Новость общества

Психолог Ивановский назвал эффективный способ борьбы с телефонным мошенничеством

Психолог Ивановский назвал эффективный способ борьбы с телефонным мошенничеством

Фото © «Московская газета»

15.08.2024 в 20:52:00
2631

При эмоциональном реагировании существует два варианта действий. При контакте с телефонными мошенниками следует символически применять один из них, чтобы получить контроль над ситуацией

Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов перечислил несколько стоп-слов и фраз, услышав которые в телефонном разговоре, следует сразу прервать общение, чтобы не стать жертвой мошенников.

По словам Кузнецова, если вам звонит незнакомец и представляется сотрудником правоохранительных органов или Центробанка, предлагает перевести деньги на некий безопасный счёт или просит назвать ему конфиденциальные данные вашей карты или паспорта, а также код подтверждения из SMS, можно быть уверенным, что с вами говорит преступник, и прекращать разговор. Также злоумышленники могут представляться сотрудниками оператора связи или социальными работниками, но все схемы в конечном итоге заточены на выманивание сбережений или получение доступа к вашим аккаунтам на государственных ресурсах или в банковских приложениях.

По данным Банка России, только за I квартал 2024 года мошенники 13 миллионов раз пытались атаковать россиян и в общей сложности смогли похитить 4 млрд рублей. Несмотря на многочисленные предупреждения госорганов и экспертов, проблема телефонного мошенничества остаётся крайне актуальной.

О том, существуют ли эффективные способы борьбы с телефонным мошенничеством и как действовать, чтобы не потерять свои сбережения, если вы столкнулись с аферистами, «Московской газете» рассказал клинический психолог Валерий Ивановский.

Специалист напомнил, что мошенничество – это хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием.

«Мошенник конструирует ситуацию таким образом, как будто у него есть законное право на завладение чужим имуществом. И несмотря на то, что существует достаточное количество способов того, как противостоять мошенникам, масштабы телефонного мошенничества только растут. Я думаю, что недостаток подобных инструкций заключается в том, что их составители слишком концентрируются на внешней, формальной стороне вопроса. Они описывают конкретные виды мошенничества и объясняют, как бороться именно с данными конкретными способами обмана. А я предлагаю смотреть в сердцевину любой мошеннической схемы, благодаря которой она становится возможной. Мошенник искусственно загоняет человека в ситуацию, которая для него очень важна и в то же время характеризуется двумя признаками: дефицитом времени для принятия решения и дефицитом информации, которая бы правдиво описывала подробности этой ситуации. При этом человек убеждён, что, если он примет неверное решение, он потеряет нечто очень важное. Такие ситуации, в которые мошенники загоняют жертву, могут быть связаны с угрозой жизни самого человека, его близких, с угрозой имуществу и так далее», — отметил Валерий Ивановский.

По словам психолога, когда у человека очень мало времени для принятия решения и дефицит информации о ситуации, он может принимать решение либо эмоционально, руководствуясь генеральной эмоцией, подсказывающей ему дальнейшие действия, либо интеллектуально, взвесив все «за» и «против», найдя дополнительную информацию и обоснованные аргументы в пользу того или иного шага. И мошенник всегда старается, чтобы человек действовал эмоционально.

«При эмоциональном реагировании есть только два варианта действий: бей или беги. Это эволюционно выработанные виды реакции всех живых существ на стимулы извне. Мошенник отточенными формулировками, короткими вопросами или утверждениями выводит человека на эмоциональную реакцию и затем подводит к мысли, что у человека нет необходимых знаний, времени, энергии, чтобы отреагировать активно. А значит нужно бежать, предпринимать действия, чтобы избежать угрозы, а значит согласиться на предложения мошенника – отдать ему имущество или перевести деньги», — сказал клинический психолог.

Если вам звонит кто-то незнакомый, необходимо сразу же предположить, что он может злоумышлять против вас, заметил специалист.

«Нужно сразу же задать себе вопрос: зачем мне звонят? Какова вероятность того, что мне хотят помочь или, наоборот, обмануть? И как только вы задаёте себе такой вопрос, вы сразу же переходите от эмоционального к интеллектуальному способу реагирования. Вы начинаете сравнивать имеющиеся аргументы и выбирать из них наиболее рациональный. И с большой вероятностью интеллектуальная реакция будет отличаться от той, которая была бы на эмоциональном уровне в созданной мошенником удобной для него ситуации», — констатировал Валерий Ивановский.

Он также призвал выходить из позиции жертвы и самому предпринимать активные действия.

«Нужно символически нападать, а не убегать, чтобы получить контроль над ситуацией и почувствовать уверенность в себе. Мошенники рассчитывают на односложные ответы жертвы и подводят её к конкретным действиям. А вы можете начать в ответ задавать вопросы, к примеру, выразить сомнения в словах собеседника. Можно сообщить, что у вас сложилось впечатление, будто вас пытаются обмануть. Можно действовать и более агрессивно, поинтересовавшись у мошенника, не боится ли он последствий своей неблаговидной деятельности для собственной психики. Ведь в глубине души преступник понимает, что он занимается неблаговидными делами, и у него может накапливаться чувство вины. Поэтому весьма эффективной может быть следующая фраза: «знаете, что наступит момент, когда ваша психика не справится с чувством вины от того, что вы творите с людьми, и вы можете оглохнуть или онеметь». В любом случае важно действовать активно даже не для того, чтобы услышать вразумительные ответы на свои вопросы, а для того, чтобы самому овладеть ситуацией и в итоге принять верное решение, не попавшись на уловки мошенников», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, Валерий Ивановский, мошенники, борьба
Поделиться
Похожие новости