Новость общества

27 сентября — Всемирный день туризма: кто и когда начнёт выдавать профсоюзные путёвки в космос

27 сентября — Всемирный день туризма: кто и когда начнёт выдавать профсоюзные путёвки в космос

Фото © «Московская газета»

27.09.2021 в 12:13:00
4189

Сегодня, 27 сентября, отмечается Всемирный день туризма. В последние два года мировая пилотируемая космонавтика сделала большой шаг вперед к тому, чтобы фраза Сергея Королева о том, что «в космос будут летать по профсоюзным путевкам» стала еще ближе к реальному воплощению. Само же понятие космического туризма появилось на рубеже XX и XXI веков. Но для начала стоит уточнить, кого считать туристом и соответственно углубиться в историю шести десятилетий пилотируемой космонавтики

Как все начиналось

Некоторые полагают, что космический турист – человек, отправляющийся в космос, не является членом отряда космонавтов или астронавтов, а его подготовка не оплачивается из государственных источников и соответственно не предполагается проведение туристом в обмен на оплату полета каких-либо профессиональных работ или исследований в космосе. 

Принимая во внимание этот критерий, туристами нельзя считать тех, кто выполнял краткосрочные космические полеты по целевым государственным программам. Таковые были широко реализованы в США в 1980-е годы, благодаря им на орбите в рамках «космических командировок» побывали инженеры крупных американских фирм: Чарльз Уокер от «McDonnell Douglas Corporation» и Роберт Сенкер от «RCA Americom». 

Еще одна «командировка» закончилась трагически для инженера фирмы «Hughes Aircraft Corporation» Грегори Джарвиса – он погиб в катастрофе шаттла «Челленджер» сразу после старта корабля. В этой же катастрофе погибла учительница Криста Маколифф – непрофессиональный член экипажа, выигравшая право на полет по программе «Учитель в космосе». До гибели «Челленджера» по аналогичному конкурсу «Политик в космосе» на шаттлах успели слетать сенатор Джейк Гарн и член палаты представителей Билл Нельсон. При этом оба вписали свои имена в историю не только как предшественники космического туризма. Так, Гарн из-за сжатых сроков подготовки настолько тяжело переносил невесомость, что его фамилия стала названием шуточной единицы измерения «работоспособности человека в космосе» – 1 гарн, что является своеобразным «потолком» неспособности человека находиться в космических условиях. А Билл Нельсон в апреле 2021 года возглавил NASA. 

Так или иначе, гибель «Челленджера» на долгие годы перечеркнула развитие непрофессиональной туристической космонавтики в США. 

В этом направлении сферу краткосрочных полетов одновременно развивали и в СССР. По международной программе «Интеркосмос» за счет советского бюджета и в политических целях на советских космических кораблях и станциях совершили краткосрочные полеты граждане стран социалистического блока – в основном профессиональные военные летчики или инженеры. Еще раньше советские специалисты также прорабатывали планы целевых полетов. Так, еще в 1964 году военный врач Юрий Сенкевич, ставший позднее известным путешественником и телеведущим, участвовал в космическом отборе в рамках целевой миссии на корабле «Восход», а годом позже был проведен и первый отбор журналистов, но полет ни одного из них не состоялся из-за смерти Сергея Королева. Тем не менее, позднее именно по целевой программе совершил длительный космический полет врач-кардиолог Олег Атьков. После ускоренной подготовки и под влиянием набирающего политический суверенитет Казахстана, на станции «Мир» побывал последний по счету летчик-космонавт СССР Токтар Аубакиров. 

Возвращаясь непосредственно к туризму — вторым важным критерием туристического полета является его финансирование. За полвека пилотируемых полетов в космос они остаются очень дорогостоящим мероприятием. Поэтому представляется логичным, что космический турист оплачивает свое путешествие из собственных средств. В случае если полет оплачивает заинтересованная в нем организация, то такого человека также нельзя считать туристом. СССР, после окончания «Интеркосмоса» и пребывая на пороге распада, организовал соответствующие полеты непрофессионалов – британского инженера Хелен Шарман и японского журналиста Тоёхиро Акиямы. Ответом на подготовку последнего стал срочный набор группы советских журналистов, они получили более высокие квалификации космонавтов-исследователей, однако средств на космический полет одного из них в распадающейся стране уже не нашлось.

