Новость общества

«Покупаешь на свой страх и риск»: россияне тестируют китайский автопром

«Покупаешь на свой страх и риск»: россияне тестируют китайский автопром

Фото © «Московская газета»

20.02.2024 в 17:45:00
1961

«Московская газета» решила поговорить с автоэкспертами о достоинствах и недостатках китайских машин. По словам собеседников издания, китайский автопром появился словно «вчера», а прямо «завтра» масштабного отечественного производства не появится. Поэтому, как говорится, есть только сегодня. Мнения о качестве и надёжности китайского автопрома разделились. Автоэксперты отмечают сложности с ремонтом автомобилей из Поднебесной

Как сообщил портал drom.ru, жительница Москвы, купившая китайский седан BAIC U5 Plus, столкнулась с тем, что через непродолжительное время после покупки у автомобиля лопнуло лобовое стекло, отказали системы кругового обзора и мультимедиа. «Московская газета» уже писала о проблемах, возникающих в использовании и ремонте автомобилей из Китая.

«А какие у нас варианты? — сказал «Московской газете» координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. — Есть китайские автомобили и есть продукция «АвтоВАЗа». Другие марки по параллельному импорту запредельно дорогие. В целом, китайские автомобили современные, и потребители вполне довольны. Продукция «АвтоВАЗа» могла бы прекрасно выдерживать конкуренцию с Китаем, если бы «АвтоВАЗ» мог производить в два раза больше авто. В позапрошлом году дефицит автомобилей на российском рынке составил 1 миллион автомобилей, в прошлом – 700 тысяч. Сейчас любой производитель, который сможет предложить доступную цену, сможет продать на российском рынке сотни тысяч машин и больше. По качеству и у «АвтоВАЗа», и у Китая всё хорошо. Вопрос в количестве производимых и завозимых автомобилей».

«Китайские авто совершенно разные по цене, размерам, габаритам, технологиям, — отметил в беседе с «Московской газетой» автоэксперт, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. — Поэтому «плюсы и минусы китайских авто» – это слишком общий вопрос, на который я не могу ответить. Что касается надёжности этих автомобилей, то у нас нет больших баз данных по этому вопросу. Вал продаж пошёл только в 2022- 2023 гг., и в России ещё мало «пожилых» китайских машин, которые прошли бы 200-300 тысяч километров, чтобы можно было говорить, что вот эти марки, модели – более надёжные, а вот эти – менее. Все машины относительно свежие. В среднем они пока не ломаются. Через 2-3 года мы поймём, каковы они на самом деле. Сейчас, можно сказать, идёт эксперимент. Если говорить о качестве, китайские авто сделаны из тех же компонентов, что и Volkswagen. Хотя есть вещи, которые в западных, японских, корейских машинах доведены лучше. Китайцы не тратят время на серьёзные доводки, как производители немецких или японских автомобилей. Не получилось с одной моделью – сделали следующую. Что касается запчастей к «китайцам», то с расходниками проблем нет. С остальным – есть: это зависит от марки, модели, региона, от того, официально или неофициально ввозятся запчасти. У нас очень широко развивается сеть дилерских центров для китайских автомобилей, а сервисное обслуживание за ними не поспевает. Нет технологических карт на русском языке, плохая каталогизация запчастей. Одна и та же модель китайского автомобиля может, например, иметь несколько вариантов генератора: один для Китая, один для России, один для Казахстана и один для Европы. Нередки случаи, когда сломанную деталь приходится сфотографировать или сразу отправлять в КНР, потому что иначе о ремонте не договориться».

Чтобы развивался отечественный автопром должна развиваться масса других отраслей, сказал Максим Кадаков.

«Нужно, чтобы был эффект масштабирования и чтобы машины были доступными. Сейчас многих комплектующих нет, их нужно закупать на стороне, а при наших объёмах производства это дорого. Конечно, все россияне хотят, чтобы прямо завтра у нас появилось «своё». Но завтра «своё» не появится», — заключил автоэксперт.

Китайские автомобили в мировом автопроме появились относительно недавно, сказал «Московской газете» автоэксперт по подбору автомобилей Сергей Логинов.

«У китайцев есть несколько глобальных автомобильных компаний вроде BAIC и Geely, — говорит автоэксперт. — Остальные компании так или иначе связаны с этими холдингами. Продукция Geely – это, по сути, клоны других автомобильных марок. Сначала Volvo дала китайской компании лицензию на производство автомобилей в КНР, затем от этой компании отделилась другая компания, потом они построили фабрику, сделали свой брендинг и начали производить автомобили на основе технологий Volvo. BAIC – это та же схема, только на основе Toyota. Узлы и агрегаты тоже копируются, много заимствований у немецких автомобилей, например, у Audi. То есть, узлы и агрегаты в китайских машинах – это копии западных».

