Новость общества

Нужен ли «цифровым детям» общественно полезный труд в школах?

Нужен ли «цифровым детям» общественно полезный труд в школах?

Фото © «Московская газета»

08.09.2023 в 17:57:00
3001

Общественно полезный труд развивает школьников, но здесь не должно быть перегибов. Такое мнение озвучил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Насколько актуальна инициатива по внедрению общественно полезного труда в школах и с какими перегибами могут столкнуться дети, «Московской газете» рассказала научный сотрудник Института стратегии развития образования Ирина Мерзликина

По словам Кравцова, нововведение прививает любовь к труду со школьной скамьи. Педагог выразила солидарность с заявлением министра. Мерзликина также предположила, что перегиб наблюдается в излишней цифровизации в образовании, когда дети хотят стать программистами, но не обращают внимание на более практико-ориентированную деятельность.

Сейчас мужчина даже гвоздь дома банально не может забить, посетовала педагог. По ее словам, раньше этим простым вещам учили на уроках технологии, которые обязательно были в программе.

Например, когда девочки занимались домоводством, а мальчики упражнялись в мастерских. Как результат люди могли повесить полку или сколотить простой стульчик.

«Наши цифровые дети это сделать вряд ли смогут, потому что они этого просто банально не умеют. Поэтому я говорю, что очень полезно и очень хорошо, что эта инициатива сейчас будет развиваться», — сказала специалист в беседе с журналистом «Московской газеты».

Мерзликина убеждена, что «дети не перетрудятся». Подрастающее поколение нередко страдает гиподинамией: школьники приходят с учебы и «валяются на диване», рассказала педагог.

«Поэтому, если они будут больше заниматься и двигаться, еще будут развиваться такие профессии, как столярное мастерство, слесарь механосборочных работ или токарь-сортировщик, то, я думаю, что это будет очень полезно», — подчеркнула Мерзликина.

Своим мнением с «Московской газетой» поделился клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

«Вокруг закона об общественно-полезной деятельности в школах продолжается очень острая, содержательная дискуссия, в том числе и потому, что её участники понимают – вопрос обучения и воспитания детей является краеугольным, в том числе с той точки зрения, что ошибки, допущенные в этом процессе, могут иметь далекоидущие последствия. Если говорить о том, что мы хотим с помощью общественно-полезного труда изменить поведение ребёнка в сторону большей социализации, включённости в общественные процессы, патриотизма, любви к Родине, воспитать черты характера, нужные государству, необходимо помнить, что, если мы сконцентрируемся на вынужденном принятии, когда ребёнок по требованию педагога метёт улицу, ремонтирует школу или мастерит лавочки, то это вовсе не значит, что его внутренние установки по желательной деятельности изменятся так, как этого хотят инициаторы нововведения», — объяснил психолог.

«Мы понимаем, что задачей привлечения к общественно-полезному труду является не просто какое-то занятие в определённое время, а внедрение элементов определённой идеологии. Но просто приобщение к труду, без дополнительных усилий по донесению до детей понимания того, зачем это нужно, вряд ли будет результативным. Ведь феномен вынужденного принятия или вынужденного согласия под внешним давлением характеризуется тем, что внутренние установки человека не меняются. Ребенок внешне поменяет свое поведение при задействовании системы поощрений и наказаний, но для достижения поставленных целей в таком виде потребуется организационные, материальные и временные затраты, которые вряд ли приведут к ожидаемому эффекту. Поэтому тысячу раз прав министр Кравцов, когда призывает избежать перегибов», — отметил Валерий Ивановский.

Полемику о «цифровых детях» психолог назвал очень интересной. Ее участники строят свои умозаключения на том, что современный человек якобы деградирует и теряет ранее приобретённые навыки. Люди сравниваются с нашими предками, и из этого сравнения делается вывод, что предки были более приспособлены к жизни и самообслуживанию, могли добыть дичь, сшить себе одежду и так далее. Они были физически более развиты, выносливы и много работали на свежем воздухе.

