Новость общества

Психолог Ивановский: «Ложь — это негодное средство и в политике, и в межличностных отношениях»

Психолог Ивановский: «Ложь — это негодное средство и в политике, и в межличностных отношениях»

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

15.03.2021 в 00:13:00
2352

Сегодня мы поговорим с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским об истине и лжи

— Валерий Валерьевич, почему все жаждут истины, почему ложь — это плохо и с ней надо бороться? Особенное звучание эти понятия приобретают в разрезе происходящего сегодня социально-политического противостояния власти и части общества со взаимными упреками во лжи и искажении действительности. Итак, истина и ложь — что это?

— Стремление людей к истине и бичевание лжи являются фундаментальными свойствами нашего бытия. Поиски истины человек начал с того момента, когда осознал себя субъектом жизни. Интересно, что вопрос о понятии истины и лжи достаточно долгое время дискутировался в философской парадигме и лишь совсем недавно стал объектом изучения психологии. Большое количество исследователей пытались найти источники истины и лжи, так же, как и добра и зла, нравственности и т.д. Внутри человека, пытаясь представить это некими имманентно присущими качествами человеческой души, рассматривая их как нечто присущее только его человеческой природе и тем, что произрастает внутри, находится в нем от рождения и раскрывается по мере взросления. 

Однако истина и ложь – это понятия, которые находятся вне человека, они привносятся в его жизнь при помощи социального научения. Их источник находится в сфере эволюционного развития человека и является, с одной стороны, продолжением эволюции, но при помощи изменения функциональных соотношений мозговых аппаратов или эволюции социально-исторической, в том ключе в котором об этом говорили Выготский, Лурия, Леонтьев и другие ученые. А с другой стороны, появление и развитие понятий истина и ложь являются продолжением адаптационного процесса, когда мы с вами говорим о развитии центральной нервной системы как некоего координационного центра, который позволяет осуществлять наиболее адекватное взаимодействие субъекта с объектом, человека с окружающей средой. Причем это взаимодействие всегда направлено на несколько базовых вещей. Первое и самое главное — это осуществление обмена веществ и энергий с окружающей средой, ассимиляции и диссимиляции, то есть осуществление процесса существования, жизни белковых тел, второе — воспроизведение потомства как обеспечение процесса непрерывности жизни. Когда эволюция биологическая переходит в эволюцию социальную и принципиально видоизменяет протекание эволюционных процессов, в результате которых человек не просто реагирует и приспосабливается к окружающему миру, но и в результате своей жизнедеятельности активно меняет среду своего обитания, базовый принцип эволюции — наиболее эффективное приспособление, остаётся тем же, ведь даже видоизменяя окружающий мир, человек все также вынужден приспосабливаться к нему. Можно сказать, что эволюция социальная происходит более целенаправленно, гораздо быстрее и гораздо эффективнее. Но их нельзя противопоставлять, это один и тот же, но видоизмененный, технологически более совершенный, но все тот же вселенский эволюционный процесс. Постоянное усложнение жизни, ее видоизменение требует все более совершенных органов приспособления к ней. Основное орудие приспособления — это развитие чувствительности, которая через сенсорный аппарат, связанный с центральной нервной системой, позволяет наиболее адекватно и результативно отражать сущностные качества и свойства окружающей среды. Генетически начавшись как элементарная раздражимость, затем через появление чувствительности, которая позволила формировать сложные поведенческие паттерны такие как безусловные, а затем условные рефлексы, у человека она эволюционирует в высшие психические функции такие как речь, мышление, память, восприятие и т.д. и позволяет поднять качество приспособительных механизмов на принципиально иной уровень. 

Основой взаимодействия с миром и другими людьми становится речь. Она формирует представление о мире и о себе, позволяет осуществляться целенаправленным поведенческим актам и определяет протекание всех форм сенсорного восприятия. Так вот, истина и ложь — это просто обозначение того инструментария, которым пользуется центральная нервная система для того, чтобы адекватно отразить существующую действительность вокруг человека и выработать программу наиболее адекватного взаимодействия для того, чтобы обеспечить обмен веществ и энергии методами социальной эволюции. Поэтому, истина и ложь стоят в одном ряду с такими понятиями как условный инстинкт, безусловный инстинкт, речь и язык. В этой связи истина — это адекватное отражение субъектом объекта, а ложь — антоним истины, то есть искаженное, неадекватное отражение действительности, которое не позволяет субъекту, то есть человеку, социально-биологическому существу, адекватно выполнить программу биологического или социального выживания и развития. Поэтому с этой точки зрения понятие истины и лжи переходит из вопроса философских категорий в категорию практическую. Это два базовых понятия, которые или позволяют нам адекватно выживать и приспосабливаться, или неадекватно выживать и приспосабливаться, и это ведет к той или иной степени деструкции. 

