Новость общества

Конкуренция или монополия нужна российскому продовольственному экспорту?

Конкуренция или монополия нужна российскому продовольственному экспорту?

Фото © «Московская газета»

09.08.2022 в 13:18:00
2571

Минсельхоз России приступил к разработке концепции национального дистрибьютора продукции российского агропромышленного комплекса, сообщил РБК. Федеральный центр «Агроэкспорт» в составе министерства объявил конкурс на создание концепции национального продовольственного дистрибьютора: цель концепции — объединить товары от российских производителей и оптимизировать логистику для освоения экспортных рынков Азии, Ближнего Востока и Африки. Идея Минсельхоза невольно встаёт в один ряд с недавним законопроектом Единого оператора рекламы, принятым в первом чтении в Госдуме, о котором «Московская газета» уже писала

Отечественный экспорт АПК растет, как на дрожжах и по всем направлениям, рассказал «Московской газете» член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных закупок Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрий Тортев. Однако, по его словам, есть серьёзная разбалансировка между экспортом и внутренним потреблением сельхозпродукции.

«Ограничения внешней торговли не стали тому помехой — Минсельхоз оценивает рост экспорта в 20% к 2021 году. В текущем году синхронно увеличиваются экспортные отгрузки масложировой, мясной и молочной продукции, рыбы и морепродуктов. Привлекательность экспортной альтернативы для агропромышленного сектора России уже пришлось «донастроить» экспортными квотами и заградительными пошлинами. Не помогло. При этом сырьевая продукция российского АПК на внутреннем рынке продолжает из-за ее изобилия дешеветь, а готовые изделия — дорожать, вопреки всем законам экономики», — подчеркнул эксперт.

В текущей ситуации есть большой соблазн «взять в аренду метр государственной границы» и максимизировать прибыль с экспорта, если на внешних рынках на российский агроэкспорт имеется повышенный спрос, отметил собеседник издания.

«В итоге фермеры (в том числе малые хозяйства), работающие на снабжение внутреннего рынка и уже не имеющие возможности конкурировать с агрохолдингами, уйдут еще ниже границы рентабельности. Ясно, что нынешние методы и механизмы государственного управления (мониторинга, анализа, оценки, прогнозирования и регулирования) в сфере сельского хозяйства нуждаются в глубоком совершенствовании», — считает Дмитрий Тортев.

Никакие монопольные операторы, в том числе внешней или внутренней торговли, в функционирующей экономике вообще не нужны, полагает эксперт Комитета по защите конкуренции ГД РФ: «Многие эксперты сходятся в том, что предложения по монополизации тех или иных товарных рынков могут создать питательную почву для коррупции. Причем в последнее время идеи формирования коммерческих монополий с отдельными функциями государства пошли кучно. Это и попытка запуска единого оператора рекламы, и желание подогнать ландшафт закупок под неконкурентным образом отобранные площадки. Но ФАС России — это орган, который должен противодействовать созданию монополий изначально», — заявил Дмитрий Тортев.

«До настоящего момента проект указанной концепции не поступал в ФАС России. Отметим, что приведенная в СМИ информация не позволяет сделать вывод о функционале такого национального дистрибьютора, а, следовательно, и о его влиянии на уровень конкуренции», — сообщила «Московской газете» пресс-служба ФАС.

Идея учреждения национального продовольственного оператора напоминает идею создания некоего «зернового Газпрома», сказал «Московской газете» экономист Дмитрий Прокофьев.

«Точнее говоря, это можно назвать неким зерновым «Газпром Экспорт», — отметил эксперт. — Речь идёт о том, чтобы поставить под контроль источники валютной выручки. В ситуации, когда доходы от нефти и газа будут падать, выручка от предприятий оборонэкспорта, очевидно, в ближайшее время не будет расти. Вполне ожидаемый шаг — попытаться консолидировать все потоки «живых» денег. Это важная мотивация. Кроме того, речь пойдёт об усилении политической позиции «контролёров» этого валютного потока. У российской власти до сих пор были два важных «союзника»: нефть и газ. Сейчас появился третий: зерно. Это тоже один из важных рычагов. Как кажется властям, создание такого суперконцерна поможет более эффективно контролировать приток валюты и распределять её. Человек, который реально будет контролировать деятельность такого концерна, может стать одним из самых важных и влиятельных на экономическом и политическом курсе».

Насколько экономически эффективной будет такая структура, как национальный продовольственный дистрибьютор?

