Новость общества

Педагог Мерзликина и психолог Ивановский объяснили, могут ли телефоны на уроках навредить образованию

Педагог Мерзликина и психолог Ивановский объяснили, могут ли телефоны на уроках навредить образованию

коллаж «Московской газеты»

27.10.2023 в 21:27:00
4771

Законопроект о праве учителей регулировать использование гаджетов на уроках затронет не только телефоны, но и другие отвлекающие от обучения устройства. Об этом рассказала один из авторов проекта, глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Востребованность инициативы оценили научный сотрудник Института стратегии развития образования Ирина Мерзликина и клинический психолог Валерий Ивановский

По словам Казаковой, предложенные правила затронут различные средства связи. В перечень устройств могут войти и умные часы, которые также считаются источником отвлекающих звонков и СМС.

«Мы говорим о том, чтобы создать механизм и условия на уроке такие, которые помогут ребенку сосредоточиться», — цитирует Казакову ТАСС.

Научный сотрудник Института стратегии развития образования Ирина Мерзликина поддержала эту задумку. Педагог посоветовала не тревожить ни детей, ни преподавателей во время уроков. А родители, например, даже в случае переживаний за ребенка могут поговорить с ним и во время перемены, пояснила специалист.

«Чаяния родителей — это очень приятно и хорошо. Но они должны понимать, что отводят своих чад на обучение в школу, и с утра у всех начинаются занятия. Я говорю как родитель и педагог, который тоже не любит, когда во время образовательного процесса и разговора со мной человек лазит в телефоне, — сказала Мерзликина в беседе с журналистом «Московской газеты». — Я абсолютно согласна с решением Госдумы убрать телефоны. Конечно, детям можно разрешить, например, пользоваться калькулятором на профильных предметах. У нас учительница хорошо сделала в конце прошлого учебного года: она купила ящик с ячейками, куда дети складывали свои телефоны и затем забирали после уроков».

Учёный выделила два основополагающих аспекта, связанных с планами регулировать использование гаджетов на уроках. Речь идет о должном отношении к учителю и подготовке к будущим экзаменам.

«В первую очередь, это уважение. Во-вторых, детям сдавать экзамены. И, если они будут постоянно сидеть с телефонами, то не сдадут экзамен. У них знания должны оставаться в голове. Сейчас у детей клиповая память (фрагментарное восприятие информации через короткие форматы и яркие образы, — прим. авт.), они ничего не помнят без телефона. Многие дети без гаджета не смогут двух слов связать, потому что они знают: можно обратиться за информацией в интернет — посмотреть, прочитать, списать, но в голове ничего не остается. Поэтому я против использования телефонов на уроках. Для чего часы ребенку на уроке? Чтобы сидеть смотреть, когда он закончится?» — подчеркнула специалист.

Работа с родителями — еще один немаловажный аспект педагогической деятельности, продолжила собеседница «Московской газеты».

«Хорошо, если классный руководитель пользуется авторитетом среди родителей и детей. Значит, тогда дело пойдет на лад. Достаточно будет того, что это будет написано в правилах школы: во время уроков телефоном пользоваться категорически нельзя. Гаджеты можно складывать в специальные ячейки, если не хватает того, что их можно складывать в портфель <…> Основной вид деятельности учеников с 1 по 11 класс — это учеба. Еще в прошлом веке об этом говорили знаменитые ученые Эльконин и Давыдов. Поэтому будем соблюдать все правила обучения — у нас будет грамотное поколение», — резюмировала Ирина Мерзликина.

«Принятие подобной инициативы может таить в себе ряд спорных аспектов, — считает клинический психолог, основатель академии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский. — Первый из них связан с тем, что школьное сообщество — дети разных возрастов — негативно воспримут попытку взрослых ограничить их индивидуальность. Дети на протяжении школьной жизни претерпевают ряд трансформаций: физиологических, психологических и эмоциональных. Это связано с их ростом, определенными гормональными дисбалансами, с тем, что они взрослеют и прощупывают границы своей самостоятельности, обретают и свой характер, и свою социальную личность. Ограничение использования телефона вызовет негативную реакцию в детском сообществе, а причины этого негатива будут перенесены на преподавателей».

Второй аспект кроется в том, что преподаватели окажутся в очень уязвимом положении, уверен психолог. Им придется предпринимать попытки рационально объяснить детям, почему их лишают телефонов.

«Главный контраргумент, который будут использовать дети, что преподаватели, ссылаясь на то, что телефон отвлекает учеников от занятий, тем самым пытаются замаскировать другую проблему, связанную с качеством преподавания», — рассуждает Валерий Ивановский.

По словам психолога, большой процент детей оправдывают отсутствие интереса к учебе тем, что преподаватели не интересно излагают материал. В свою очередь принятие закона об ограничении пользования телефоном в школе только обострит полемику и взаимные обвинения.

«Истина как всегда где-то рядом. Есть проблема, связанная с качеством преподавания. И есть проблема, связанная с тем, что телефон достаточно прочно вошел в жизнь людей. Тут же таится следующая опасность: большое количество учителей и родителей воспринимают телефон как средство развлечения, хотя он уже давно стал необходимым элементом нашей жизни. Телефон — это не средство развлечения и даже не средство связи, а способ социального бытия. Это не просто некий гаджет, который отвлекает ребенка, а некий систематизирующий и поведение, и жизнь ребенка фактор. Когда-то таким фактором выступала книга. Никому же сейчас не приходит в голову говорить, что книга — это способ развлечения, просто картинки. Это определенное хранилище информации, которое помогает человеку систематизировать накопленный опыт, категоризировать его, облегчает обращение к этому опыту», — пояснил специалист.

Исходя из этого смартфоны — следующий уровень классификации и работы с информацией, констатирует Валерий Ивановский.

«Это необходимо помнить тем, кто призывает, чтобы ребенок хранил все в уме. Я предлагаю им отказаться от конспектов, учебников, книг и компьютеров и попробовать самим хранить все в уме. Количество информации, которую воспроизводит наша культура — это гигантское количество терабайтов, которое уже не умещается в существующее хранилище книг. Поэтому и возникла острая необходимость по-другому зашифровывать информацию. Поэтому и возникли компьютеры, внешние носители, искусственный интеллект и нейронно-подобные компьютерные сети. Когда же люди пытаются использовать только одно внешнее качество смартфонов, они пытаются вместе с водой выплеснуть ребенка.

Смартфон — атрибут прогресса, движения общества вперед. Бичевание же смартфонов идет вразрез с попытками государства прививать компьютерную грамотность, готовить IT-специалистов. Невозможно, чтобы ребенок только играл на свежем воздухе в подвижные игры, рисовал от руки, а потом вдруг каким-то образом почувствовал желание писать программы, взаимодействовать с современной компьютерной техникой. Все это как раз закладывается с детства, и это не может быть врожденной предрасположенностью, но может быть результатом повседневного опыта. Сначала ребенок с детства с компьютером на «ты», а потом сам пишет программы и становится востребованным специалистом, а потом открывает что-то новое в сфере IT», — подчеркнул Валерий Ивановский.

Психолог делает вывод, что нельзя воспринимать смартфон как некое зло, сетуя потом, что в стране не хватает продвинутых айтишников: «Необходимо более вдумчиво подходить к этой инициативе. Она может породить серьезный конфликт и не способствует прогрессивному мышлению ни детей, ни преподавателей».

Педагог и психолог ранее высказались об идее внедрить общественно-полезный труд в школах. Что это означает для «цифровых детей» — читайте в материале «Московской газеты».

ТеГИ
педагог, психолог, школа, образование
Поделиться
Похожие новости