Новость общества

Экономист Селянин назвал эффективные способы противодействия влиянию недобросовестной рекламы банковских кредитов

Экономист Селянин назвал эффективные способы противодействия влиянию недобросовестной рекламы банковских кредитов

Фото © «Московская газета»

18.10.2023 в 20:17:00
1945

Дополнительные требования к рекламе банковских кредитов вряд ли изменят ситуацию с недобросовестным представлением потенциальному потребителю возможностей получения банковских услуг. Тем не менее, способы борьбы с недобросовестной рекламой есть — в обращение с жалобами в контролирующие органы, а также публичная огласка подобных действий банков. Об этом «Московской газете» рассказал кандидат экономических наук Константин Селянин

Сегодня ЦБ опубликовал информацию о том, что теперь кредитные организации обязаны в рекламе своих продуктов указывать диапазон полной стоимости кредита или займа в процентах годовых. Это связано с тем, что 23 октября вступает в силу норма закона, которая запрещает банкам и микрофинансовым организациям рекламировать только привлекательные процентные ставки.

«Маркетинг и реклама основаны на знании человеческой психологии. Если в объявлении о кредите будет указано, что ставка составляет от 9 до 30% годовых, то потребитель в первую очередь увидит самую маленькую ставку. Потому что люди видят и слышат в первую очередь то, что хотят услышать и увидеть, то есть то, что ищут. С этой точки зрения изменение требований к рекламе вряд ли как-то изменит психологию самих потребителей. Более того, я бы вообще не боролся с недобросовестной рекламой методами изменения требований к ее форме. Тут нужны реальные наказания за случаи, когда потребителей намеренно вводят в заблуждение. К примеру, банк рекламирует кредит по ставке от 9%, но на деле дополнительные условия его предоставления таковы, что взять займ просто никто не захочет. В таком случае нужно просто «бить по рукам» за недобросовестную практику. И тут дело, кстати, за самими потребителями. Потому что чаще всего россияне, получив какой-то отказ или какие-то неадекватные требования по кредитованию, просто молча разворачиваются и уходят. Но эффективнее было бы писать жалобы в Центробанк и прокуратуру. Кроме того, тут, конечно, большую роль играет и огласка подобных ситуаций в соцсетях и СМИ. Ведь нередки случаи, когда условный блогер пишет о том, что с ним где-то обошлись несправедливо, и тут же в комментариях появляется представитель организации и пытается спасти репутацию своей компании. Поэтому в нынешних реалиях огласка – это тоже действенный механизм», — считает Константин Селянин.

Еще одним способом противодействия влиянию недобросовестной рекламы, по мнению экономиста, является повышение финансовой грамотности, чтобы уже просто по рекламному объявлению понимать, что оно не соответствует реальности.

«Потому что профессионал сразу отличает, где правдивая реклама, а где недобросовестная. В то же время на предложение о повышении финансовой грамотности можно возразить, например, почему в таком случае не повысить грамотность в фармацевтике? Чтобы никто не смог продать покупателю мел под видом аспирина. И тем не менее, финансовая грамотность, действительно, выручает при решении многих вопросов, связанных с деньгами», — отметил Константин Селянин.

Ранее эксперты рассказали «Московской газете», как человеку обрести финансовую устойчивость. Экономисты рекомендуют грамотно подходить к расходам и иметь накопления. В то же время клинический психолог и основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский акцентирует внимание на получении новых компетенций. По его мнению, «если мы говорим о том, что деньги должны работать, то гораздо разумнее их вкладывать в себя, в развитие способностей, навыков и умений, ведь источник финансов — сам человек».

Автор: Андрей Мединский
ТеГИ
экономист, банки, реклама
Поделиться
Похожие новости