Если переводить это всё на язык психологический, мы можем сказать, что истина и ложь – это два триггера, которые или формируют базис душевного здоровья человека, или же являются причиной дезадаптаций и различного рода психологических дисфункций той или иной степени тяжести. Поэтому, когда большое количество философов, психологов и других ученых обратили свой взор на истину и ложь, они были правы, так как это два важнейших понятия, которые позволяют нам адекватно и надлежащим образом функционировать в этом мире. И с этой точки зрения получается, что истинное или правильное отражение действительности является базисом и для правильного взаимодействия с миром, с внешним и внутренним, с миром физических вещей, и с миром социальным. В то время как ложь – это то, что является причиной различного рода деструктивных ситуаций. Причём в зависимости от того, насколько ложь неадекватно отражает те или иные физические предметы, их свойства, явления или какие-то феномены социального мира, получается тот вред и та деструкция, которую она за собой несет. Поэтому, если мы отслоим феномены ложь и истина от каких-то философских морально-нравственных напластований, то окажется, что это тот главный инвентарь, которым человек ориентируется во внешнем и внутреннем мире, исходя из которого он принимает определенные решения и эти решения имеют ту или иную степень продуктивности, адекватности. В этой связи ложь важна не только как некая моральная категория, постулирующая, что нельзя лгать, это нехорошо. Очень важно, что ложь – это именно тот феномен, который ведет к очень серьезным последствиям для жизни человека. Не важно в какой ситуации она присутствует. Ложь — это всегда неадекватное взаимодействие и с внешней средой, и с внутренней. Ложь — это всегда тот путь, который приводит к разного рода фрустрациям. Потому что, если она негодно описывает то, что находится вокруг человека, те условия, исходя из которых человек вынужден принимать решения, то, это всегда плохо, это всегда приводит человека к той или иной степени разочарования. Важно понимать, что ложь, не важно в какую форму она будет обличена, это всегда плохо: и не с точки зрения морали, нравственности, этики, это всегда плохо, так как мы используем некий инструментарий, который заставляет нас всегда ошибаться. Потому что он так или иначе неадекватно описывает то, что происходит вокруг нас. И в этой связи не важно, происходит это на уровне межличностного общения, когда один лжет другому или же это происходит на уровне взаимодействия государства и общества, когда государство искажает какие-то статистические данные, какое-то истинное положение вещей в обществе – это всегда достаточно короткий, в зависимости от того, насколько масштабна ситуация, путь, который приводит к разочарованию, к той или иной степени катастрофы. 

— Почему бывает, что один человек врет, ему всё равно, он врет и вообще не краснеет, то есть говорит, так твердо, уверенно, что никогда не заметишь, что он лжет. А другой будет нервничать, переживать и сразу же себя выдаст, что врет?

— Данный феномен можно рассматривать с двух точек зрения. Всё поведение человека является, с одной стороны, продуктом социального научения, так как человек есть существо социальное, базово это подразумевает то, что ребенок — будущая личность — рождается так называемым чистым листом, на который, как на некую флэшку, общество через своих агентов, отца и мать, закачивает всю программу социального поведения, включая описание мира и текущие понятия о добре и зле. То есть изначально человек является разновидностью биосоциального клона и с течением жизни обретает свою личность. Он индивидуализируется, приобретая свой собственный опыт, проверяя на окружающей действительности верность или неверность тех или иных посылов. Поэтому поведение человека определяется именно тем социальным шаблоном, который в него заложен опосредованно обществом через родителей. Понятно, что если человеку говорят с детства, что лгать нехорошо или вредно, то он этого не будет делать или же, делая это, будет понимать, что совершает социально неприемлемый поступок. Это будет сопровождаться вегетативными реакциями в виде изменения электрочувствительности кожи, покраснения, потливости и так далее. Это будет некая реакция организма на социально неодобряемое поведение. Или, с другой стороны, мы можем говорить про такой феномен как психопатия. Психопатия — это когда человек функционирует на фоне неразвитого социального инстинкта, когда он не понимает, что хорошо/плохо, одобряется/не одобряется. Это абсолютно биологизированный индивид: он движим только своими индивидуальными инстинктами, использует любые средства для того, чтобы их осуществить, причем оперирует всеми достижениями социальности в виде языка, логики, но при этом обладает ущербным нравственным чувством. То есть это признак такой психопатологии или же это недостаток воспитания. 

— «Ложь во благо» правильное высказывание?

— Исходя из того, что мы с вами говорили, ложь — это всегда негодный адаптивный инструмент, потому что, он неадекватно описывает окружающие условия и заставляет человека принимать неверные решения. Поэтому результат любой лжи — это всегда дезадаптация, это боль в той или иной степени, это фрустрация. Поэтому в этом плане нет, не бывает лжи во спасение и во благо. Это то, что приводит к каким-то деструктивным последствиям. Но не всегда надо резать и «правду-матку». Ту или иную информацию надо доносить до человека деликатно, чтобы не ранить его, чтобы не было больно. 

— Реально ли обмануть детектор лжи? Допустим убедить самого себя, что ложь — это правда?