В свою очередь, миссии англичанки и японца были профинансированы, в том числе британскими и японскими частными компаниями. По этой причине Шарман и Акияма, формально став первыми представителями своих государств на околоземной орбите, одновременно не считаются ни профессиональными космонавтами (в отличие от участников «Интеркосмоса»), ни первыми космическими туристами. 

Тур на МКС: обращаться в Россию

Тем не менее, со сменой политических эпох менялось и международное космическое сотрудничество, развивались космические программы и накапливался необходимый опыт для развития туризма в космосе. По воле исторической судьбы первенство в развитии космического туризма досталось России. Опыт длительной безопасной эксплуатации космических станций «Салют» и «Мир», а также кораблей «Союз» закономерно сделал нашу страну наиболее привлекательной для потенциальных туристов – лиц, способных полностью самостоятельно профинансировать свою космическую подготовку и сам полет в космос. 

Первым космическим туристом стал американский бизнесмен Деннис Тито. Его подготовка не обошлась без скандалов, обусловленных, в первую очередь, его неурегулированным правовым статусом и отсутствием на тот момент строгого юридического регламента организации туристических полетов на МКС, которая является международным проектом. NASA до последнего момента препятствовало полету Тито. Поэтому полет первого космического туриста весной 2001 года состоялся только благодаря твердой политической позиции России.

После полета Тито в российской профессиональной терминологии и технической документации космические туристы получили наименование «участник космического полета» или УКП. Одновременно страны-партнеры по МКС приняли комплекс основных требований к профессиональным и непрофессиональным астронавтам и космонавтам, летающим на станцию.

Эти требования легализовали присутствие непрофессионалов на станции, независимо от их рода деятельности или обстоятельств, по которым они стали претендентами на космический полет (например, выигрыш в телешоу). К будущим путешественникам предъявляются больше моральные требования, чем медицинские или профессиональные. Так, в список «черных пятен» биографии, например, были внесены: совершение должностного или служебного преступления в процессе трудовой деятельности или службы; совершение уголовного преступления; нечестные и неблаговидные деяния или поведение, ставшие достоянием гласности; мошенничество или ложные заявления при совершении экспертизы или её назначении; алкоголизм и наркомания; участие или членство в организациях, уличенных в нарушении закона, или негативно выступающих против любого из партнеров программы МКС и их представителей.

Анкета кандидата в туристы досконально проверяется с помощью Интерпола, в том числе и странами-участницами проекта МКС. Если космический турист – гражданин одной из стран-партнеров, то после проверки его анкеты дополнительных согласований не требуется. Если кандидат имеет гражданство третьей страны, то потребуется согласие всех пятнадцати государств-членов МКС.

Правила не предусмотрели минимальных сроков подготовки участников космических полетов (УКП). В числе обязательных навыков были названы: знание своих действий в нештатных ситуациях, умения ориентироваться в корабле и на станции, действовать как член космического экипажа во время различных операций на орбите. За подготовку обязано отвечать космическое ведомство того государства, на корабле которого планируется полет. Будущий турист также обязан пройти ознакомительную подготовку в Космическом центре имени Л. Джонсона в Хьюстоне или аналогично, в случае полета на американском или ином иностранном корабле – в российском ЦПК имени Ю. А. Гагарина.

С соблюдением этих правил по «проторенной дорожке» вслед за Деннисом Тито в 2000-е годы при участии России и первой в истории «космической» турфирмы «Space Adventures» на МКС побывали еще семь полноправных космических туристов (УКП). Все они были из числа крупных предпринимателей, сделавших состояние в сфере компьютерных технологий и программирования. Каждый заплатил за «путевки» на орбиту от 20 до 40 миллионов долларов. 

Будучи первопроходцами, данные туристы установили ряд и других достижений. Марк Шаттлворт стал одновременно первым гражданином ЮАР в космосе. Ануше Ансари стала первой уроженкой Ирана в космосе. Чарльз Симони стал вторым уроженцем Венгрии и единственным на сегодня туристом, летавший в космос дважды. Ричард Гэрриот стал представителем третьей в мире «космической династии», после россиян Сергея Волкова и Романа Романенко. Также в космосе побывали основатель и владелец «Цирка дю Солей» канадец Ги Лалиберте и американский бизнесмен Грегори Олсен. В 2015 году девятой по счету и второй женщиной-туристкой в космосе должна была стать британская певица Сара Брайтман, но в итоге она отказалась от полета.