«Здесь речь идёт не об экономике, а о политике, — заметил экономист. — О влиянии на внутриполитическую и экономическую повестку. Никакая экономическая аналогия здесь не приводима. Если мы хотим богатства для аграриев, более эффективной была бы конкуренция между ними».

Россия находится только в самом начале пути освоения экспортных рынков, и на этой стадии структура вроде национального продовольственного дистрибьютора представляется эффективной, сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» эксперт в области сельского хозяйства, главный редактор сельскохозяйственного журнала «Председатель» Павел Березин: «Нам нужны действительно большие объёмы продукции, нужны бренды, которые помогали бы прорываться на рынок. Тем более, в таких очень непростых геополитических условиях. Сам институт экспорта еды у нас только-только формируется».

По словам Павла Березина, на экспортных рынках, особенно азиатских, Россия будет вынуждена конкурировать с гигантскими корпорациями, которые работают на этих рынках веками.

«Поэтому понятно желание государства искать и находить новые инструменты консолидации товара, консолидации знаний о рынках — считает собеседник «Московской газеты». — Только-только создан институт сельскохозяйственных пресс-атташе, которые будут помогать искать покупателей нашей сельхозпродукции в странах-импортёрах».

С другой стороны, функции национального продовольственного дистрибьютора пока не ясны, заметил главный редактор «Председателя»: «Это будет сугубо консультационная функция или какая-то иная? Может быть, действительно, в этой логике создания больших брендов — географических, территориальных, качественных, — нам и стоит войти на такие старые и очень конкурентные рынки, как азиатские. Вопрос, как всегда, в качестве персонала, бизнес-моделей, которые будут предлагаться импортёрам готовой продукции, и т.д. Государство видит свою задачу в том, чтобы собирать наших экспортёров, а их действительно очень много, и им очень тяжело по целому ряду признаков, — в какой-то пул и заходить на рынок таким «единым кулаком», в том числе, и с точки зрения маркетинга. Естественно, как и любая подобная структура, эта структура — монопольная и имеет свои риски. Повторюсь, пока не очень понятен функционал национального продовольственного дистрибьютора. Создать, например, бренд «Якутские продукты»? Не знаю, как это будет конкретно работать на практике. Когда все эти вещи можно будет «потрогать руками», тогда мы и «пощупаем» вместе с импортёрами нашей продукции, насколько это эффективно, помогает ли это нашим импортёрам, или это ещё одна бессмысленная бюрократическая процедура, в рамках которой будут взиматься деньги за получение какого-либо сертификата. А такая печальная практика у нас есть. Не будем называть структуры, которые просто абсолютно бессмысленно собирают деньги с наших экспортёров продуктов, никак не помогая в плане маркетинга».

По словам Павла Березина, любопытное замечание высказал об идее национального продовольственного дистрибьютора один из сибирских экспортёров сельхозпродукции: «Как бы не получился очередной «единый мусорный оператор», заметил в беседе со мной экспортёр. Для Новосибирской области это «больная тема».

Что полезней для экономики: единый продовольственный дистрибьютор или конкуренция в этой сфере?

«В идеальной среде, с наукообразной позиции конкуренция выгодней, а любая монополизация подобной деятельности приносит вред, — сказал Павел Березин. — Но я пока не понимаю, насколько это действительно монополизация, какие регуляторные решения будут сопровождать деятельность этой структуры. Это только промежуточный этап пути, в конце которого мы неизбежно придём методом проб и ошибок к какой-то единой концепции. Здесь невозможно просто взять и скопировать западные модели. Есть, например, китайская корпорация COFCO, крупнейшая продовольственная компания мира, которая под единым брендом торгует китайской продукцией. Они решили пойти по окологосударственному пути. А у нас решили, чтобы этим занимался бизнес под присмотром государства. Вопрос в эффективности, контроле, правильной постановке управленческих и маркетинговых задач подобным структурам».

Какие возможности в первую очередь понадобятся национальному дистрибьютору, чтобы вывести российский продовольственный экспорт на азиатский рынок?

«Ключевым моментом успеха на китайском рынке является быстрая сертификация, которая предполагает знание этого рынка и особенно знание китайских внутренних электронных платформ. Такими компетенциями у нас обладают единицы. Повторюсь, мы в самом начале пути освоения экспортных рынков», — заключил Павел Березин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
конкуренция, монополия, продовольствия, дистрибьютор
Поделиться
Похожие новости