— Очень интересный вопрос. Собственно говоря, да. Детектор лжи – это достаточно популярное, по крайней мере на уровне обсуждения, средство для того, чтобы определять, когда человек лжет или говорит правду. Основной принцип функционирования детектора лжи — это снятие различных вегетативных реакций при попытке определить правду говорит человек или нет, отвечая на те или иные вопросы. Если человек научен таким образом, что ложь, то есть неправдивая информация, является неким социально неодобряемым поступком, то ее использование будет сопровождаться и определенными телесными реакциями. В обычных условиях человеку достаточно трудно обмануть детектор лжи. Когда он лжет возникает некая телесная реакция: потоотделение, покраснение, учащение сердцебиения. Понятно, что человек эмоционально вовлечен, что тот или иной вопрос имеет для него некое аффективное значение, на основании чего делается вывод, что он скорее всего врет или говорит правду, если таких реакций нет. С одной стороны, у людей тренированных существует контроль над своими вегетативными реакциями, причем, это касается не только йогов, которые, например, могут замедлять сердцебиение. Этому учат специалистов, которые, в частности, занимаются разведывательной деятельностью. Или, с другой стороны, можно специально вызывать у себя какие-то остро-аффективные воспоминания для того, чтобы на нейтральные вопросы выдавать ускоренное дыхание и т.д., или незаметно колоть себе палец, прикусывать губу. Так как все высшие психические функции базируются на языке и речи, а у человека речь является основным способом взаимодействия с внешним и внутренним миром, потому мы строим их из слов, поэтому слово является тем механизмом, который программирует всю деятельность человека. Недаром же существует такое понятие, как аутогенная тренировка, самовнушение. При желании можно внушить себе те или иные запрограммированные реакции на детектор лжи, которые его обманут. Львиная доля в работе полиграфа — это интерпретация реакций оператором, поэтому многое зависит от квалификации специалиста. Все вышеперечисленное делает детектор лжи средством, имеющим множество ограничений в деле поиска истины и лжи. 

— С точки зрения психологии, что лучше: «сладкая» ложь или «горькая» правда? Просто есть люди, которые не хотят верить, и они довольствуются «сладкой» ложью

— Опять же, возвращаясь к истокам, мы с вами говорили, что истинна и ложь — это два способа взаимодействия и с окружающим, и с внутренним миром, который адекватно или неадекватно описывает те условия, в которых находится человек. Нервная система человека эволюционно развивалась миллионы лет для того, чтобы у нас появился головной мозг и его наиболее молодая часть неокортокс, лобные доли, которые и делают человека человеком, отвечают за взаимодействие с окружающим миром. Вот это взаимодействие с окружающим миром, оно непроизвольно, оно детерминировано, оно необходимо для того, чтобы человек наиболее полно вписывался в окружающий мир и мог осуществлять свои биологические и социальные программы. В этой связи, когда мы говорим, что кто-то в этой «сладкой» лжи живет, то он живет вне адекватного мира, он в неадекватном мире. Он живет в мире иллюзорном и не может адекватно реагировать на те вызовы, которые реальный мир ему посылает. Поэтому все его реакции будут неадекватны, а если они будут неадекватны, они как правило будут нерезультативными и будут нести человеку скорее какие-то отрицательные последствия, чем положительные. Поэтому выбор между «сладкой» ложью и «горькой» правдой спекулятивно-умозрительный, он возможен только с точки зрения абстрактно-философской; с точки зрения экзистенциальной, практической такого выбора нет. Потому что ты либо адекватно существуешь и выполняешь заложенные в тебе программы или ты неадекватно реагируешь исходя из искаженных оценок. Это всегда приводит к страданиям в той или иной форме. Поэтому, если выйти в сферу не умозрительную, а практическую, получится, что нет ни одной ситуации, когда человек мог бы предпочесть ложь правде, такого выбора просто не существует. Человек либо адекватен в своем взаимодействии или неадекватен. Если он адекватен, он результативен, если он неадекватен, он соответственно не результативен. 

— То есть надо снять «розовые очки» чтобы оказаться в реальности и принять правду какой бы она ни была?

— Абсолютно, верно. Мы же на самом деле, всегда говорим просто об адекватном или неадекватном отражении окружающей действительности. Но она сама по себе к нам всегда нейтральна. Положительно или отрицательно мы её маркируем сами, как люди. Это уже продукт чисто социальный, когда человек в зависимости от того, полезно для него данное отражение или нет, наделяет его положительными или отрицательными коннотациями, эмоционально окрашивает, как хорошее, так и плохое, что в последствии перерастает в категории добра и зла. И в этом плане надо понимать, что истина, то есть, адекватное отражение, это всегда благо, это всегда хорошо. А какие-то попытки исказить реальность — это страхи, слабая психика, заниженная самооценка, неверие в себя, то есть результат проблем, которые как правило идут из детства и которые формируют неадекватный подход к жизни. И в любом случае необходимо с этим работать или при помощи специалистов, или самостоятельно, но это необходимо преодолевать. Потому что выбора между истиной и ложью нет, его наличие это иллюзия. Есть всегда только один выход: жить исходя из истинных посылок, и ты всегда будешь адекватен тем вызовам, которые окружающий мир тебе бросает, выходя победителем. В противном случае, ты будешь неадекватен этим вызовам и всегда будешь в проигрыше. 

Автор: Беседовала Ольга Егорова
ТеГИ
ложь, психология
Поделиться
Похожие новости