«При этом упускается из виду такая очевидная вещь, что наши предки едва доживали до 30-40 лет и куда чаще страдали от различных заболеваний ввиду отсутствия развитой медицины и других отраслей науки. И все их навыки в виде ловкости, охотничьей сноровки и меткого глаза вряд ли помогли бы им выжить в условиях современного города хотя бы в течение недели. Я говорю это к тому, что довольно схоластический и нерезультативный процесс – пытаться вырывать человека из контекста исторических условий, в которых он живёт, из логики социального развития и уличать его в том, что он приобретает или теряет какие-то навыки. Человек должен быть актуальным для той среды, в которой он живёт. Зачем ребёнку уметь мастерить лавочки, когда с этим успешно справляются деревообрабатывающие станки, которыми управляют операторы, и им, как ни странно, необходима для этой работы ИТ-грамотность. Мы живём в век цифровизации, когда происходит огромный мировоззренческий и эволюционный переход, наблюдается смена всей парадигмы существования человечества. Долгое время существовал человек трудящийся во всех смыслах, который «перелопачивал» окружающую среду в поисках всего необходимого для жизни. Сейчас смысл жизни человека заключается в том, что он воспринимает, оценивает, перерабатывает и распространяет огромное количество информации. Если мы оглянемся вокруг, то каждый является или источником, или передатчиком информации. С этим связано появление множества технических средств коммуникации, интернета и социальных сетей. Я хотел бы акцентировать внимание на том, что эти перемены не случайны. Эти процессы являются следствием неотменимой логики и имеют свои причины и следствия. Состояние информационного общества, в котором мы находимся – это срез того пути постоянного усложнения всех систем, по которому общество движется. Системы постоянно усложняются, обретают новые качества, формы и характеристики. В этом и заключается эволюция», — отметил Валерий Ивановский.

«Первоочередную роль во всём этом играет информация. Согласно корпускулярно-волновой теории материя переходит в энергию, а энергия – в материю. От Большого Взрыва и до наших дней мы видим, как вселенная находит все более результативные пути консервации энергии. От плазмы к неживой материи, от неживой материи к живой и как венец к человеку, который научился преобразовывать энергию самым эффективным способом. И информация является самой рациональной формой консервации энергии, имеющей наибольший КПД. Поэтому и наблюдается процесс, когда всё большее число школьников хочет работать в ИТ-сфере. И между прочим, важность развития ИТ постулируется на всех уровнях власти, много говорится и делается для стимулирования получения таких профессий, чтобы вернуть специалистов из-за рубежа и так далее. Это гораздо более важно, чем гипотетическое умение сколотить лавочку, которое в жизни никогда не пригодится. Такие вкрапления архаизма в рассуждениях – это, может быть, элемент ностальгии по нашей молодости, когда «трава была зеленее, а солнце ярче», но никак не элемент научного подхода к воспитанию подрастающего поколения», — заключил клинический психолог.

Ранее член СПЧ Александр Брод также высказывал опасения по поводу инициативы привлечения школьников к общественно-полезному труду. Он вспомнил аналогичную советскую практику, оставившую у него не самые приятные впечатления. В детстве правозащитник стал свидетелем того, как собранный учениками урожай так и сгнил на поле, потому что не был своевременно вывезен. Брод предостерёг от перегибов и призвал подходить к труду школьников педагогически умно, чтобы не вызвать обратного эффекта в виде отвращения к трудовой деятельности. Также эксперт с недоумением отнёсся к норме о привлечении к труду без согласия родителей школьников, ведь у некоторых детей могут быть проблемы со здоровьем и аллергические реакции на определённые вещества, поэтому отправлять детей на работы без согласования с родителями может быть просто опасно.

ТеГИ
труд, школа, психолог, образование
Поделиться
Похожие новости