Новость общества

Купленная сегодня красная икра может через год оказаться хорошим вложением капитала

Купленная сегодня красная икра может через год оказаться хорошим вложением капитала

Фото © «Московская газета»

28.11.2021 в 21:47:00
2440

Средние зарплаты россиян в пересчете на «красный деликатес» составляют не более шести килограммов

Красная икра — премиальный продукт, который сегодня доступен не всем, считают представители рыбодобывающей отрасли. Но как бы не повышалась стоимость лососевой, этот продукт всегда имеет спрос на российском рынке. По данным Росстата, с 2018 по 2021 год красная икра взлетела в среднем по стране подорожала с 3 до 5 тысяч рублей. Средние доходы россиян в эквиваленте красной икры составляют всего 5-6 «килограмм».

Улов растет, расходы тоже

Согласно данным Росстата, в ноябре прошлого года, накануне новогодних праздников, средняя цена на красную икру составляла 4 тыс. руб. за 1 кг, побив предыдущий рекорд августа 2018 года (3,9 тыс. руб.).

В октябре 2021 года средняя стоимость лососевой икры в рознице впервые перешагнула «пятитысячный» рубеж. Это рекорд за всю историю наблюдений с 2000 года. При этом, по признанию самих рыбаков, добыча лососевых, которые дают красную икру, заметно выросла. К новому 2022 году рыбодобывающие предприятия заявляют, что стоимость икры вырастет еще больше.

«В этом году действительно вылов лососевых был значительным по общему объему — более 500 тыс. тонн. В связи с этим, красной икры достаточно много. Но финансовая нагрузка рыбодобывающих предприятий продолжает увеличиваться. Отрасль этап за этапом проходит новые уровни зарегулированности. Речь идет о привлечении в отрасль сотни миллиардов рублей собственных и заемных средств», — рассказал «Московской газете» президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов.

Напомним, в связи с значимым возрастом рыболовного флота России (средний возраст судов – около 40 лет) государство решило простимулировать рыбопромышленников вкладывать собственные средства в строительство новых траулеров на отечественных верфях взамен части квот на вылов. В Росрыболовстве заявляют, что за счет программы инвестиционных квот Россия сможет обновить около 65% мощности рыбопромыслового флота в Северном бассейне и более 40% — на Дальнем Востоке. При этом речь идет об общем размере инвестиций, привлеченных в развитие рыбной отрасли — порядка 187 млрд рублей. Из них около 166 млрд рублей будет вложено в строительство рыбопромысловых судов и 21 млрд рублей — в перерабатывающие заводы. На Дальнем Востоке таковых планируют построить 14. Также приступили к обновлению краболовного флота.

«Среди рыбодобывающих предприятий сегодня очень высокая закредитованность. Нам не дают выбора: или бери кредиты и выполняй условия, или уходи из бизнеса. Отрасль добровольно-принудительно строит рыбопромышленный флот», — говорит Георгий Мартынов.

С 2017 года согласно постановлению правительства 20% квот на вылов рыбы перераспределено между компаниями, обязавшимися за пять лет построить в России новые суда или фабрики. Предприятия взяли огромные кредиты, которые вкладываются в строительство крупнотоннажного и среднетоннажного флота.

Президент ассоциации поясняет, что большие затраты рыбаков связаны с переходом распределения ресурсов на аукционный принцип. «Так, на первую половину крабовых аукционов 50% от общедопустимого улова, которые были разыграны в позапрошлом году, рыбаки заплатили сумму, превышающую 150 млрд рублей. Стоимость одного крупнотоннажного парохода составляет в среднем не менее 100 млн долларов. Более того, Госдума рассматривает проект изменения в Налоговый кодекс, согласно которому ставки за пользование ВБР будут не 15% как это было всегда, а 100% стоимости, предусмотренной второй частью Налогового кодекса. Более того, эти ставки будут увеличены. В таких условиях, будет дорожать не только такой премиальный продукт как красная икра, но и вообще вся рыбопродукция», — уверен Мартынов.

Социальная сегрегация

Эксперта удивляет, почему россияне вообще так интересуются лососевой икрой и ее подорожанием. «Разве это продукт первой необходимости? Это не молоко, ни хлеб, ни соль, ни гречка, ни пшено, ни картошка. Этот всегда был и остается премиальным. Я считаю, если есть такой интерес и спрос на красную икру, значит с благосостоянием наших граждан все нормально», — отметил собеседник издания, добавив, что если красную икру покупают по тем ценам, по которым она продается, несмотря на постоянное ее удорожание, то, конечно, это предприятиям выгодно.

«Это рыночные отношения, ничего личного, как говорится. Полученные средства фактически целиком уходят на решение финансовых вопросов рыбодобывающих предприятий. Кстати, не надо забывать, что торговые сети делают надбавку на эту продукцию порядка 50%. Так что, озвученные Росстатом цены — не совсем «заслуга» рыбаков», — поясняет Мартынов.

Кандидат политических наук Анастасия Николенко уверена, что удорожание любых продуктов питание в первую очередь может говорить о надвигающимся продовольственном кризисе. По словам Николенко, сегодня мы видим тенденцию к увеличению посредниками прибыли до вожделенных 300%: «Практически, это попытка поставить людей перед фактом и «выжать» из них как можно больше, подобные шаги не новы в практике стагнирующих сообществ и зачастую отражают серьёзные проблемы экономики».

«Мой отец 30 лет проработал боцманом на рыболовном судне. Я знаю, какая это тяжелая работа. Я также понимаю, что в рыбной отрасли все сегодня непросто и прекрасно осознаю существующий принцип товарно-денежных отношений: «покупают — продавай». Но, так открыто выражать «удивление» по поводу того, что люди «интересуются красной икрой», на мой взгляд, некорректно. Высказывания подобного рода, конечно, не новость, но лично я не слышала о закреплении социальной сегрегации официально, тем более о возвращении сословий. Подобные высказывания чреваты усугублением социал-дарвинистической риторики и ожидаемой ответной реакции на неё», — подчеркнула Анастасия Николенко, добавив, что любой акцент «расслоения общества» в и без того напряженной атмосфере кризиса может вызвать серьезные потрясения, как это было в конце 19-го века.

«Необходимо задавать вопрос не «почему люди интересуются ценами на красную икру», а «почему люди не могут купить красную икру». Ответ прост. Потому, что среднестатистическая зарплата россиянина, выражаясь в «икре», составляет около 5-6 килограмм — 25-30 тыс. рублей. Вот это самое печальное», — заключила Николенко.

Член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Дешпет считает, что давно уже необходимо осознать вступление в период ежегодной двузначной инфляции, и тенденций к ее снижению нет.

«Если за последний год на 40% подорожали крупы отечественного производства, то что говорить о красной икре, которая является сезонным продуктом отрасли с высокими рисками и особыми условиями к транспортировке и хранению? Это потребительская инфляция, причины которой связаны с процессами как внутри государства, так и за пределами. Можно пошутить, что купленная сегодня красная икра может через год оказаться хорошим вложением капитала», — подчеркнул Дешпет. 

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
капитал, красная икра, деликатес, вложение
Поделиться
Похожие новости