Новость общества

Чем для Тамбовской области обернется открытие складского комплекса Wildberries в Котовске

Чем для Тамбовской области обернется открытие складского комплекса Wildberries в Котовске

13.07.2023 в 19:58:00
16276

13 июля в городе Котовске Тамбовской области открылось строительство складского комплекса онлайн-магазина Wildberries. На территории индустриального парка «Котовск» состоялась торжественная церемония закладки первого камня нового логистического центра. Официальный старт строительству дали глава Тамбовской области Максим Егоров и генеральный директор и основатель Wildberries Татьяна Бакальчук

«Компания Wildberries, приходя в новый регион, стремится внести свой вклад в его экономическое благосостояние, создавать новые рабочие места и возможности для местного бизнеса и поддерживать предпринимательский дух», — отметила Татьяна Бакальчук.

По словам Максима Егорова, складской комплекс Wildberries станет одним из крупнейших работодателей региона, а также катализатором развития местного бизнеса.

«Московская газета» попыталась разобраться, изменится ли что-нибудь в Тамбовской области после открытия складского комплекса Wildberries в Котовске.

«Объект площадью 100 тыс. кв. м с объемом вложений 7 млрд руб. может стать крупнейшим инвестпроектом парка. В его рамках планируется поэтапно создать до 2025 года 5 тыс. рабочих мест», — сообщила ранее «Московской газете» и.о заместителя главы Тамбовской области Оксана Леонгард.

С прошлого года Wildberries развивает логистический центр под Воронежем, в июле этого года откроется склад компании в Подмосковье в Солнечногорске. «Московская газета» следила за судьбой проекта складского комплекса Wildberries в Котовске, который является исключением в целом ряду нереализованных в Тамбовской области инвестпроектов. Также издание писало о том, как онлайн-торговля трансформирует рынок ритейла в России.

Учитывая роль главы Тамбовской области Максима Егорова в реализации крупных региональных проектов, издание задавалось вопросом о векторе дальнейшего развития сельскохозяйственной Тамбовщины и проблемах, возникающих на этом пути. Удержит ли работа на складском комплексе Wildberries молодые квалифицированные кадры в Тамбовской области и послужит ли толчком к развитию сервисной экономики в регионе?

Складской комплекс – инвестиция в экономику

«5000 работников вряд ли сможет найтись в одном только Котовске, поэтому трудоустройство должно коснуться и других районов Тамбовской области, а также столицы региона – Тамбова, — рассказал «Московской газете» мэр Котовска Алексей Плахотников. — Складской комплекс Wildberries является на сегодняшний день якорным резидентом Котовской территории опережающего развития. Вместе с тем возможности и ТОР «Котовск», и одноимённого индустриального парка далеко не исчерпаны. Мы готовы разместить еще несколько подобных объектов: для этого у Котовска есть и земля, и возможность подведения коммуникаций. Плюс мы рассчитываем, что открытие крупных современных, можно сказать, «умных» логистических центров позволит вернуть выходцев из Котовска обратно на малую родину. Ведь не секрет, что жители уезжали из Котовска в поисках хорошего заработка, адекватного их качественному техническому образованию. Приход крупных инвесторов с высокими технологиями, стандартом деятельности и отлаженной корпоративной культурой даст шанс воссоединиться с семейными корнями.

Не будем забывать, что Котовск — это промышленное сердце Тамбовской области, где на протяжении ста лет воспитывался рабочий класс с высокой квалификацией. Вернутся люди — город будет расти, будут развиваться производства, сервис, досуг. Именно на это сегодня в целом направлена политика главы Тамбовской области Максима Борисовича Егорова. Котовск, кстати, сегодня, по данным Минстроя, входит в двадцатку малых городов России с населением от 20 до 50 тысяч жителей, с наилучшим индексом качества городской среды. И это притом, что Котовск имеет статус моногорода с оборонным предприятием в центре городской экономики. Так что строительство складского комплекса Wildberries — это, безусловно, определенные надежды, в том числе, на избавление от монозависимости».

На безрыбье и логистика – драйвер?

На сегодняшний день экономика Тамбовской области движется в сторону аграрной архаики, высказал своё мнение «Московской газете» политолог, региональный эксперт Дмитрий Нечаев.

