Новость общества

Птичий грипп: как заражается птица и чем он опасен для человека

Птичий грипп: как заражается птица и чем он опасен для человека

Фото © «Московская газета»

17.12.2024 в 14:28:00
307

Эксперты рассказали о вреде птичьего гриппа для домашней птицы и для людей

Птичий грипп, выкашивающий поголовье сельскохозяйственной птицы в России и в мире, способен передаваться людям. Как рассказал «Московской газете» независимый эксперт по птицеводству Эдуард Маилян, опасность птичьего гриппа для людей преувеличена, а вот для сельского хозяйства он опасен настолько, что необходима вакцинация птицы. Но вакцинация от вируса в условиях промышленного птицеводства запрещена в России и медленно продвигается в мире из-за ограничений на торговлю мясом привитой птицы.

Птичий грипп может стать опасным для человека, заявила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

«Люди тоже болеют птичьим гриппом, определённый риск сотрудников птицефабрик есть, — рассказала «Московской газете» начальник БУВ Вологодской области «Череповецкая межрайонная Станция по борьбе с болезнями животных» Татьяна Распопова. — Птицефабрики страхуются очень сильно, безопасность для них на первом месте, но риск всё равно есть. Вирус могут занести перелётные птицы, в домашней популяции в частном секторе тоже может произойти вспышка. Межвидового барьера для вируса нет. На всех предприятиях огороженная территория, действуют ограниченный доступ людей, санпропускники для персонала, запрет для персонала на содержание домашней птицы. Попасть в уличной одежде на предприятие нельзя. Что касается вакцинации птиц, то она запрещена в условиях промышленного птицеводства. Я в своё время пыталась выяснить, почему. Как рассказали мои коллеги, если птицу вакцинировать от птичьего гриппа, и она после этого всё равно заболеет (а такое всегда возможно), картина заболевания окажется смазанной — будет непонятно, птичий грипп это или что-то другое. Предприятия осуществляют огромный комплекс мероприятий в плане защиты от заноса любой инфекции, всё это позволило немного стабилизировать ситуацию».

По официальным данным, число вспышек высокопатогенного гриппа птиц А H5N8/H5N1 на территории РФ на протяжении последних лет остается относительно стабильным с тенденцией к снижению, рассказал «Московской газете» независимый эксперт по птицеводству Эдуард Маилян:

«С октября по декабрь текущего года карантин по птичьему гриппу был введен по нескольким районам Ростовской области после обнаружения возбудителя ВПГ в ЛПХ. Известны незарегистрированные случаи вспышек ВГП H5N1 в различных регионах РФ. В целом, вирус беспрепятственно перемещается по стране. Последствия уничтожения поголовья 5 яичных птицефабрик в 2023 году вследствие вспышек птичьего гриппа мы ощутили на себе в виде повышения цен на столовые яйца. Речь идёт о птицефабриках «Романовская» (Ярославская область), «Малечкинская» (Вологодская область), «Башкирская» (Башкирия), «Лениногорская» (Татарстан), «Зеленецкая» (Коми). В 2024 году уничтожено поголовье яичных птицефабрик на Сахалине и Камчатке, которые являются единственными яичными в регионе. Прямо сейчас ликвидируется вспышка птичьего гриппа на Ставрополье, затронувшая птицефабрику «Преображенская», объем производства которой — 280 млн штук яиц в год или до 40% потребления в регионе. На 14.12.2024 г. случаев заболевания людей гриппом птиц в России нет, никаких новых мер профилактики пока не требуется».

Уже не секрет, что не только экспортный потенциал, но и продовольственная безопасность страны сегодня находятся под угрозой из-за широкого распространения вирусных заболеваний, к появлению которых отечественная отрасль не была готова, считает независимый эксперт по птицеводству.

«Так, начиная с 2019 года российское птицеводство испытывает растущее давление болезни Ньюкасла (Иранский генотип VII-L), низкопатогенного гриппа птиц (НГП) типа А подтип H9N2, являющихся эндемиками во многих регионах мира (Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной и Западной Африки: Бангладеш, Пакистан, Индия, Афганистан, Непал, Египет, Иран, Израиль, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Иордания, Кувейт, Ливан и Оман и др.).

Быстро распространяется вирус высокопатогенного гриппа птиц (ВГП) типа А подтип H5N1, с которым мировая птицеводческая отрасль не может справиться третий год подряд. Присутствие вируса носит глобальный характер: пандемический сезон 2022–2023 гг. является крупнейшим наблюдаемым в мире до сегодняшнего дня.

С октября 2020 года ВГП H5N1 клады (линии) 2.3.4.4b распространился по всей Европе, на Ближний Восток, Африку и Азию, в Северную и Южную Америку. Неконтролируемое распространение вируса в результате миграции диких водоплавающих птиц вызывает крайнюю озабоченность, а продолжающиеся изменения климата способствуют более широкой сезонной миграции.

Вирусы гриппа птиц обладают высокой вариабельностью, постоянно эволюционируют за счет мутаций и генной реассортации, усиливают вирулентность по отношению к птицам и млекопитающим.

Вирус ВГП H5N1 клады 2.3.4.4b успешно преодолел межвидовой барьер: с января 2022 года было зарегистрировано более 17000 вспышек у 43 видов морских и сухопутных млекопитающих на территории 80 стран-членов Всемирной организации по охране здоровья животных.

