Новость общества

Как введение цифровой маркировки скажется на потребителе

Как введение цифровой маркировки скажется на потребителе

Фото © «Московская газета»

13.09.2022 в 09:37:00
3540

Цифровая маркировка позволит не только бороться с фальсификатом, контрабандой, но и собирать положенные по законодательству налоги и обеспечить безопасность здоровья потребителей

Об этом заявил зампредседателя думского комитета по экономической политике Артём Кирьянов.

В качестве действенного примера он привёл фармацевтический рынок, где, по словам депутата, введение цифровой маркировки медикаментов позволило сократить незаконный оборот лекарств более чем на треть. Как отметил Кирьянов, получается, что каждый третий препарат был в лучшем случае плацебо, которые стоят больших денег, но абсолютно не помогают.

Ещё один пример – автомобильные покрышки. Здесь уровень незаконного оборота продукции упал в два раза – в 2019 году показатели уменьшились на 25%, к 2021 году ещё около 12,5% фальсификата.

В пользу введения цифровой маркировки говорит и сегодняшняя ситуация на табачном рынке, оборот продукции на котором уменьшился на четверть. Получается, что условно каждая четвёртая пачка сигарет была фальсификатом, и нет никаких гарантий, что это был незаконно произведённый табак, а не ещё более вредный химический заменитель, сказал парламентарий.

Наряду с обеспечением безопасности здоровья потребителей Кирьянов выделил финансовую составляющую. Он отметил, что три года назад насчитывалось более 15% продукции, которая не приносила в бюджет ни копейки. Сейчас ситуация несколько выровнялась, и теперь данный показатель составляет 11,5%. Ещё больше поступлений в бюджет в виде налогов, акцизом и т.д. будет после того как цифровая маркировка коснётся и других продуктов и товаров. Депутат сообщил, что казна ежегодно недосчитывается около 100 млрд рублей из-за фальсифицированной продукции.

По мнению Кирьянова, необходимо промаркировать пиво, поскольку доля контрафакта на рынке пенного напитка составляет не менее 16. Кроме того, система ЕГАИС, которая позволяет полностью контролировать алкогольную продукцию, не распространяется на небольшие пивоваренные компании.

«Понимание того, что на маркировку надо переходить, в отрасли есть, а вот желания – нет», – заявил  Кирьянов.

Крайне важным парламентарий считает введение цифровой маркировки для чёрной и красной икры, а также для детской бутилированной воды. В первом случае это необходимо для приведения в порядок икорного рынке, где нелегальный оборот, как отметил законодатель, доходит до 30%, во втором – речь в большей степени идёт о здоровье, поскольку водой «высокого стандарта» для детского питания теперь может быть самая простая вода.

Цифровая маркировка коснулась и молочной продукции. С 1 июня прошлого года она стала обязательной для сыров и мороженого, с 1 сентября — для продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — для товаров с периодом хранения 40 дней и менее.

При этом в бизнес-сообществе всё чаще говорят о необходимости приостановить не только пилотные проекты по внедрению маркировки, но и те, что уже стали обязательными. Это связывают не только со сложившейся экономической ситуацией, но и массой недоработок в электронном документообороте.

Сказывается нововведение и на потребителе – по словам московского бизнес-омбудсмена Татьяны Минеевой, из-за цифровой маркировки стоимость продуктов вырастает в среднем на 20%.

На кафедре технологии пищевых продуктов и организации питания МГТУ «Московской газете» рассказали, что рост цен при маркировке остаётся спорным вопросом. В пример приводят стоимость крепких алкогольных напитков, участвующих в системе ЕГАИС. Удорожания не произошло, потому что производители просто наносят цифровой код маркировки на бумажную марку.

«Цифровая маркировка «Честный знак», по сути, то же самое. Насколько я знаю, Центр развития перспективных технологий, который является регулятором процесса, планирует поставлять оборудование и коды бесплатно», – пояснил эксперт продовольственного рынка, доцент кафедры Курбан Билалов.

По словам специалиста, цифровая маркировка нужна, но система, построенная по большей части как пилотный проект, требует серьёзной доработки.

«Если мы ставим во главу угла здоровье и безопасность, то цифровая маркировка, во всяком случае пока, не даёт гарантии, что в продукте ровно столько ингредиентов, сколько заявлено на этикетке. Пока эта система больше призвана следить за оборотом продукции», – резюмировал эксперт.

Автор: Руслан Романов
ТеГИ
цифровая маркировка, законодательство, потребитель
Поделиться
Похожие новости