Новость общества

Россияне стали покупать одежду по-новому

Покупательская способность в сегменте одежды приобрела новый тренд

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

20.07.2021 в 16:02:00
3626

Затянувшаяся пандемия коронавируса отыграла рынок онлайн покупок в сторону заметного увеличения. В 2020 году модель потребления изменилась: по настоящее время ритейл свидетельствует о рекордных объемах продаж в интернет- пространстве. При этом, поведенческие особенности покупателей зависят от ряда факторов: возраста покупательской аудитории, места проживания, уровня доходов

На фоне пандемии, в условиях периода самоизоляции и карантина, объемы продаж одежды и обуви «офисно-делового» стиля снизились до 40%, отмечают эксперты. При этом, покупательская активность в сегменте спортивной и домашней одежды заметно выросла.

Ритейлеры говорят о еще одной «пандемийной» тенденции: объемы продаж и предпочтения покупателей зависят сегодня, в некоторой степени, от классовой принадлежности человека.

Так, малообеспеченные покупатели и до пандемии не отличались особой покупательской активностью. В этом отношении потребительская модель еще больше изменилась: обедневшее население вынуждено максимально экономить, обращаясь в дисткаунтеры, на рынки и магазины эконом-класса.

Граждане со средним доходом – от 50 тысяч рублей и выше – покупательские приоритеты пересмотрели в сторону первоочередных расходов, таких как платежи ЖКХ, медицина, образование, туристический отдых. Но, безусловно, продовольственные и непродовольственные продукты остаются вне конкуренции – их покупают наиболее часто. При этом, «середнячки» не кидаются на дешевый «ширпотреб», но следят за скидками и акциями в ритейле, чтобы приобрести качественный товар с максимальной выгодой.

Молодые люди из категории «25 лет и моложе» стали пользоваться онлайн покупками намного активнее, чем до пандемии. Что касается возрастной покупательской группы, ситуация мало изменилась. Те, кто идет в «ногу со временем», своих интернет предпочтений не изменили. Предпочитающие консервативность – остались верны «живым магазинам».

«Как и до пандемии, средняя цена на товары осталась на прежнем уровне. Но рынок производства в коронакризис заметно снизился, хороших вещей магазины предлагают в ограниченном количестве. У многих предпринимателей просто не хватает денег, чтобы закупить их в полном объеме. Одновременно с этим покупательская активность возросла в сегменте практичных вещей. Если раньше спросом пользовались красивые наряды, платья, блузки, то сегодня люди предпочитают качественную и сравнительно недорогую одежду «для носки»», — рассказала «Московской газете» предприниматель Наталья Антипова.

Ирина Первак, управляющая сети концептуальных детских магазинов подчеркивает, что у каждого адекватного оператора ритейла есть своя собственная ценовая аудитория: «Покупательская активность в коронакризис сократилась, но стала осознанной. Большинство покупателей, прежде чем совершить ту или иную покупку, сравнивают цены с официальными московскими и европейскими магазинами».

Чем дальше от центра, тем выше риски

По словам маркетологов, массовость ухода покупателя в онлайн-покупки зависит прежде всего от региона, в котором проживает покупатель, и типа товарных линеек. В Центральной России, получив заказанный по интернету товар, при необходимости вернуть или обменять труда как правило не составляет. С этой точки зрения, онлайн рынок — менее рискованный и удобный, нежели в провинции. Например, проживая в Дальневосточном федеральном округе, любители онлайн шоппинга довольно часто сталкиваются с проблемами, связанными с интернет-покупками, например, не совпадает с заявленным на сайте компании цвет, размер, фактура, качество. В большинстве случаев, расходы по возврату товаров ложатся на «карман» покупателя. Поэтому многие дальневосточники предпочитают посетить магазин лично. Мнения непосредственных представителей ритейла в этом отношении различаются. Так, Наталья Антипова считает, что говорить о серьезном увеличении онлайн продаж сегодня опрометчиво:

«Что касается нашего собственного опыта, мы видим, что онлайн продажи наоборот сегодня упали. Люди устали сидеть дома и, используя любую возможность, стремятся ощутить всю прелесть шопинга. Почувствовать атмосферу магазина, выбрать, примерить понравившуюся вещь. Кликнув по клавиатуре компьютера, такого эффекта не достигнуть. Также мы видим тотальное увеличение в части использовании кредитных карт при расчетах. Наличными деньгами покупки почти не оплачивают».

Ирина Первак, напротив, констатирует, что пандемия вывела онлайн-рителинг на первые позиции, и с этим необходимо бороться: «Интернет продажи являются сегодня главными конкурентами офлайн торговли. Для Приморского края, удаленного территориально от «основной России», это мега актуальная проблема. И речь идет не о местных интернет-магазинах, а о крупных операторах. За пандемию люди привыкли совершать покупки, не выходя из дома. Я категорически против такой торговли. Считаю, что здесь должны проявить сознательность все, как продавцы, так и покупатели. Владивосток – город небольшой. Все мы, его жители – звенья одной коммерческой цепочки. Если я как магазин буду страдать от того, что большая часть моих покупателей уйдет в онлайн, то на местном рынке я также сокращу свои покупки, например, стану экономить на услугах. Когда одна моя знакомая сообщила, что покупать бытовую химию в интернете гораздо удобнее, я спросила ее, не боится ли она, что другие представители ритейла перестанут покупать у ее мужа машины? Ведь все взаимосвязано. Люди, которые не получают прибыль из-за ухода покупателей в онлайн, и сами уходят с офлайн-рынка», — добавила Ирина Первак.

Автор: Анна Мацовская
ТеГИ
покупательская способность, одежда, онлайн покупки
Поделиться
Похожие новости