В условиях отсутствия вакцинации поголовье всех категорий птицеводческих предприятий является на 100% восприимчивым.

Расположение вблизи птицефабрик автомобильных и железных дорог, логистические сети, обеспечивающие хозяйственную деятельность, являются факторами передачи и распространения вируса гриппа птиц, который практически невозможно контролировать.

Человеческий фактор является одним из ключевых в передаче возбудителя заболевания. На предприятиях, построенных по старым проектам, расположенных вблизи лесных массивов, болот, крупных водных объектов, птицеводческих комплексов и др., риск привнесения возбудителя очень высок. Поначалу растущие потери удавалось компенсировать за счет пуска в эксплуатацию новых объектов, но с каждым готом ситуация усугублялась и достигла пика в 2022 году, когда вирусы НГП и БН-VII стали эндемичными на территории большинства регионов Российской Федерации.

Возможность вакцинопрофилактики НГП появилась лишь после внесения изменений в «Правила по борьбе с гриппом птиц». На фоне происходящего закономерным стало организованное Росптицесоюзом 20 ноября 2020 года первое совещание, стимулом для которого стало недополучение сотен тысяч тонн продукции птицеводства за первые 10 месяцев 2020 года. С тех пор совещания, в том числе с представителями Департамента ветеринарии МСХ РФ, стали регулярными.

Все стороны выражали озабоченность стремительным распространением возбудителей гриппа птиц на птицеводческих предприятиях большинства субъектов РФ. Основная полемика развернулась в отношении законодательной базы в виде старых (2006 г.) и новых (2021 г.) «Правил по борьбе с гриппом птиц», регламентирующих принципы мониторинга, профилактики и эрадикации в случае возникновения вспышек ВГП.

Из старых правил были исключены требования при выявлении низкопатогенного гриппа птиц (Н4, Н6, Н9) и вынесены в отдельные «Методические рекомендации по контролю НГП в промышленном птицеводстве», где предусматривается программа профилактики с применением вакцинации и без нее.

А из новых «Правил по борьбе с ВГП» 2021 года пункт, позволяющий применять вакцинацию на промышленных птицеводческих объектах, был изъят. На этом работа по урегулированию и предупреждению ситуации с распространением гриппа птиц в России остановилась.

При этом многие предприятия, воспользовавшись «законодательным вакуумом» начали самостоятельную вакцинацию птицепоголовья от НГП H9N2, но не всегда с положительным результатом, так как производство вакцин актуализированного состава на тот момент в России налажено не было.

Отечественные вакцины от НГП и ВГП обновленного состава начали появляться на рынке лишь спустя 2-3 года (2022-2023 гг.), когда масштабы и бесконтрольность происходящего стали очевидны. Все это время отрасль довольствовалась импортными вакцинами.

На целом ряде предприятий из-за возникновения БН VII-L генотипа, вакцина против которой лишь недавно прошла процедуру государственной регистрации, привело к снижению продуктивности и повышенному отходу птиц. Для сдерживания болезни многие предприятия начали применять частые вакцинации птиц негомологичными живыми и инактивированными вакцинами, не способствующими оздоровлению предприятий.

Возбудитель ВГП H5N1 начал распространяться и на территории России: по официальным данным РСХН на 30.10.2023, в РФ зафиксировано 75 вспышек, включая: дикую (58) и домашнюю птицу (9), поголовье птицефабрик (6) и морских млекопитающих (1). Из-за вспышек ВГП в 2023 году остановили работу 5 крупных яичных птицефабрик. Однако, по неофициальным данным, случаев выявления вируса ВГП на поголовье коммерческих птицефабрик намного больше.

Основным инструментом борьбы с ВГП, согласно существующему (новому) законодательству, является принцип «stamping-out» (карантин, тотальная депопуляция и санация). В такой ситуации принятие поправок в главу 19 закона РФ «О ветеринарии» о возможности невыплаты средств животноводческим и птицеводческим предприятиям за отчужденных и уничтоженных животных» заставляет производителей яиц и мяса птиц уходить «в тень» и не освещать ситуацию.

Биозащита по-прежнему является краеугольным камнем профилактики ВГП, однако сегодня в качестве основного инструмента контроля заболевания во всем мире рассматривается именно вакцинация. Вакцинация против ВГП с разной степенью успеха используется в качестве одного из инструментов в национальных программах по борьбе с НГП/ВГП многих стран ближнего и дальнего зарубежья.

Международные стандарты, разработанные Всемирной организацией по охране здоровья животных (ВОЗЖ, WOAH), разрешают вакцинацию против птичьего гриппа без ограничений на торговлю, если адекватное наблюдение за вакцинированными стадами подтверждает отсутствие циркуляции вируса на вакцинированном поголовье. С 2005 года более 30 стран прибегли к использованию вакцинации против ВГП.

Существующие вакцины, при соблюдении условия гомологичности полевым штаммам и надлежащего применения (сроки, кратность и метод), в сочетании с широким спектром мер профилактики, предотвратили финансовые потери на птицефабриках и снизили риски для населения целого ряда стран, где уже накоплен большой положительный опыт борьбы с гриппом птиц», — заключил Эдуард Маилян.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Птичий грипп, вакцина, поголовье, мясо
Поделиться
Похожие новости