Шаг назад и два шага вперед

В 2010-е перспективы космического туризма на некоторое время были фактически заморожены. Завершение американской программы «шаттлов» сделало российские «Союзы» единственным средством доставки экипажей основных экспедиций на МКС. Плотный полетный график практически исключил возможность выполнять полеты по программам краткосрочных экспедиций посещения – только в их рамках и при условии ротации третьего члена экипажа «Союза» были возможны туристические полеты на станцию. Исключения были сделаны только дважды – для профессиональных космонавтов Казахстана и ОАЭ. 

Долговременный перерыв в своей пилотируемой программе американцы смогли успешно использовать, в том числе и для подготовки туристической космической инфраструктуры. С началом эксплуатации многоразовых кораблей «Crew Dragon», разработанных фирмой «SpaceX» Илона Маска, возобновление туристических полетов в космос стало вопросом ближайшего будущего. Новые корабли США, в отличие от «Союзов», пока не могут похвастаться многолетней статистикой безопасности, но при этом демонстрируют ряд других конкурентных преимуществ, которые могут быть востребованы туристами. Инженеры «SpaceX» успешно продемонстрировали, что «Crew Dragon» возможно переоборудовать в полностью автоматический корабль, безопасно управляемый бортовой аппаратурой и наземными службами. 

С 16 по 18 сентября «Crew Dragon» выполнил первый такой полет «Inspiration-4», с четырьмя туристами на борту: программистом Джаредом Исаакманом, преподавателем и геологом Сиан Проктор, врачом Хейли Арсенокс и бывшим пилотом ВВС Кристофером Семброски. Финансирование миссии и отбор еще троих участников взял на себя миллионер Исаакман – владелец системы обработки платежей «Payments». Автоматический режим полета освободил специалистов «SpaceX» от необходимости включать в экипаж профессионального астронавта-командира экипажа. Тем не менее, на случай чрезвычайной ситуации экипаж тренировался управлять кораблем в ручном режиме. «Inspiration-4» не стыковался с МКС, но поднялся на орбиту с апогеем около 590 км, что более чем на 100 км выше орбиты апогея станции или орбитального телескопа «Хаббл». Небольшая продолжительность и автономность полета также позволили впервые отправить в космос Хейли Арсенокс, имеющей протезы колена и бедра после лечения рака костей. 

Ранее, летом этого года, американские миллиардеры Джефф Безос (владелец интернет-магазина «Amazon») и Ричард Брэнсон (владелец компании «Virgin Galactic») также стали первопроходцами в области суборбитального космического туризма – кратковременных «прыжков» за пределы атмосферы без выхода на околоземную орбиту, продолжительностью до получаса. При этом оба энтузиаста пошли разными путями. 

Безос фактически повторил самую первую пилотируемую программу NASA «Меркурий». Разработки ракетно-космической системы заняли у основанной им фирмы «Blue Origin» больше двадцати лет. Созданный многоразовый корабль «New Shepard», названный в честь первого американского астронавта Алана Шепарда, с помощью легкой ракеты-носителя на кислородно-водородном двигателе, 20 июля 2021 года (в 52-ю годовщину первой высадки человека на Луну) достиг высоты в 107 км, преодолев условную границу космоса по «линии Кармана» – 100 км. На борту корабля находились сам Безос, его брат Марк, а также 82-летняя Уолли Фанк – участница первого набора 1961 года женщин-астронавтов NASA. Четвертым пассажиром был 18-летний голландец Оливер Дамен, фактически ставший самым молодым землянином, «перешагнувшим» границу космоса. 

Ричард Брэнсон опередил своего конкурента всего на полторы недели, при том, что свои разработки он начал на четыре года позже Безоса. В отличие от него, Брэнсон сделал ставку на создание ракетоплана «Unity», запускаемого в полет не ракетой, а с помощью самолета-носителя. По достижении высоты 15 км, ракетоплан отделяется от самолета и с помощью своего ракетного двигателя поднимается на высоту до 90 км. Выбранный технический путь, ввиду своей большей сложности и отсутствия должного практического опыта, был омрачен гибелью прототипа ракетоплана на испытаниях в 2014 году и смертью командира экипажа пилотов-испытателей. Тем не менее, 11 июля 2021 года Брэнсон, совершил на своем ракетоплане успешный суборбитальный полет, достигнув высоты 80 км. Несмотря на меньшую высоту полета по сравнению с кораблем Безоса на борту «Unity» было больше пассажиров – шесть человек. 

