Новость общества

Алмазную индустрию ждут большие перемены

Алмазную индустрию ждут большие перемены

Фото © «Московская газета»

08.01.2024 в 19:02:00
1659

В мире растёт объём рынка синтетических алмазов и бриллиантов из них, которые затем используются в ювелирных украшениях. По оценкам экспертов, в США, которые являются крупнейшим потребителем такой продукции, физический объём рынка синтетических бриллиантов достиг половины от рынка природных камней. При этом ювелирные изделия с синтетическими бриллиантами гораздо дешевле натуральных, поэтому по стоимости эта продукция достигает лишь четверти рынка украшений с природными бриллиантами. Впрочем, тенденция к росту производства и продаж синтетических алмазов всё равно очевидна и вызвана несколькими причинами

По данным компании Verified Market Research, в 2022 году рынок синтетических алмазов оценивался примерно в 12 млрд долларов, а к 2030 году объёмы могут вырасти до $39 млрд. Старший аналитик дирекции инвестиционной аналитики БКС Дмитрий Казаков уточняет, что рынок природных алмазов в последние годы растёт на 1% ежегодно, а синтетических – на 20%. Во-первых, лабораторное производство значительно экологичнее и требует меньших затрат человеческого труда. Переход на искусственные камни позволяет минимизировать вред окружающей среде и отказаться от тяжёлого и опасного труда шахтёров, которым зачастую, особенно в бедных африканских странах, не обеспечивается соблюдение их трудовых прав. Именно на этих аргументах делают акцент западные ювелирные компании, обосновывая постепенный переход на синтетические бриллианты в своих линейках украшений. К тому же отсутствие каких-либо различий в структуре и составе камней позволяет законодательно уравнять их с природными бриллиантами, как это, в частности, произошло в США.

Однако интересами экологии и прав человека причины роста популярности искусственных алмазов не исчерпываются. Руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов напоминает, что в мире наблюдается дефицит природных бриллиантов, вызванный рекордным спросом на такие ювелирные украшения. Ранее накопленные запасы драгоценных камней могут быть вскоре исчерпаны, и отрасль рискует столкнуться с кризисом и существенным ростом цен. Использование синтетических алмазов наравне с природными позволяет решить эту проблему, а также привлечь новых покупателей, у которых нет финансовой возможности покупать украшения с природными камнями.

В то же время эксперты подчёркивают, что искусственные алмазы в силу своей дешевизны не имеют инвестиционной ценности, а обеспеченные покупатели по-прежнему относятся к таким изделиям скептически, поэтому можно с уверенностью говорить не о полной замене природных алмазов искусственными, а о формировании отдельного сегмента рынка ювелирных украшений. Этот сегмент становится всё более популярным и через какое-то время может по объёмам продаж превзойти рынок природных алмазов. Данную тенденцию лишь усиливают очередные санкции Евросоюза и G7, под которые с 1 января 2024 года попала алмазодобывающая отрасль России. Отныне в страны Евросоюза, США, Канаду, Великобританию и Японию запрещён ввоз непромышленных алмазов российского происхождения, а также ювелирных украшений с ними. Вскоре под запрет попадут и алмазы, добытые в России, но обработанные в третьей стране.

Эти санкционные меры уже вызвали беспокойство в отрасли, поскольку Россия являлась одним из крупнейших поставщиков алмазов на мировой рынок. На долю госкомпании «Алроса» приходилось 30-35% всех мировых объёмов добычи алмазов. Кроме того, пока не разработан механизм отслеживания происхождения алмазов. Он должен заработать только с 1 сентября текущего года, но как будет выглядеть система контроля, пока неясно.

Однако санкционные меры уже приняты и неизбежно окажут своё влияние на алмазную отрасль. Одним из аспектов такого влияния как раз может стать ускоренный переход на синтетические камни. По словам замминистра финансов России Алексея Моисеева, если запрет на экспорт российских алмазов будет эффективно действовать, это спровоцирует кратковременный ажиотажный спрос на природные камни, который затем сменится их ускоренным замещением на более дешёвую синтетику. Ведь мощности по добыче алмазов во всём мире ограничены, и заменить Россию на этом рынке вряд ли получится, а искусственные камни можно производить практически в любых количествах. Моисеев добавил, что такое развитие событий окажется крайне негативным для всех алмазодобывающих стран, в том числе для стран Африки, для которых продажа алмазов является одной из основных статей доходов, поскольку спрос на этот товар может серьёзно упасть.

Правда, альтернативу в виде развёртывания собственного производства синтетических алмазов сбрасывать со счетов также не стоит. И хотя этот рынок будет, вероятно, работать по новым правилам, сама Россия также рассматривает возможность развития этой индустрии. В прошлом году в Общественной палате РФ был подписан меморандум о создании кластера алмазных технологий, который должен стать координационным центром для сбора и анализа всех научных разработок в сфере синтезирования алмазов и практического применения полученных результатов. В инициативе участвуют НОЦ «Российская Арктика», Северный (Арктический) федеральный университет и другие научно-исследовательские организации. Понятно, что первоочередными задачами станут разработки в сфере научного и промышленного использования искусственных алмазов, в том числе в квантовых компьютерах и экспериментальных термоядерных установках. Но по мере расширения производства синтетических алмазов значительная их часть будет направляться и в ювелирную индустрию.

Впрочем, зарабатывать на экспорте искусственных алмазов России будет так же непросто, как и природных, поскольку синтетические камни тоже предусмотрительно включены в санкционные списки Евросоюза и G7. Эксперты пока остерегаются давать конкретные прогнозы по поводу последствий санкций для российской алмазной отрасли, поскольку ещё не отлажен механизм контроля за соблюдением этих ограничений.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев отмечает, что если отслеживание происхождения алмазов будет основано на блокчейне, содержащем цифровую историю каждого камня, обойти такую систему будет практически невозможно.

Но, во-первых, на внедрение такой системы уйдёт не один год. А во-вторых, ограничения распространяются только на страны ЕС и G7, тогда как Китай и Индия, являющиеся крупными потребителями алмазов, присоединяться к санкциям вряд ли станут. Наиболее вероятным выглядит сценарий перенаправления потоков российских природных, а в перспективе и синтетических алмазов в дружественные страны, где они, возможно, будут продаваться со скидками из-за санкционных рисков. Как может выглядеть эта схема, хорошо видно на примере российской нефти. Российская алмазная отрасль на этом фоне потеряет какую-то часть прибыли, но вряд ли потери окажутся критическими. А глобальную алмазную индустрию, очевидно, ждут большие технологические и экономические перемены.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
Синтетические алмазы, алмазы, камни
Поделиться
Похожие новости