Новость общества

Почему и куда педагоги уходят из школ

Почему и куда педагоги уходят из школ

Фото © «Московская газета»

15.02.2024 в 15:21:00
1886

Как условия труда учителей в России влияют на популярность профессии

«Московская газета» ранее писала об оттоке кадров из российской медицины. В системе образования об оттоке подобного масштаба речь вроде бы не идёт. Однако, собеседники издания признают, что существует ряд факторов, в силу которых работа учителя становится весьма сложной. Проблемы есть и у преподавателей вузов.

Член комитета ГД по просвещению Анна Скрозникова привела данные Минпросвещения, согласно которым в России за 2023 год уволилось более 193 тысячи педагогов, пишет издание «Московские ведомости».

Зарплата учителей не растёт пропорционально реальной инфляции, а если повышается, то зачастую исключительно за счёт роста рабочей нагрузки, рассказала «Московской газете» секретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

«Многие учителя уходят в репетиторы или в центры подготовки к ЕГЭ и т.д. По всем регионам – где-то больше, где-то меньше – педагоги уходят с работы. Есть регионы с низкими зарплатами, есть с более высокими. Зарплата складывается из небольшого оклада и многих надбавок. Стимулирующие выплаты в разных месяцах могут быть разными, могут стремиться к нулю, они нестабильны. Осенью 2023 оклады во многих регионах были ниже МРОТ. От 7 до 15 тысяч рублей. В северных регионах зарплаты высокие из-за северных надбавок. Однако на отток кадров влияет не только зарплата, но и условия труда. Если, например, директор учебного заведения действует по своей прихоти, или просто учителю нужно очень много работать, люди, конечно, ищут другую сферу деятельности. Им не нравится то, что учителей пытаются обязать брать много рабочих часов, чтобы была высокая зарплата. Не устраивает и то, что педагогам постоянно приходится регистрировать себя, детей и родителей на разных конкурсах, мероприятиях, которые проходят в электронной форме. Это не даёт ничего в плане воспитательной работы, а этих конкурсов стало очень много и регистрироваться на всех практически невозможно. Например, платформа «Сферум», которую пытались внедрить как основную площадку коммуникации между родителями, учениками и учителями. Нужно всех там зарегистрировать, а потом ещё протестировать программный продукт. И это учителей пытались заставить делать в обязательном порядке во многих регионах. Плюс, ситуации, когда приходится делать дополнительную неоплачиваемую работу. Также есть различные мероприятия вроде педсоветов, которые очень часто затягиваются. В некоторых школах учителей заставляют отсиживать весь рабочий день, когда уроки уже закончились, при этом у учителя нет оборудованного рабочего места, где он мог бы комфортно находиться до конца дня», – рассказала Ольга Мирясова.

Справляются ли учителя с ведением всей необходимой отчётности, оставляет ли она место для работы с детьми?

«Раньше была бумажная отчётность, сейчас в основном электронная. Работа с разными электронными платформами. Кроме ведения электронного журнала есть ещё всевозможные олимпиады, от которых зависит учительская зарплата – часто чисто формальные, когда нужно зарегистрировать на олимпиаду весь класс, хотя многие ученики слабоваты в знаниях, чтобы в ней участвовать. Какие-нибудь электронные курсы здорового питания детей, где тоже нужно зарегистрироваться, потому что, чем больше учителей это сделает, тем больше денег от государства получат курсы повышения квалификации», – рассказала секретарь профсоюза «Учитель».

Проблема с учительскими кадрами имеет экономические, географические, социальные, политические корни, сказал в беседе с «Московской газетой» заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург:

«Начну издалека: в начале 90-ых у нас началось укрупнение сельских школ. Идея была такова: поскольку малокомплектные школы не дают качественного образования, лучше свезти детей в города в интернаты, чтобы они получили там качественные знания. Были придуманы школьные автобусы и другая инфраструктура. И вот в то же время, в начале 90-ых, я оказался в Финляндии, и финские руководители системы образования иронически спрашивали у меня, что мы там творим с укрупнением сельских школ. Потому что финны тоже этим занимались. И выяснилось, что как только они отправили детей в новые школы, «на дыбы» встало Министерство здравоохранения, потому что усилилась алкоголизация финнов. Они тоже были не дураки выпить, но дети были своеобразным надзором над родителями, при детях пить было стыдно. И тогда в Финляндии была принята программа возрождения образования. То есть, я хочу сказать, что решение ситуации с образованием всегда комплексное».

Ситуация с зарплатами учителей по стране разная, заметил Евгений Ямбург.

«В некоторых регионах, если я учителю буду платить меньше 90 тысяч, то меня как директора просто снимут с работы, – привёл пример собеседник. – А сейчас и вовсе поставлена задача поднять зарплату учителя до 117-120 тысяч. Поэтому даже молодые учителя, которые заканчивают педагогические вузы, получают специальные надбавки в течение 5 лет, до того момента, когда они получат высший и первый учительские разряды. Кроме того, преимущество сегодня имеют сельские школы. Там нет подушевого финансирования, зависящего от количества детей. И вот по инициативе президента несколько дней назад прозвучала очень правильная идея: продлить льготы сельским учителям – а они получают 1 миллион рублей подъёмных, – до 2030 года. Потому что меры поддержки надо продолжать, никакие единовременные вложения ситуацию не спасают».

Сегодня оплата труда учителя – прерогатива региональной власти, отметил Евгений Ямбург.

«Эта зарплата определяется от средней зарплаты по региону. Одно дело – регион-донор, как Москва или Санкт-Петербург, а другое дело регионы, которые живут на дотации. Даже в таком городе, как Екатеринбург учителя высшей категории должны выбирать 30 часов в неделю, чтобы заработать 25 тысяч рублей в месяц. Понятно, что такое количество работы заведомо скажется на её качестве. Но учителя берут эти 30 часов в неделю не потому, что они жадные, а потому, что сердце отдавая детям, нужно ещё кормить свои семьи. А цены, в том числе на продукты питания что в Москве, что в Екатеринбурге практически одинаковые. Оплата труда учителя должна высчитываться вне зависимости от региона, в котором он работает. Определённые шаги в этом направлении делаются, но это нужно распространять не только на сельские школы, но и на городские», – считает заслуженный учитель РФ.

Влияет ли на качество учительского труда и на качество школьного образования загруженность учителей всевозможной отчётностью?

«Сейчас ходит такой анекдот: «Школа – это то место, где дети мешают учителям работать с документами». И это однозначно плохо», – заметил Евгений Ямбург.

Насколько привлекательная работа преподавателя в сфере высшего образования?

«Я бы не сказал, что есть какие-то критичные проблемы с нехваткой преподавателей в сфере высшего образования, – сказал «Московской газете» сопредседатель экспертного совета по развитию конкуренции в сфере науки и высшего образования Комитета по защите конкуренции Государственной Думы России Андрей Тенишев. – Эта профессия достаточно популярна и востребована. Но всегда есть проблема с доходами и условиями труда. Всегда хотелось бы, чтобы зарплата была выше. И, наверно, нет особых проблем, как измерять труд преподавателя в часах, но творческая составляющая оценивается достаточно сложно. Существующая система оценки зачастую настолько бюрократична, что нивелирует ту самую творческую составляющую, которую призвана оценивать, массой различных бумаг, справок, планов и пр. Поэтому мы зачастую оказываемся неконкурентоспособны по условиям оплаты труда преподавателей, и это одна из причин оттока квалифицированных кадров».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
школы, учителя, образование
Поделиться
Похожие новости