Новость общества

Бизнес адаптируется к расширению системы обязательной маркировки товаров

Бизнес адаптируется к расширению системы обязательной маркировки товаров

Фото © «Московская газета»

02.06.2024 в 10:59:00
1309

В России вводится обязательная маркировка соков, компотов, нектаров и растительных напитков. Это стало очередным расширением перечня товаров, подлежащих маркировке и обязательной передаче данных в единую государственную систему. Ранее в этот список уже были добавлены другие безалкогольные напитки, молочные продукты и бутилированная вода

Гендиректор компании «Каллисто Вижн», разрабатывающей программные решения для системы маркировки, Павел Булгаков отметил, что все технические решения, необходимые для выполнения новых требований по сокам и компотам, уже были опробованы на других напитках, и их реализация не должна вызвать особых проблем. Некоторые сложности, по словам Булгакова, могут возникнуть в дальнейшем при отслеживании продукции на всех этапах производства, транспортировки и продажи, но у производителей и контролирующих органов ещё есть время на подготовку.

До введения нормы об обязательной маркировке Минпромторг предлагал производителям, импортёрам и розничным продавцам соков, морсов и других безалкогольных напитков в добровольном порядке поучаствовать в эксперименте по нанесению маркировок и отработке взаимодействия с системой «Честный знак». Запуск системы в пилотном режиме предполагался в период с 15 мая 2023 по 1 февраля 2024 года. Тогда же представители отрасли заявили, что считают старт эксперимента преждевременным.

Президент ассоциации «Союзнапитки» Максим Новиков пояснил, что внедрение системы электронной маркировки потребует от участников рынка задействования огромных финансовых и технологических ресурсов, которых у них нет. В итоге нагрузка на инфраструктуру индустрии может оказаться критически большой. Новиков призывал власти отложить как эксперимент, так и последующее расширение нормы обязательной маркировки до получения обратной связи от бизнеса и решения тех проблем, которые выявлены при маркировке других категорий товаров.

Однако профильные ведомства сочли, что откладывать реализацию этого решения не стоит. Более того, уже в текущем году намечается ещё одно расширение перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал документы, устанавливающие график распространения требования на новые категории товаров. Начиная с 1 сентября 2024 года под действие закона будут поэтапно попадать корма для животных, ветеринарные препараты, растительное масло, безалкогольное пиво, рыбные, мясные, овощные и фруктовые консервы. Конкретная дата вступления в силу нормы о маркировке в отношении каждой категории зависит от вида продукции и типа упаковки, но в целом процесс должен завершиться до конца 2025 года.

К слову, соки уже входят в топ продуктов питания по росту цен. В ближайшее время подорожание продукции таких известных торговых марок, как J7, «Я», «Любимый» и «Фруктовый сад» может составить до 30%. Виной всему аномальные майские заморозки, которые в значительной степени уничтожили урожай фруктов и ягод в центральных регионах РФ. Производителям соков и детского питания приходится искать альтернативных поставщиков, а снижение конкуренции и изменение маршрутов доставки толкает вверх конечную стоимость.

Конечно, заранее нельзя было предугадать, что май 2024-го преподнесёт такой неприятный погодный сюрприз, но фон для введения обязательной маркировки на соки и компоты в итоге оказался не самым благоприятным, а дополнительные расходы, на которые производителям приходится идти для адаптации к новой системе, вероятно, лишь добавят стимулов для инфляции в этом сегменте.

Однако в целом власти и эксперты оценивают эффект от системы «Честный знак» скорее положительно. Она начала действовать с 2019 года и направлена на искоренение контрафакта. Предполагается, что розничный продавец может отслеживать движение заказанного товара по логистической цепочке, а покупатель по данным, заложенным в электронном маркере на упаковке, всегда может уточнить, кто и где на самом деле произвёл этот товар. По данным Центра развития перспективных технологий, выступающего оператором системы «Честный знак», благодаря обязательной маркировке бюджет в 2019-2023 гг. сэкономил 800 млрд рублей. Доля фальсифицированной молочной продукции снизилась в 60 раз, а объёмы товара, продающегося после истечения сроков годности, упали на 81%. Значительные улучшения качества и падение доли контрафакта отмечены на рынке одежды, обуви, продуктов питания и других товаров. Сложнее всего дела обстоят с табачной продукцией, но и там рынок, по данным ЦРПТ, обелился на 11%.

Эксперт по качеству и безопасности продуктов питания Надежда Славуцкая также отмечала, что обязательная маркировка обезопасит потребителей от приобретения некачественного товара или необоснованного завышения цен. По словам специалиста, проверка данных о товаре через приложение в смартфоне для многих может оказаться куда более удобной, чем прочтение мелких надписей на этикетках, которые к тому же могут оказаться несоответствующими действительности. Славуцкая призывала активизировать информирование граждан, чтобы как можно больше людей узнали о преимуществах новой системы контроля за качеством товаров.

В то же время бизнесу приходится нести определённые дополнительные издержки, поскольку нанесение и электронная обработка каждого знака требует денег. Особенно ощутимыми эти расходы оказываются для малого предпринимательства.

Глава комитета «Деловой России» по торговле Алексей Фёдоров констатировал, что борьба с контрафактом таким способом актуальна, прежде всего, для рынков табака, алкоголя и лекарств, а для других товаров необходимость маркировки не столь очевидна.

Однако, по-видимому, эффект оказался настолько заметным, что власти решили распространить его максимально широко. Вероятно, цифровизация действительно является наиболее результативной стратегией по борьбе с подделками, а для государства к тому же важен и контроль за бизнесом с точки зрения собираемости налогов, поэтому дальнейшая реализация проекта по обязательной маркировке во всё возрастающих масштабах выглядит закономерной и неизбежной.

Стоит отметить, что на территории России действуют и другие системы маркировки, в том числе «Меркурий» и ЕГАИС. Если «Честный знак» занимается отслеживанием уже готовой продукции, то «Меркурий» делает это на стадии производства. Под их контролем находятся мясокомбинаты и молочные заводы, птицефабрики, производители рыбной продукции, морепродуктов, а также продуктов с содержанием веществ животного происхождения. Об этом писало издание gazetametro.ru.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
бизнес, честный знак, маркировка
Поделиться
Похожие новости