Дальнейшие перспективы

После полетов Брэнсона и Безоса, а также «Inspiration-4» энтузиасты во всем мире посчитали, что космический туризм полностью возродился и поднимается на новый уровень. При этом суборбитальный туризм, ввиду меньшей технической сложности, представляется экономически более выгодным и востребованным у потенциальных клиентов. И эту нишу с большой долей вероятности могут занять «Blue Origin» и «Virgin Galactic». Диапазон цен за осуществление подобных «прыжков в космос» колеблется от 200 до 300 тысяч долларов, что, несомненно, расширит круг желающих почувствовать невесомость и полюбоваться видами Земли из космоса всего 10-15 минут. 

Однако следует признать, что в широком восприятии, «профсоюзные путевки» в космос по-прежнему больше ассоциируются с более длительными полетами по околоземной орбите. Развитие такого направления космического туризма за счет краткосрочных автоматических полетов «Crew Dragon» представляется наиболее вероятной краткосрочной перспективой. И «SpaceX» намерено развивать это направление дальше, в том числе и за счет полетов на МКС. Так, на первую половину 2022 года запланирован полет «Crew Dragon» по программе «Axiom-1», предусматривающий 10-суточную миссию со стыковкой с МКС. В связи с этим, в отличие от «Inspiration-4», экипажем из трех туристов будет командовать опытный астронавт NASA Майкл Лопес-Алегриа, уже участвовавший в доставке на станцию Ануше Ансари. Организацией данных полетов вместе со «SpaceX» будет заниматься новая «космическая» турфирма «Axiom Space». Эта фирма планирует, помимо туристических полетов, также создать в составе МКС туристический сегмент с возможностью его дальнейшего превращения в отдельную космическую станцию для туристов после окончания эксплуатации МКС. Более грандиозные планы Илона Маска предусматривают развитие «шаттловых» перелетов между материками по суборбитальной траектории с помощью новых космических кораблей. Хотя аналитики ставят под сомнение экономическую целесообразность и рентабельность таких полетов в ближайшем будущем.

С именем «Axiom Space» связан и планирующийся в декабре 2021 года старт российского корабля «Союз МС-20». Это будет второй подряд полет «Союза» к МКС, которым будет управлять только один профессиональный космонавт-командир – Александр Мисуркин. Апробацию этой методики управления кораблем первым отработает командир экипажа «Союза МС-19» Антон Шкаплеров, который через две недели доставит на МКС непрофессиональный экипаж артистов для съемок кинофильма на борту станции. Вслед за ними Мисуркин должен будет самостоятельно уже не только доставить, но и вернуть из космоса двух японских туристов – онлайн-предпринимателя Юсаку Маэдзаву и его помощника Ёдзо Хирано. Японцы также подписали контракт со «Space Adventures», и по имеющейся информации, полет на МКС может стать для них своеобразной тренировкой перед первым туристическим полетом к Луне – соответствующие переговоры Маэдзава проводит одновременно со «SpaceX» и «Axiom Space». Кроме того, аналогичный краткосрочный полет «Союза» с экипажем туристов планируется и после 2023 года. 

Таким образом, в конце нынешнего года Россия смогла «заскочить на подножку» вновь разогнавшегося поезда индустрии космического туризма. Однако официальные представители «Роскосмоса» на перспективы космического туризма в России в ближайшем будущем и на успехи американских компаний в этом направлении смотрят скептически. Скептицизм вкупе с рядом бюрократических причин способствовали закрытию перспективного российского конкурента «Blue Origin» – компании «Космокурс». Фирма имела лицензию от «Роскосмоса», а её создатель Павел Пушкин планировал разработать аналогичную по функционалу ракетно-космическую систему для суборбитального туризма. 

Ситуация с «Космокурсом» показала, что без развития частной космонавтики в России вряд ли возможно и создание полноценного и доступного космического и суборбитального туризма. Ведь конкуренты в данной области являются полностью и в основной степени именно частными компаниями. Тем не менее, другие частные космические компании страны, например «Национальная космическая компания» и «Success Rockets» (англ. «Успешные ракеты») пытаются пойти по пути создания ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса, заняв соответствующую нишу рынка пусковых услуг. 

Смогут ли в будущем подобные отечественные фирмы выйти также на рынок космического туризма, и повторить успехи Джеффа Безоса или Ричарда Брэнсона, не говоря уже о вошедшей в историю «SpaceX» – покажет время. 

Автор: Арсений Котовский
ТеГИ
день туризма, космос, космонавтика, путевки
Поделиться
Похожие новости