Новость общества

Психолог рассказал, как вещи сделали человека человеком

Психолог рассказал, как вещи сделали человека человеком

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

26.02.2021 в 21:55:00
6927

А также объяснил, почему в определенных случаях привязанность к вещам перерастает в патологию 

«Мой любимый плащ», «мой любимый стол», «мой любимый телефон» — часто приходится слышать от людей. Многие из нас привязываются к вещам; мы часто продолжаем хранить их даже тогда, когда они приходят в негодность и перестают выполнять свое утилитарные функции. Бывает и так, что с возрастом тяга к вещам перерастает в страсть, и человек превращает свое жилище в склад давно неиспользующихся по назначению предметов обихода.

Почему человек привязывается к вещам? И по какой причине к одним предметам он именно что привязывается, а к другим, похожего назначения, остается равнодушен? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Валерий Валерьевич, в чем, по-вашему, причина привязанности людей к неодушевленным предметам, выполняющим исключительно утилитарные функции?

— Причина этого явления, как и многих других психических реакций человека, кроется в особенностях нашей эволюции – собственно, поэтому именно с нее мы начинаем практически любой разговор на психологические темы. Это может показаться странным, но ответы на многие вопросы находятся не внутри человека, а в особенностях внешней среды и наших приспособительных механизмов. В первую очередь, конечно, речь идет о центральной нервной системе, которая способствует созданию устойчивого адаптивного взаимодействия между внешней средой и человеком.

Жизнь, согласно одной из центральных гипотез ее возникновения, зародилась в воде, то есть, в гомогенной среде. В таких условиях для успешного обмена со средой одноклеточным протоорганизмам была нужна минимальная раздражительность и чувствительность. Однако с усложнением организмов и с их выходом на сушу потребовался приспособительный механизм с более многогранными и тонкими настройками, поэтому в процессе биологической эволюции возникла нервная система, достигшая максимального развития у высших приматов и человека.

При этом мы должны понимать, что развитие нервной системы – это не статика, а динамика. Как мы уже не раз говорили, около 50 тысяч лет назад человек перешел от биологической эволюции к социальной, и с тех пор живет, фигурально выражаясь, в двух мирах. С одной стороны, на него, точно так же как и на всех живых существ, действуют объективные законы природы, человеку необходимо удовлетворять биологические потребности. С другой стороны, нашей жизнью управляют социальные законы, созданные обществом, и эти законы нередко вступают в противоречие с биологическими.

— Пока сложно уловить связь между развитием нервной системы и привязанностью к вещам…

— Теперь, после необходимого вступления, мы перейдем к основной теме нашей беседы. Говоря о социальной эволюции, исследователи часто упускают из виду один очень важный момент: она меняет способы приспособления человека к условиям окружающей среды. То есть, приспособление происходит не путем изменения внешних и внутренних свойств организма, а за счет манипуляции с вещами, которые классики диалектического материализма называли орудиями труда. Собственно говоря, из-за них и возникло понятие трудовой деятельности.

Многие исследователи сходятся на том, что после того как наш далекий предок взял в руки палку и сделал ее орудием труда, эволюция человечества значительно ускорилась. Кто-то догадался прикрепить к палке камень – получился топор и многие другие вещи. Потом камень заменился на металл… В итоге сейчас мы имеем совершенные орудия производства: компьютеры, нейросети и прочие блага цивилизации.

Хочу подчеркнуть один очень важный, на мой взгляд, нюанс: социальная эволюция происходит именно благодаря взаимодействию человека с окружающим миром при помощи вещей. Ну а параллельно совершенствованию орудий труда развивались (и продолжают развиваться) высшие психические функции: речь, память, восприятие, мышление и воображение. Человек уже не просто приспосабливается к окружающей среде, но изменяет ее под свои нужды.

И тут происходит очень интересная вещь: если на заре социальной эволюции человек в восприятии самого себя ограничивался своим физическим телом, то в дальнейшем следовании по этому пути он начал включать в орбиту своего «я» и те предметы, те инструменты, при помощи которых он взаимодействовал с окружающим миром. Человек даже стал в какой-то степени ассоциировать себя с ними: в противном случае, откуда бы могли взяться прозвища вроде «острый топор» или «меткая стрела»? Возникли профессии, то есть, индивидуум стал определять себя через способ взаимодействия с окружающим миром и орудия труда, которые он при этом использует. Эти предметы становятся неотъемлемой частью его социальной роли и в древних культах наделяются сакральным смыслом. 

— То есть, можно сказать, что человеческая личность определенным образом «сращивается» с важными для нее предметами?

— Совершенно верно. Предметы, которые находятся в орбите личности, как раз маркируют ее в сознании других членов общества, и эти вещи становятся как бы ее продолжением. Насколько далеко этот процесс может зайти, хорошо видно по феномену так называемых статусных вещей: дорогих автомобилей, брендовой одежды, украшений, и тому подобное. Утилитарного смысла в таких вещах, как правило, нет: ездить можно и на бюджетном авто или на общественном транспорте, носить одежду других марок, а украшения и вовсе нельзя считать необходимостью. Однако эти вещи имеют определенную мистическую энергию: обладание ими как будто бы увеличивают масштаб личности владельца. Это не хорошо и не плохо; это просто одна из характеристик социума и особенностей его развития.