«С точки зрения экономического развития, на мой взгляд, в регионе наблюдается регресс, — сказал Дмитрий Нечаев. — В особенности, в Котовске, который всегда был моногородом и официально включён в реестр моногородов. Попытки создать в Котовске территорию опережающего социально-экономического развития произошли не от хорошей жизни. Понятно, что Котовск находится недалеко от города Тамбова. Понятно, что в свое время на основном заводе Котовска, который ранее назывался «Пороховой завод», работало достаточно много населения. Но даже сейчас этот город испытывает трудности, как и Тамбовская область в целом».

В регион не идут серьезные крупные инвесторы, связанные с промышленным производством, отметил политолог.

«Я внимательно наблюдал за Тамбовской областью на протяжении последних 7-8 лет, в статистике есть такой показатель, как доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта, то есть, доля промышленности в экономике региона. Так вот, в Тамбовской области показатель доли промышленности где-то в пределах 13%. Но если сравнить Тамбовскую область с другими регионами, этот показатель доли реальной промышленности растет, а в других регионах падает. Если говорить о Тамбовской области, то серьёзным прорывом в экономическом развитии региона могли бы стать инвесторы, связанные с промышленностью. Но для этого субъект не имеет институциональных условий – так называемых особых экономических зон. Они есть в Воронежской области, они впервые появились в Липецкой области, и даже в Орловской области есть особая экономическая зона. ОЭЗ создаёт преференциальные условия для бизнеса, и это особенно важно в сегодняшних непростых условиях, когда инвестор вряд ли пойдёт туда, где ему не обеспечено государством определённое развитие», — отметил собеседник «Московской газеты».

В свете этого у Тамбовской области остается два пути развития – аграрный сектор и логистика, сказал Дмитрий Нечаев.

«Первый путь – это то, что известный экономист Анре Гундер Франк обозначил как «развитие недоразвитости», то есть развивать то, что уже есть, — пояснил политолог. — Для Тамбовской области это аграрный сектор – причём не агропромышленность, а именно аграрный сектор. И второе направление – это все, что связано с логистикой: это и складская инфраструктура, и развитие общепита, гостиниц, то, что называется «сервисная экономика». В свое время в Воронежской области при губернаторе Алексее Гордееве регион прошел деиндустриализацию, и заменой промышленности стала именно сервисная экономика: Воронеж стал городом, где развиваются различные проекты малого и среднего бизнеса, связанные с общественным питанием, косметическими услугами и т.д. Но Тамбовский регион пока не может предложить это направление потенциальным инвесторам».

Поэтому актуальным направлением развития Тамбовщины остаётся создание складских комплексов и логистических центров, считает Дмитрий Нечаев.

«Появление логистической инфраструктуры – это своего рода лекарство от социально-экономической депрессии, в которой находится регион. Эти структуры дают населению более-менее приличную зарплату и некий статус работы в серьёзном учреждении, где есть свой собственный дресс-код, производственная одежда и т.д. Поэтому в этом отношении какой-то выход есть. В свое время я как-то беседовал с главой одного маленького-маленького сельского района, и он сказал фразу: «Для меня приход сети магазинов «Магнит» в райцентр – это уже огромный инвестиционный проект». В этом смысле для Тамбовской области складской комплекс Wildberries – серьёзный инвестпроект, который отчасти сгладит проблемную ситуацию, в том числе, на рынке труда», — сказал эксперт.

«Якорный» инвестор не задержит молодёжь на родных берегах? (но хотя бы разовьёт там инфраструктуру)

Однако, по мнению политолога, этот проект может не сократить отток молодёжи из региона.

