Новость общества

Насколько безопасны «национализированные» Россией самолеты

Насколько безопасны «национализированные» Россией самолеты

Фото © «Московская газета»

15.03.2022 в 12:20:00
5012

Накануне президент РФ Владимир Путин подписал закон, позволяющий регистрировать в России права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге. Ранее власти Бермуд остановили действие сертификатов летной годности у зарегистрированных на Бермудских островах самолетов российских авиакомпаний

В феврале ведущие производители авиадвигателей, компонентов и запчастей для самолетов заявили о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями. 10 марта поставлять России запчасти для самолетов отказался Китай. Политолог Михаил Виноградов провел небольшое исследование о том, как подорожали авиарейсы из Москвы в разные города мира на фоне сложившейся международной обстановки из-за спецоперации РФ в Украине.

«Московская газета» обсудила сложившуюся ситуацию с авиаэкспертами.

Каковы реальные возможности российского импортозамещения в сфере авиации?

«Здесь есть две последовательно решающиеся задачи, – рассказал «Московской газете» глава аналитической службы «Аэропорт» Олег Пантелеев. – Первая: освоение диагностики и ремонта комплектующих для западной техники с использованием возможностей и мощностей российских компаний. То есть нам предстоит научиться чинить самолеты самим, чтобы поддерживать оставшийся парк зарубежных самолетов в исправном состоянии.

Вторая задача: проведение импортозамещения по комплектующим для отечественных гражданских самолетов. Сегодня вряд ли кто-то сможет сделать прогноз, когда эти проблемы будут решены, хотя они вполне решаемы.

Совсем недавно министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что поставлена задача ускорить работы по созданию двигателя ПД-8 для самолета Superjet New. Двигатель должен быть готов через 12-14 месяцев. Ранее корпорация «Иркут» подтвердила, что в 2023 году планируется завершить работы по созданию самолета Superjet New – это будет полностью импортозамещенная версия самолета Superjet. В принципе, в 2024 году такие авиалайнеры должны поступать в парк российских авиакомпаний. Мантуров заявил, что есть ориентир выпускать 40 самолетов такого типа в год. Это официально озвученная министром информация».

При нынешнем министре промышленности и торговли импортозамещение может так и остаться «на бумаге», не исключил бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

«12 лет назад была программа развития авиации, которая, к сожалению, так и осталась «на бумаге». Была также программа 2015 года, но в этом случае ничего не делали. Никого не наказали, не лишили премий.

Такое ощущение, что в нашей отрасли, как и во многих других, нет крайних. Есть много структур – Минтранс, Росавиация, которые получают финансирование. Мы уже давно должны были выпускать 160 самолетов в год», – отметил эксперт.

Как сказываются международная ситуация и прекращение поставок импортных запчастей на цене и безопасности полетов российских авиакомпаний?

«Пока никак не сказывается, – сказал в беседе с корреспондентом издания Олег Пантелеев. – По состоянию на данный момент исправные воздушные суда выполняют полеты. Они не успели сломаться, не успели подойти сроки серьезных регламентных работ. Совершенно очевидно, что сегодня прямое сообщение с некоторыми из пунктов назначения, перечисленных в исследовании, отсутствует. Есть только пересадочные рейсы. Стоимость авиабилетов очень существенно зависит от курса рубля к доллару и евро. Делать какие-то прогнозы, чем обернется дело и когда произойдут изменения, бессмысленно».

Сегодня авиакомпании, конечно, попытаются поднять цену билетов, отметил независимый эксперт Дмитрий Адамидов.

«Но надо понимать, что в авиации всегда пытаются «залезть в карман» потребителя по полной программе. Сколько вы можете платить, столько с вас и попытаются взять. Но получается это не всегда. Тем более, что сейчас потребитель богаче не стал, а стал запасаться сахаром и гречкой.

А насчет безопасности – конечно при нерегламентном обслуживании она снижается. Это не происходит сразу, у нас все-таки достаточно новый парк. Вопрос авиационной безопасности – важный, за безопасностью полетов надо следить все время. Но я думаю, за этим проследят», — отметил эксперт.

По словам Дмитрия Адамидова, мнение населения внезапно стало очень важно для правительства, такие вопросы не будут игнорироваться.

«Раньше правительство больше было озабочено изменением крупного капитала, а сейчас ситуация поменялась. В нынешней ситуации было бы не очень умно вести себя пренебрежительно по отношению к населению», – добавил специалист.

Что касается «нерегламентного обслуживания», источник, пожелавший остаться анонимным, рассказал «Московской газете», почему у российских самолетов отозваны летные сертификаты и что это на самом деле означает.

По словам собеседника издания, авиавласти Бермудских островов, на которых зарегистрированы находящиеся в лизинге самолеты, не считают, что воздушные судна могут быть безопасными при использовании их Россией.

«Во-первых, нам запретили доступ к оригинальным запчастям. Даже если мы будем делать их «на коленке», есть ведь еще постоянное обновление бортового софта. Самолеты сейчас – это летающие компьютеры. У нас этого тоже нет.

И второе, самое интересное: вся документация по обслуживанию самолета сейчас хранится в электронном виде, и за нее отвечает разработчик. Нам отключили доступ к этой документации. Обслуживание самолета – это очень жесткий регламент: что делать, как, с помощью каких приспособлений. По нашим самолетам эти документы всегда хранились в бумажном виде в специальных библиотеках. А у иностранных это все – в электронном виде.

В этой электронной документации идут постоянные обновления. Например, надо заменить двигатель, вы заходите в соответствующий раздел и берете документы, которые на данный момент действуют. Проблему с запчастями еще можно решить на месяц-два с помощью «авиационного каннибализма», когда восемь самолетов летает, а два разбираются для них на запчасти. Так можно решить вопрос с запчастями на месяц-два. Но при этом у нас нет ни постоянно обновляющейся документации (нет доступа к актуальному регламенту безопасности самолетов и возможности правильно его осуществлять), ни софта», – поделился эксперт.

Анонимный источник объяснил, из чего складывается безопасность самолета и почему эти критерии нарушает как подписанный президентом указ, так и предшествовавшее ему решение Росавиации.

«Самолет получает сертификат летной годности, потом идут расширения сертификата, где указано все, что самолету можно и что нельзя. Техническое состояние самолета – это постоянные регламентные работы, запчасти, предполетный осмотр, капитальные и прочие ремонты, регулярное обслуживание. Летчики, имеющие необходимую квалификацию и летный минимум, подтверждают его ежегодно. За всем этим наблюдает регулятор – в нашем случае Росавиация. И вот сначала мы «тормознули» самолеты на нашей территории. Теперь еще у самолетов отозваны летные сертификаты. А президент подписал указ о национальной регистрации самолетов, благодаря которому российские авиакомпании могут продолжать ими пользоваться.

Это все равно, как если вы не выплачиваете кредит, который взяли у банка, а регулятор говорит вам, мол можно не выплачивать. Если летный сертификат аннулирован, любой документ по самолету, выданный на территории России, превращается в суррогат», – добавил эксперт.

24 февраля Россия начала спецоперацию по денацификации и демилитаризации Украины. В ответ Киев разорвал дипломатические отношения с Москвой, а Запад ввел беспрецедентные экономические санкции в отношении России.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
россия, самолеты, безопасность, закон
Поделиться
Похожие новости