— Так почему же вещи занимают столь важную роль в нашей жизни?

— В общих чертах я уже ответил на этот вопрос: потому что вещи становятся как будто бы частью личности человека. Однако, как это ни парадоксально, на определенном этапе развития личности начнется обратный процесс. Да, предметы играют важную роль, потому что с их помощью человек преобразует действительность. Однако чем больше индивидуум уходит в мир социального, тем более ценными для него становятся духовные богатства, знания о мироустройстве. Информация на данном этапе развития, по сути, заменяет вещи, ведь с ее помощью можно приспособиться к меняющимся условиям окружающей среды гораздо более эффективно. «Кто владеет информацией – тот владеет миром» - думаю, нам всем стоит помнить этот легендарный афоризм Натана Майера Ротшильда. Разумеется, мы не говорим о полном отказе от вещей: они были и остаются частью нашей объективной реальностью. Речь идет об отказе от вещизма.

— Нередко случается, что человек привязан к какой-то определенной вещи, а другая, очень похожая, не вызывает у него никаких эмоций. Почему так получается?

— Слова, помимо социального значения, для каждого человека могут иметь свой, индивидуальный смысл. Причем этот индивидуальный смысл одного и того же слова у разных людей может существенно отличаться. Возьмем, например, стул: социальное значение термина – предмет мебели. Однако в жизни конкретного человека мог быть опыт, когда он, например, хотел сделать предложение девушке в ресторане; вдруг подломилась ножка стула, и он упал. Девушка засмеялась, молодой человек обиделся, в результате брак не состоялся. Логично предположить, что понятие «стул» у данного индивида будет вызывать негативные воспоминания и ассоциации – это и будет индивидуальным смыслом.

Можно привести и массу позитивных примеров. Мы часто храним ненужные безделушки или давно пришедшие в негодность вещи, потому что они, например, могут быть подарком близкого человека. Это уже не предмет, а некий символ, который зашифровывает значимые для нас воспоминания.

— Предполагаю, что в «здоровой» привязанности к определенным вещам ничего плохого нет, однако иногда она переходит границы здравого смысла. Почему?

— Думаю, это может быть связано с неуверенностью в себе, заниженной самооценкой. Человек, окружая себя определенными предметами, пытается взять их энергетику и компенсировать тем самым недостатки развития своего «я». Образно говоря, на место недостающих сущностных «кирпичиков», образующих фундамент гармоничной личности, индивид пытается подставить «кирпичики» из вещей – зачастую дорогих и статусных. Однако попытка компенсации своих недостатков за счет обладания некими предметами, как правило, ни к чему хорошему не приводит: личность-то при этом не развивается. Владение вещами может создавать иллюзию владения миром, но к реальности это, сами понимаете, не имеет никакого отношения.

Другой, уже медицинский аспект проблемы – силлогомания, или синдром Плюшкина: специалисты считают его видом навязчивого поведения, которое характеризуется собиранием и хранением неиспользуемых вещей, чаще всего – предметов обихода. В домах у таких людей иногда даже бывает трудно передвигаться из-за находящегося повсюду хлама.

— Научно-технический прогресс вносит в понятие собственности свое коррективы. Сейчас люди дорожат не только материальными предметами, но и виртуальными: страницами в соцсетях, сайтами – и так далее. Да и деньги мы уже чаще всего воспринимаем не как пачку бумаг в своем кошельке, а как комбинацию цифр в банковском приложении для смартфона. Жизнь, хотим мы того или нет, постепенно перетекает в онлайн-формат. Не поставит ли это крест на «физической» привязанности к вещам?

— Мы в начале нашего разговора определили, что манипуляции с вещами – это эволюционный механизм взаимодействия человека с окружающим миром. Однако с развитием технологий остается все меньше и меньше места для эталонного манипулирования – то есть, для ручного труда: чаще всего человек управляет технологическими процессами с компьютера. Логично предположить, что высокие технологии с течением времени доберутся и до тех сфер, куда они пока еще не добрались. Судя по всему, прямое взаимодействие с миром посредством манипулирования вещами – уходящий этап социальной эволюции. Наступает время информационной цивилизации.

В какую сторону она будет развиваться, к чему приведет? Тут высказывается масса предположений. Одно из самых смелых заключается в том, что человек рано или поздно «сбросит» физическое тело за ненадобностью: образ человека, его сознание, будет закачиваться на некое подобие Flash-накопителя. То есть, жизнь полностью перейдет в цифровую плоскость, и единственным ее смыслом станет порождение, переработка и передача информации.

Конечно, это всего лишь гипотеза. В реальности же мы существуем среди вещей и, чтобы жить в гармонии с собой и окружающим миром, необходимо выполнять несколько простых правил. Первое – нужно подходить ко всему, в том числе и к своему эмоциональному отношению к вещам, осознанно, то есть, понимать его причины и последствия. Второе – важно помнить, что само по себе обладание вещами не делает человека счастливым: как мы с вами уже не раз говорили, индивидуум может быть по-настоящему счастлив только тогда, когда его деятельность приносит пользу другим людям. 

Автор: Беседовал Алексей Нилов
ТеГИ
психология, Валерий Ивановский, осознанность, саморазвитие
Поделиться
Похожие новости