«Та молодежь, которая настроена уехать из Тамбовской области, всё равно уедет: в первую очередь, это «отличники» ЕГЭ, и они уезжают в Москву или Санкт-Петербург, — отметил Дмитрий Нечаев. — Те, кому везет чуть меньше, уезжают в Воронеж. А «хорошисты» остаются в тамбовских вузах. Работа на складском комплексе, безусловно, даст шанс тем, кто уже создал или планирует создать семью, либо видит, что в вузе будет учиться трудно. Но в целом, динамику оттока молодёжи из региона это не удерживает. У губернаторов, даже самых успешных, не слишком успешно получается сдержать отток населения. В ЦФО исключениями являются только Калуга, Тула, Воронеж. В Калуге создан мощный автомобильный промышленный кластер, хотя надо отметить уход из региона ряда крупных иностранных инвесторов. В Тульской области появляются новые производства, там сейчас хорошо заработали оборонно-промышленные предприятия. Воронеж — город-миллионник, в котором отъезд населения в Москву компенсируется приездом молодёжи из Белгорода, Белгородской области, Курской, Тамбовской, Липецкой областей. В Воронеже хорошо развита как раз сервисная экономика, сфера услуг, досуга, общепит, и это как раз влияет на молодёжь. Серьёзная попытка оставить молодых людей в регионе наблюдается в Орловской области, где губернатор Клычков строит многофункциональный студенческий центр. А из Тамбовской области молодёжь пока уезжает».

По словам собеседника издания, пороховой завод в Котовске, как и другие предприятия оборонно-промышленного комплекса в Тамбовской области, активно работает и развивается, однако заводу не требуется сильно увеличивать число рабочих.

«Поэтому, в силу всего сказанного, можно признать, что складской комплекс Wildberries способен принести определённую пользу Тамбовской области: во всяком случае, часть населения будет занята в развивающейся сервисной экономике, принося доход в свои семьи, — считает эксперт. — Слава Богу, что на тамбовскую землю приходят хотя бы такие инвесторы».

Маловероятно, что складской комплекс предоставит населению Тамбовской области много высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, считает экс-глава муниципального округа Тверской города Москвы, ведущий эксперт Центра социальных исследований и технологий РГСУ Яков Якубович.

«Скорее всего, трудоустройство коснётся, в основном, не самых квалифицированных кадров, которые и в других условиях не утекали бы из региона. А утекают обычно самые квалифицированные. Если человек получает высшее образование, вряд ли он пойдёт работать в логистический центр. Если бы это было какое-то наукоёмкое или инновационное производство, тогда да. Логистический центр не сильно задержит молодёжь в регионе».

А вот местному бизнесу этот проект может помочь, считает Яков Якубович.

«Местным производителям будет гораздо проще распределять свой товар, — согласен эксперт. — Я думаю, что какие-то договорённости Wildberries с местным бизнесом и администрацией достигнуты. Обычно, когда в регион приходит крупный бизнес, от него ждут каких-то преференций для местного малого бизнеса и администрации, это, как правило, является условием для разрешения строительства и землеотвода. Для Котовска как райцентра любой «движ» будет полезен, он принесёт доход в экономику муниципалитета».

В то же время Якубович не исключает, что деятельность логистического центра приведёт к тому, что нагрузка на региональные дороги может увеличиться из-за притока крупнотоннажного транспорта.

«Кто будет ремонтировать и строить дороги для этого транспорта? Хорошо, если Wildberries берёт на себя обязательства в этом отношении. А если это ляжет на муниципалитет? К тому же водители и экспедиторы должны где-то есть и ночевать, следовательно, необходимо развитие гостиничного сектора и общепита, и появление складского комплекса должно дать ему толчок», – заключил собеседник издания.

«Транспортная активность действительно резко увеличится, а водителям надо где-то спать и что-то есть, — отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» региональный эксперт, директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. — Нужны ремонтные мастерские для автомобилей. В связи с этим прилично вырастет рынок услуг и потребительский рынок. Предполагаю, что наличие складского комплекса может снизить стоимость некоторых товаров для жителей Тамбовской области. Что касается оттока населения из региона, он снизится как минимум на 5000 человек, которым обещают рабочие места. Кто-то, конечно, всё равно поедет за «золотой рыбкой» в Москву. А те, кто считают, что лучше жить дома, не будут вынуждены покинуть «дом» из-за отсутствия работы. Конечно, Тамбовская область – архаичный в плане направления развития регион. Но если говорить о промышленности, надо понимать, что тяжёлая промышленность в России – всегда федеральная, если не брать регионы вроде Екатеринбурга или Тюмени, а местная экономика – это «производство штанов», и эта экономика нуждается в поддержке. Поэтому логистика – это хотя бы какой-то драйвер для развития Тамбовской области».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Тамбов, котовск, Wildberries, склад
Поделиться
Похожие новости