные люди не только по возрасту: родители с детьми и молодежь, и люди в возрасте — явные поклонники Виктора Цоя. Это было видно не только по атрибутике и одежде (с логотипом «Кино»). На спине женщины, сидевшей на одном из рядов партера, была татуировка символики группы. Она пришла со своим внуком — приобщает молодое поколение, снимала концерт на телефон и сидела в обнимку с мальчиком в особенно трогательные моменты песен.

Но не это главное. Публика удивительным образом поделилась на две категории: на тех, кто пришел на Басту и «Сплин», и тех, кто хотел поностальгировать по песням «Кино», по 90-м гг.

Две девушки, расположившиеся в роскошных креслах Дворца, в один голос сказали, на кого они пришли: «На Басту! Мы «Симфоническое КИНО» не знаем, только Басту и «Сплин». В мероприятии всё привлекло — это эксперимент, песни Цоя в разном исполнении».

Дамы, назвавшие себя ровесницами Юрия Каспаряна, собрались ностальгировать по песням группы «Кино». «Не важно, в чьем исполнении — Басты, Карабасты. Цоя все равно никто не перепоет», — сказали они.

Мужчина в летах вообще выразил заинтересованность в мероприятии, творчество Басты для него ново. «По телевизору не то. Я пришел познакомиться с творчеством артистов», — поделился он.

Также присутствовали и люди, которые хорошо знакомы с творчеством «Симфонического КИНО», посещали их концерты. Выступление всех исполнителей сопровождал Симфонический оркестр Москвы «Русская филармонии» под руководством дирижера Антона Шабурова. «Оркестр дополнит выступления. Это лучше, чем они бы просто выходили и пели», — отметила поклонница «Симфонического КИНО».

В начале выступал Юрий Каспарян и «Симфоническое КИНО» – с достоинством, безмолвно. Слова излишни — за артистов говорила их музыка. Те аккорды, которые берет Каспарян, не может повторить никто с тем же профессионализмом. Он работал с гениями — Сергеем Курёхиным, Виктором Цоем и Вячеславом Бутусовым, и ему надо было соответствовать. Каспарян достиг невероятного уровня мастерства владения музыкальным инструментом. Его легендарная бас-гитара имеет уникальное звучание. Он вздымал голову вверх, переняв привычку у своего друга Виктора Робертовича. Однако выступление продлилось всего минут сорок. Поклонники отметили, что было очень здорово, но маловато, хотелось бы подольше услаждать уши их исполнением.

Во время их игры нет вокала, поклонники сами пели, зная наизусть слова и отчетливо понимая, в какой момент нужно вступать.

Совсем другую атмосферу привнес Баста. Его встретили довольно тепло, из зала раздались крики: «Баста, давай!», «Вася, я люблю тебя!». Сам Баста тоже был эмоционален и сентиментален, хотя и прикрывал глаза козырьком черной кепки. «Спасибо большое, что вы здесь собрались. Я очень волнуюсь. Для меня большая честь исполнять песни Виктора Робертовича», — начал он и спел «Печаль», затем и другие: «Сказка» и «Пачка сигарет». Василий Вакуленко исполнил их в своей, эстрадной манере, с лиризмом и мелизмами, внося свой смысл в тексты песен, свое эмоциональное отношение. Не всем посетителям мероприятия понравилась его манера.

Приглашенные артисты исполняли и свои песни. Баста пел «Там, где нас нет», а на «Сансаре» совсем расхрабрился. Давайте, говорит, споем припев вместе, и кто-то даже его поддержал. Песня «Сансара» — она о семейных ценностях, о преемственности поколений, политически нейтральная композиция о простых вещах. Именно поэтому она вписывается в общий контекст мероприятия.

Более гармоничен был Александр Васильев, и фразы в перерывах между песнями у него были более продуманные и уверенные. В начале он сказал: «Мы собрались здесь, чтобы вспомнить человека, чья линия жизни закончилась так внезапно». Перед исполнением песни «Группа Крови» он отметил: «Спасибо группе «Кино» за то, что у нас общая Группа Крови».

Приступая к своим авторским, Васильев провозгласил: «Сейчас будем петь очень громко! Потому что у нас… выхода нет». При всей скупости движений на сцене, помимо игры на гитаре и ритмичного покачивания головой, он использовал широкие жесты руками, подбадривая публику, ему отвечали. Васильев также подчеркнул, что для него честь выступать на мероприятии и добавил со знанием дела: «Сегодня с нами оркестр. Виктор Цой как человек, который играл в «Поп-механике» Сергея Курехина, обрадовался бы».

Овации зрителей вызвало возвращение Каспаряна на сцену, к Васильеву. Они вместе исполнили «Перемен», а затем «Мама-анархия» — на бис. Один из посетителей мероприятия, назвавший себя армейским другом гитариста «Сплин» Вадима Сергеева, сказал, что не ожидал такого поворота событий: «Я думал, что Каспарян уже не выйдет со «Сплин». И Вадим меня не предупредил. Мы с ним в армии пели Цоя под гитару — и тут он с Каспаряном на одной сцене. Поразительно».

Не всем понравилось, как был составлен плей-лист мероприятия и время, отведенное на выступление каждого из артистов. Одна женщина в ответ на вопрос, понравился ей концерт, сказала: «Нормально. Перекличка с 90-ми. Я там жила, а вы нет. Плакала второй раз. Только выстроено не очень, не стоило завершать «Стаканом портвейна». И все вперемешку было».

А армейский друг Вадима Сергеева отметил: «Все хиты, главное, исполнили. И ладно. Понравилось исполнение Александра Васильева, Басты — нет, как-то не очень».

Тем не менее, большинство зрителей довольны: вдоволь наслушались, поплакали, нафотографировались в Кремлевском дворце.

Обстановка облагораживала. Некоторые женщины были в вечерних платьях, мужчины — в классических костюмах. Все причесанные, умытые. Драк не было, даже вздернутых вверх «коз» не было, зато светящихся экранов телефонов, которые снимали происходящее, было, возможно, больше, чем обычно бывает в Кремлевском Дворце: клубно-концертные люди XXI века всё-таки пришли.

И только вдумайтесь: песню «Мама-анархия» исполнили, так, на минуточку, в Государственном Кремлевском Дворце. Почти что заявление – не во дворе, не на кухне, а почти что в Кремле. Публика встретила с восторгом, подпевали почти все.

Музыкант Юрий Дмитриевич Каспарян — артист-яркое звено, объединившее все три выступления, — остался доволен мероприятием, но от общения с прессой отказался.

Автор: Дарья Евсеева
ТеГИ
Виктор Цой, Кино, Симфоническое КИНО, Сплин
Поделиться
Похожие новости