Даже если скопировать что-либо на 100%, всё равно будут отличия, подчеркнул Сергей Логинов.

«А в таких технически сложных устройствах, как двигатели, трансмиссии, коробки передач, очень много деталей, и очень сложно сопрячь их вместе, тем более, если необходимо ещё и программное обеспечение. Качество неизбежно ухудшится. А если делать копии копий, оно будет ухудшаться дальше. То есть множество марок китайских авто – это копии копий тех автомобилей, которые выпускаются производителями с историей, такими как Toyota, Volvo, Mercedes, BMW и т.д. С каждой копией качество ухудшается. Сейчас китайский автопром копирует те запчасти, которые уже достаточно модифицированы и далеко ушли от своих западных оригиналов. На мой взгляд, даже в Китае уже не вполне понимают, как это всё работает», — считает автоэксперт.

Китайские производители в принципе не нацелены не сервисное обслуживание выпускаемых автомобилей, отметил Сергей Логинов.

«Как мы сейчас видим по модельной линейке, они делают несколько рестайлингов (доработка внешности и конструкции автомобиля, – прим. авт.) за год. Чтобы понять, как работает новый автомобиль, отладить его, сделать дефектовку, нужно время. По сути, все, кто покупают новые модели – это тестеры. Но передовые автопроизводители делают гарантии на новые машины на протяжении 2-3 лет, узлы и агрегаты нового автомобиля можно без проблем менять. Первый рестайлинг производители обычно делали через 1-2 года. Ещё через 1-2 года – второй. В итоге срок жизни модели в западном автопроме – 3-5 лет: это несколько рестайлингов, доработка, модификация. Выгоднее всего было покупать второй рестайлинг: все узлы и агрегаты доработаны, процент брака сведён к минимуму, ломаться практически нечему. А что мы получаем в Китае? Истории производства практически нет никакой, автомобили сделаны словно вчера. Копии копий», — заключил автоэксперт.

Основная проблема китайских автомобилей – качество агрегатов и узлов, сказал Сергей Логинов:

«Есть один распространенный автомобиль — популярный маленький кроссовер. Двигатель неплохой, копия с Volvo, 3-5 лет должен проездить. Но моё мнение, автомобиль – тонкостенный, «одноразовый», пробег 100-150 тысяч километров, – и его можно выкидывать. При пробеге 10-20 тысяч километров уже нужно менять колодки, блоки задней балки, амортизаторы. У Toyota или BMW такие проблемы наступали только после 100 тысяч километров пробега».

Есть и другие проблемы, сказал автоэксперт.

«На примере электроавтомобилей: батарея маленькой ёмкости, проедете на «чистой» батарее 100 км, не больше. Двигатель может перестать заряжать аккумулятор. Может сломаться инвертор. Тогда нужно заказывать специальный узел, и не со склада дилера, даже официального, а только в Китае. Инвертор, батарея, генератор – всё только под заказ из Китая. Запчасть идёт 2-3 месяца за большие деньги, потому что купить эту запчасть изначально может только китайский представитель. Схема продажи в Россию очень запутанная: много посредников, сложная логистика, всё это долго и дорого. Программное оборудование тоже очень сложно поставляется в Россию. Чтобы оно было на русском языке, приходится «перепрошивать» «китайцев» и ввозить по параллельному импорту. Код доступа к автомобилю может дать только китайский представитель. Да, он может поделиться им с российским продавцом, чтобы тот сделал «фэмили-доступ». Но оригинального доступа у вас не будет. Этого не понимают многие, кто покупают, например, китайские электромобили. В России пока немного специалистов, обученных ремонту китайских авто по техрегламентам китайских производителей. Раньше из Европы и Японии приезжали люди, которые обучали наших мастеров техрегламенту до последних мелочей. У китайцев этого нет. Повторюсь: тот, кто купил китайский автомобиль – это «тестер», или даже бета-тестер, только без гарантии, которую давал производитель той же Toyota. Если у модели автомобиля проходит два рестайлинга за год, это означает, что через год это, скорее всего, будет совершенно другая машина, на которую не распространяется гарантийная поддержка. Её покупаешь на свой страх и риск: если что-то сломается, машина может встать», – заключил Сергей Логинов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
автомобиль, китайский автопром, машины
Поделиться
Похожие новости