Окажется ли успешным проект Московского Политеха по разработке собственного электромобиля к 2030 году?
Московский политехнический университет собирается к 2030 году разработать собственную, полностью новую платформу для серийного производства компактных и среднеразмерных электромобилей
«Наша идея – дать возможность студентам разработать автомобиль, на котором они впоследствии будут ездить. Мы намерены перейти от прототипов к предсерийным образцам, которые будут приняты в серийное производство», — рассказал ректор Политеха Владимир Миклушевский.
В университете отмечают амбициозность этой задачи, но уверены в её реалистичности. Работы будут вестись в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», участником которой является Московский Политех. Сейчас научное учреждение уже ведёт работы по созданию лаборатории для испытания аккумуляторов и электродвигателей совместно с заводом «Автотор».
Также вместе с предприятием «Меркатор» Политех разрабатывает программу по электрификации коммунального спецтранспорта. У политехнического университета уже есть определённые достижения в области электротранспорта. Так, в начале текущего года студенты ВУЗа представили второе, усовершенствованное поколение электрического мотоцикла MIG R2, в котором использовались технологии 3D-печати и лёгкий обвес из композитных материалов, позволивший добиться хороших результатов по скорости и маневренности. Однако в проекте новой платформы для электрокаров, помимо прочего, предполагается, что перспективные машины будут соответствовать наивысшему, 5-му уровню беспилотного управления. В этом случае автопилот управляет транспортным средством на уровне живого опытного водителя. В последние годы лидером российских беспилотных разработок был «Яндекс».
В 2020 году появилось наиболее продвинутое на тот момент четвёртое поколение беспилотных авто, которое «Яндекс» разработал в сотрудничестве с южнокорейской компанией Hyundai на базе модели Sonata. А в феврале 2022 года в окрестностях метро «Ясенево» в Москве в экспериментальном режиме заработало беспилотное такси от «Яндекса». Теперь, кажется, в клубе разработчиков российских беспилотных автомобилей ожидается пополнение в виде специалистов Политеха.
Тема электрокаров в нашей стране вызывает интерес разработчиков уже давно. Первые экземпляры «зелёного» транспорта были выпущены ещё в Советском Союзе. Тогда электрические микроавтобусы РАФ обслуживали нужды «Олимпиады-80» в Москве. Однако о массовом производстве электрокаров ещё не было и речи. Затем Россия пережила экономически сложные 1990-е, когда по понятным причинам электромобили не были приоритетным направлением работы автопрома. А в 2010 году, когда при президенте Медведеве в моду вошли различные модерновые инициативы, бизнесмен Михаил Прохоров анонсировал выпуск инновационного, но, как предполагалось, доступного по цене гибридного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и электромоторами, который назвали ё-мобилем». Проект дошёл до стадии предсерийных образцов, однако зимой 2014 года был свёрнут, а все имевшиеся к тому моменту наработки компания предпринимателя продала НАМИ.
Примерно в эти же годы начала развиваться, и также закончилась ничем, история линейки автомобилей «Маруся». Среди экспериментальных разработок под этим брендом были как традиционные бензиновые спорткары, так и электромобиль, которые частично собирались из компонентов от серийных автомобилей из разных стран и специально доработанных под проект деталей. В серию эти автомобили, отечественные лишь отчасти, так и не пошли.
Наконец, в 2022 году в России произошло знаменательное событие – стартовал серийный выпуск электромобилей. В ноябре российскому покупателю стал доступен первый в модельном ряду марки Evolute кроссовер i-JOY, который начали собирать на липецком предприятии «Моторинвест». Как пишут СМИ, в основе Evolute i-JOY лежит китайский автомобиль Dongfeng Fengon E3.
Также готовится к производству Москвич 3Е, ещё один электрокроссовер, на этот раз собираемый на столичном заводе. Пока модельный ряд возрождённой советской марки «Москвич» представляет собой перелицованные автомобили JAC, в число которых входят и электрокары. А вот электромобили собственной разработки планируется поставить на конвейер лишь в 2025 году.
Очевидно, что стране с такой богатой историей автомобилестроения, которая есть у России, пора обзавестись и собственным производством электрокаров. Модели экологически чистого транспорта уже не первый год производятся и успешно продаются в США, странах Евросоюза, Японии, Китае и других странах. В первом квартале 2022 года мировые продажи электрокаров выросли на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные привело Международное энергетическое агентство. Пока доля электромобилей в общем количестве легковых машин в мире не превышает 2%, однако их количество растёт в геометрической прогрессии. Если в 2016 году в мире насчитывался всего миллион электрокаров, то сейчас их продаётся по миллиону каждый месяц.
Автоэксперт Роман Гуляев, комментируя ситуацию «Московской газете» отметил, что если вести речь о разработке, а не о серийном производстве электромобилей собственной конструкции Политеха, то выполнение такой задачи к 2030 году можно считать вполне реалистичным. Эксперт также добавил, что в России достаточно активно идёт развитие инфраструктуры как для эксплуатации электрокаров, так и для беспилотного транспорта.
«Что касается инфраструктуры, у нас вскоре планируется эксперимент по движению беспилотников на трассе Москва – Санкт-Петербург. К 2030 году в некоторых местах условия для такого транспорта могут быть уже созданы. Для электромобилей инфраструктура также развивается. Особенно это заметно в Москве, но я думаю, что и другие города в обозримой перспективе подтянутся», — рассказал Гуляев.
Он заключил, что уже сегодня электрические автомобили можно встретить на дорогах. Это, опять же, в наибольшей степени касается Москвы. Однако и в других регионах России повседневное использование таких транспортных средств постепенно становится популярнее. В ближайшие годы эта практика будет только расширяться.
Директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде рассказал «Московской газете», что цель проекта – создать не столько сам автомобиль, сколько платформу, которая должна стать новым техническим решением для отечественного автопрома.
«Как правило, университет разрабатывает комплексное решение для индустриальных партнеров, которые, в свою очередь, применяют эти технологии уже на своем производстве, развивая российский рынок автомобилей», — пояснил Итурралде. Он добавил, что данный проект будет влиять на рынок именно инженерных решений, а не самих автомобилей. Задачей Политеха в данном случае является разработка технологии, которая уже позволит непосредственно производителям автомобилей менять российский авторынок и выходить на него с новыми моделями.
-
В нынешней непростой внешнеэкономической ситуации всё большее число отраслей промышленности, в том числе очень перспекти...22.04.2022 в 14:26:003415
-
В следующем году в Москве появится 50 зарядных станций для электромобилей. На эти цели из городского бюджета будет выдел...09.12.2021 в 17:31:001980
-
Помощник российского президента Игорь Левитин, выступая на форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные тра...15.09.2021 в 15:41:002662
-
Генеральный директор L-Charge Дмитрий Лашин рассказал, в чем заключается преимущество новой передвижной зарядной станции...14.07.2021 в 11:22:003562
-
По мнению участников опроса, в частности, это связано с недостаточно развитой инфраструктурой ...09.03.2021 в 14:50:002905
-
В технопарке «Калибр» собрали первый трехколесный электромобиль.15.03.2018 в 16:01:003468