Психолог объяснил, почему человека иногда грызет совесть
А также рассказал о причинах возникновения этого чувства
Когда человеку очень стыдно за какой-то поступок, обычно говорят, что он испытывает муки совести. А если индивидуум преступает некие общепринятые нормы морали, его могут назвать бессовестным. «Личная совесть – лучший контролер» — учили плакаты в общественном транспорте времен СССР, напоминая гражданину о необходимости бросить монеты в кассу или прокомпостировать талон.
Так что же такое совесть, о которой в той или иной форме говорят с древних времен? И почему одних людей в похожих условиях она буквально есть поедом, а другие не испытывают и тени нравственных мук? Об этом мы беседуем с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.
— Валерий Валерьевич, как объяснить феномен совести с точки зрения психологии?
— Я думаю, что совесть является краеугольным камнем социального процесса. Именно поэтому, мне кажется, данному вопросу уделяли внимание многие ученые и философы. Пожалуй, наиболее глубоко тему раскрыл Иммануил Кант в своем труде «Основы метафизики нравственности». Оставим критику различных взглядов на предмет нашего разговора в стороне, однако хочу отметить, что многие исследователи помещали совесть внутрь человеческого сознания. А она, как я предполагаю, находится вне его.
— Но если «нравственный закон» не внутри нас, то, где же еще он может находиться?
— Односложно на этот вопрос не ответить, нужно вспомнить историю развития человеческого общества. Как мы с вами уже говорили, человек занимает особое место в иерархии живых существ. Миллионы лет мы, как и все живое, развивались в рамках биологической эволюции, где действуют постулаты, описанные Чарльзом Дарвиным и его последователями. Однако на определенном этапе развития, около 50 тысяч лет назад, доминанта нашего существования переместилась из мира биологического в мир социальный. И на данном историческом отрезке человек существует как будто бы в двух мирах: с одной стороны, мы живем в мире физическом, где правят биологические законы и древние инстинкты, с другой – надстройкой к ним появились законы социальные.
Нюанс здесь в том, что биологические законы объективны, они действуют вне зависимости от желания человека. А вот законы социального общежития, если можно так выразиться, рукотворны, их создает сам человек в рамках логики социально-исторического развития. Эти законы на протяжении веков существования социума постоянно меняются.
Логика биологической и социальной эволюции отличаются принципиально. Цель эволюции биологической – обеспечение выживаемости конкретной особи, конкретного индивида. В рамках этого процесса, длившегося, как мы уже говорили, миллионы лет, появился уникальный человеческий организм с его совершенными механизмами адаптации к различным условиям окружающей среды.
Цель социальной эволюции – выживание общества в целом, а не конкретного его представителя. То есть, здесь мы наблюдаем полное противоречие требованиям биологии. Поэтому для существования общества необходимы квазиинстинкты, равные безусловному инстинкту в животном мире, которые позволяли бы не просто сохранять общество, но и развивать его. Приставку «квази» используем потому, что это не инстинкт в прямом смысле слова, а некая конструкция, модель поведения, принятая в обществе. Одной из таких конструкций, собственно, и является совесть.
— Так почему же совесть – не внутренний, а внешний контролер?
— Мы с вами не раз обсуждали, что человек приходит в мир с абсолютно «чистым» сознанием. Затем родители в сенситивный период (до 7 лет) «загружают» ребенку социальный шаблон поведения, в котором, собственно, содержится набор базовых установок и правил, принятых в обществе; в этом возрасте также формируется эмоциональное отношение к себе и к окружающему миру. Ребенок воспринимает данную информацию бессознательно, без критики – просто запечатляет, а в течение жизни воспроизводит «привитые» ему способы реагирования на те или иные ситуации. Некоторые нюансы шаблона в конкретной семье (и в конкретной культуре) могут отличаться, однако базовые, мировоззренческие установки, как правило, схожи: например, осуждение лжи, воровства, убийств. То есть, я говорю о неких общих этических нормах, одинаковых для представителей разных стран, культур и наций.
В этом плане совесть — своеобразный инстинкт группового выживания, важный элемент заложенной в каждого человека социальной программы. Это императивный набор поведенческих постулатов, который интериоризируется по мере взросления и социализации ребенка. А постулаты эти говорят о том, что свои личные интересы нужно подчинять интересам общества. В зависимости от конкретной культуры это может выражаться в религиозных догмах, в писанных или неписанных законах и правилах, но суть всегда одна: совесть – это некая система контроля, которая позволяет человеку затормозить свои биологические инстинкты для того, чтобы позволить выжить обществу в целом, чтобы направить часть своей энергии на создание группового блага, а не индивидуального.
Думаю, понятнее будет на примерах. Вспомним подвиг Александра Матросова, который закрыл своим телом амбразуру ДЗОТа. Он погиб, а его товарищи выжили и выполнили боевую задачу. История знает и массу иных примеров, когда люди жертвовали своей жизнью ради других. Да и сейчас таких случаев масса: например, когда совершенно случайные люди спасают гибнущих на пожаре или тонущих в ледяной воде. Вот вам социальный инстинкт в действии: биология диктует, что для сохранения собственной жизни нужно быть подальше от источника опасности, однако этические установки требуют обеспечить выживание других.
Резюмируем: совесть можно рассматривать как некий комплекс реакций, сформировавшийся в результате социально-исторического развития общества. Поэтому бессмысленно искать ее «внутри» человека: этические законы формируются социумом и действуют на человека извне.
— Почему же тогда в рамках одной культуры, а нередко в рамках семьи, одного человека за некий поступок совесть грызет, а другой живет, как ни в чем не бывало?
