Новость общества

Авиация «на острие» политики. Вслед за «Сколом» «чёрный» список ЕС могут пополнить другие авиакомпании

Авиация «на острие» политики. Вслед за «Сколом» «чёрный» список ЕС могут пополнить другие авиакомпании

Фото © «Московская газета»

28.11.2021 в 18:24:00
2808

Частная российская авиакомпания «Скол», возглавляемая бизнесменом Сергеем Шиловым, попала в «чёрный» список Евросоюза. Авиация всегда «на острие» политики, но не бывает дыма без огня, отмечают эксперты

Сайт Еврокомиссии на днях опубликовал информацию, согласно которой российской авиакомпании «Скол», единственной из всех российских авиакомпаний, запрещено осуществлять полёты на территорию Евросоюза «на основании выявленных серьезных недостатков в области безопасности полетов». Рядом с российским авиаперевозчиком в «чёрном списке» стоят компании из Африки, Латинской Америки, Афганистана, Ирана и Ирака.

Авиакомпания, управляемая Сергеем Шиловым, имеет главный офис в Калининграде, аэродром под Красноярском и вертодром под Сургутом. Как сообщает «Znak», парк компании включает 53 воздушных судна, в том числе 44 вертолёта, – но  в июне 2016 года Росавиация исключила из сертификата эксплуатанта авиакомпании 35 воздушных судов из-за непогашенной задолженности перевозчика перед Государственной транспортной лизинговой компанией по лизинговым платежам (поэтому сейчас в пользовании компании всего 3 самолёта и 18 вертолётов). Сумму задолженности указывает РБК – это 477 млн рублей. Также, как сообщает издание, у авиакомпании была задолженность перед управлениями ФНС Калининградской области в размере более 193 млн рублей, которую, как сообщили в пресс-службе компании, предприятие погасило.

До недавнего времени «Скол» занимался, в частности, осуществлением чартерных рейсов в Европу на малых самолётах, пока не попал в европейский «чёрный список». Также авиакомпания осуществляет вертолётные перевозки между нефтегазовыми предприятиями Сибири. С 2007 по 2010 вертолёты «Скол» тушили лесные пожары в Греции и выполняли под статусом официального вертолётного перевозчика ООН гуманитарные миссии в Пакистане и на Гаити. Есть ли какой-то «огромный секрет» у вроде бы небольшой, но очень интересной авиакомпании?

Авиаэксперт в области малой авиации Кирилл Кондратенко пояснил, что обычно авиакомпании попадают в «черный список», когда не соблюдают требования по безопасности авиаполётов, принятые в ЕС и США. В основном, эти правила касаются качества авиаборудования и подготовки полётного состава.

«Честно говоря, по стандартам безопасности полётов в России и на Западе очень много несовпадений. Это вопрос к Росавиации. В Америке и Европе есть единый свод правил полётов. У нас полусоветская система правил, в основном, в которой какие-то нормы ориентируются на нормы ЕС. Что-то мы не хотим брать, что-то нам не подходит, что-то пытаемся взять. Но, в целом, введение этих требований на территории РФ повлечет к большим капитальным вложениям. Поэтому у нас закрывают на это глаза. Если авикомпания не соблюдает правила, на Западе ей говорят: ребята, делайте у себя что хотите, а к нам не летайте. Европейские правила безопасности полётов требуют модернизации. Речь об уровне безопасности оборудования различных систем, уровне подготовки полётного состава, качестве аудита этой подготовки. Не всегда и не все даже внутри ЕС соблюдают эти правила. Когда, например, Литва выполняет полёты в сторону Запада, то соблюдает эти требования, а на территории Литвы они могут быть немного мягче», — отметил собеседник издания.

При этом, по словам эксперта, авиация всегда «на острие» политики.

«Вспомним, как замечательные канадские самолеты CS300 b CS100 не могли попасть на американский рынок, и им пришлось заходить на него с другой стороны, через ЕС, под маркой «Airbus220». Это чистая политика», – добавил Кирилл Кондратенко.

Авиаэксперт, спецкорреспондент журнала «Авиапанорама» Евгений Матвеев обратил внимание на финансовые злоключения компании и, вместе с тем, на политический момент в занесении «Скол» в западный «чёрный список».

«Я знаю, что у них якобы были проблемы с выплатой лизинга, или контракт они заключали по демпинговой цене – сказал эксперт. – Но это то, что пишут в газетах».

Почему же тогда ЕС могли заинтересовать эти внутрироссийские истории?

«У нас же политика идёт впереди. Надо выбрать жертву в каждой из отраслей. Они выбирают эту жертву и наносят удар. Это моё предположение. Политика сегодня везде превалирует, и с вертолётами то же самое», – отметил Евгений Матвеев.

А ведь у «Скола» в 2015 и 2016 году разбилось два вертолёта в Сибири, на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В первом и во втором случаях не обошлось без жертв.

«У нас каждый год вертолеты бьются. Вспомните что было в августе. Сначала упал ИЛ-112, а потом понеслось, падали и самолёты, и вертолёты. Уровень аварийности у нас высокий», – заключил авиаэксперт.

Получается, в «чёрный список» ЕС могут попасть и другие российские авиакомпании?

«Да, и, может быть даже компании, связанные с программами ООН – отметил Евгений Матвеев. Возьмем, к примеру, Utair. Это самая крупная в стране вертолётная компания. У нас вертолёты за рубежом работают в основном на программах ООН и пожаротушении. Сезон пожаров на юге Европы закончился. Поэтому сейчас, я думаю, будет политический перенос на ООН-овские программы».

Политический момент, который отмечают эксперты, кажется очевидно связанным с западными санкциями против российских чиновников, силовиков и олигархов. Достаточно посмотреть, кто является основными клиентами компании: «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Роснефть», «Славнефть», «Алроса».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
авиация, еврокомиссия, авиакомпания, скол
Поделиться
Похожие новости