— В начале нашего разговора мы уже вспоминали, что по пути биологической эволюции человечество двигалось миллионы лет, а история социальной эволюции насчитывает не более 50 тысяч лет. В масштабах Вселенной это, наверное, доли секунды. То есть, на фоне древних биологических инстинктов социальные инстинкты, по сути, еще только формируются, поэтому нет ничего удивительного в том, что они иногда дают сбой. В случае, допустим, непосредственной угрозы жизни человека, или при каких-либо других воздействиях внешней среды, которые превосходят адаптационные возможности психики, человек редуцирует к более простым способам реакции – то есть, к биологическим инстинктам.
Почему так происходит – зависит от конкретики. Возможно, в силу разных причин ребенок оказался недостаточно социализирован, и с этим «багажом» он вступил во взрослую жизнь; также может быть, что дезадаптационные процессы начались под воздействием каких-то внешних или внутренних факторов. Результат же один: ослабление социальных надстроек и откат к биологии. Ни к чему хорошему это, как правило, не приводит: многочисленные примеры и исследования показывают, что счастья и внутренней гармонии человек может достичь только в том случае, если он работает на пользу общества, семьи, близких.
— Не могу не спросить о влиянии на совесть социокультурных моментов. Ведь идентичное поведение в одной традиции может быть поощряемо, а в другой, наоборот, осуждаемо.
— Думаю, все зависит от местоположения наблюдателя. Несмотря на различия, практически все культуры схожи в своих базовых законах, потому что социальная эволюция, как и биологическая, предъявляет одни и те же требования. По сути, социальная эволюция – это продолжение биологической, только другими методами. И в том, и в другом случае цель – выживание и продолжение рода, поэтому и набор инструментов будет схожим.
В деталях разные культуры, конечно, отличаются: где-то, например, громкий эмоциональный разговор приветствуется, а где-то осуждается. Они формируются под влиянием климата, ландшафта местности, особенностей трудовой деятельности населения – все это накладывает на них свой отпечаток. Есть разные ступени развития, поэтому эксперты говорят о примитивных и высокоразвитых культурах. Однако базовые ценности везде схожи, они закреплены в правовых и этических нормах: нельзя воровать, нельзя убивать, о своих близких нужно заботиться, а свою страну требуется защищать, дети – наше будущее, и так далее. То есть, при некоторых различиях присутствует общий свод постулатов, выработавшихся в процессе социальной эволюции, который обеспечивает выживание и развитие общества.
— Получается, сама логика эволюции диктует именно гуманистический путь развития человека?
— Абсолютно, верно. Мы уже упоминали, что индивидуум может достичь гармонии и счастья только в том случае, если он живет в первую очередь для других: об этом говорится в религиозных доктринах и философских концепциях, это подтверждает психологическая практика и научные исследования. Есть немало примеров, когда у богатых людей, добившихся в материальном плане, казалось бы, всего, начинается эмоциональное выгорание. Несмотря на изобилие, они не ощущают себя счастливыми. Преодолев этот внутренний кризис, миллиардеры открывают благотворительные фонды, или же начинают помогать окружающим в какой-либо иной форме. Смысл же один: эгоизм, жизнь для себя, работа исключительно на материальный достаток приводит человека к экзистенциальному тупику, выход из которого – служение обществу.
Совесть в данном случае является инструментом самоконтроля, который подводит человека к тому, что он должен уходить от своих биологических корней и жить по законам социума. Если его деятельность направлена на общественное благо, а не на стяжательство, человек испытывает радость, счастье, удовлетворение. Если же индивидуум с этого пути уклоняется, то негативные эмоции, так называемые угрызения совести, сигнализируют ему, что он неправ. Причем совесть как нравственное чувство находится в прямой зависимости от уровня социализации, образования и развития человека.
— Почему?
— Все просто: чем меньше социализирован человек, тем ближе он к своему биологическому началу. Социализация же происходит с возрастом. Во-первых, это сензитивный период – до 7 лет, когда человек «впитывает» социальный шаблон, определяющий его мировоззрение. Во-вторых, это школа, вуз, ведь образование – тоже социальное научение. В-третьих, человек приобретает жизненный опыт; на основе этих трех составляющих и формируется личность.
С обретением новых знаний и опыта человек социализируется все больше и больше, его некогда дискретная картина мира становится дискурсивной. Проще говоря, он стремится к осознанности, понимает, как устроен мир, пытается постичь причины и следствия происходящих событий. Человек, идущий по пути самосовершенствования, как правило, гармоничен и счастлив. И совесть его не грызет – он просто не дает ей повода для этого.
-
Сегодня это один из самых актуальных вопросов, особенно для представителей бизнеса, многим из которых предстоят серьёзны...29.04.2020 в 12:16:009903
-
В России узнали, что такое самоизоляция, и каждый переживает это непростое время по-своему. Практикующие психологи столк...18.04.2020 в 17:46:0014734
-
Обилие разноречивой информации о коронавирусе и вынужденное сидение в четырех стенах не лучшим образом сказываются на пс...06.04.2020 в 16:19:004238
-
Скарлетт Йоханссон, Киану Ривз и Шарлиз Терон стали персонажами компьютерной игры «League of Legends», а по ...24.10.2019 в 13:35:009007
-
Изначально тренинги зародились в 1950-х годах в США и начинались как встречи групп анонимных алкоголиков и невротиков. П...05.10.2019 в 18:01:0019784
-
ТОП-7 советов от московского психотерапевта.13.12.2018 в 13:16:004260