Складов нужно в три раза больше? Параллельный импорт требует площадей
В связи с возросшим потоком параллельного импорта товаров в Россию Казахстан столкнулся с определённой нехваткой складских площадей и инфраструктуры. Как выяснила «Московская газета», эта ситуация затронула далеко не только этой страны
Совершенно понятно, почему в Казахстане мог возникнуть дефицит складских площадей, рассказал изданию генеральный директор компании «ОптимаЛог» Георгий Властопуло:
«Казахстан, как и многие сопредельные с Россией страны, участвует в организациях новых цепочек поставки транзитных грузов через свои территории. Естественно, при новых цепочках поставок возникает спрос на складские помещения: либо для того, чтобы хранить эти грузы с последующим оформлением таможенного транзита и отправкой в Россию, либо чтобы растаможить их в Казахстане и перемещать на территорию РФ или ЕАЭС. Складские площади нужны, чтобы обрабатывать и хранить эти товары, структурировать или деструктурировать товарные партии и отправлять их в РФ. В Казахстане, как и в любой другой стране, рынок спроса и предложения регулируется внутренним спросом и внутренним количеством предложения. И вот цепочки поставок дестабилизируются, на рынок Казахстана и других стран резко выходит российский бенефициар, российские импортёры, которым требуются складские площади. Возникает резкий дисбаланс между предложением со стороны участников рынка и спросом со стороны новых игроков, российских компаний как на территории РФ, так и образованных российскими бенефициарами на территории сопредельных государств. В такой парадигме складских площадей просто не хватает».
Может быть, подобная ситуация возникла в связи с параллельным импортом также в других странах ЕАЭС и не только?
«Не скажу вам цифр, но такая же ситуация – и в Турции, и в Киргизии. Во всех странах, участвующих в транзите грузов, мы наблюдаем сложности с обработкой грузов, нехваткой сотрудников и обрабатываемых мощностей, будь то логистика, склады или таможня. Везде мы видим возросшую нагрузку на логистическую инфраструктуру, которая не была готова к такому резкому всплеску деятельности новых игроков», – заметил гендиректор «ОптимаЛог».
Как будет развиваться эта ситуация и как из неё выйти?
«На мой взгляд, возможны два сценария, — говорит Георгий Властопуло. — Если страны Запада пойдут по пути ужесточения санкционного давления, транзит через страны ЕАЭС начнёт сокращаться, восстановится баланс между спросом и предложением, и всё вернётся в нормальное русло. Если же страны Запада остановятся на тех санкциях, которые мы имеем сейчас, и российские компании поймут, что есть «лаг» для возможности доставки товаров, дефицит логистической инфраструктуры будет расти, так как спрос будет значительно превышать предложение. Будут ли страны ЕАЭС и Россия в таких условиях инвестировать в инфраструктуру, никто не знает. Как пока никто не может сказать, какие могут быть геополитические и страновые риски. Если завтра Казахстан сократит импорт товаров в Россию или произойдёт ещё что-то, инвестиции не смогут быть окуплены. На мой взгляд, все участники рынка будут ориентироваться «по месту», в рамках очень краткосрочных операционных стратегий».
Параллельный импорт товаров в Россию при всей своей перспективности создаёт определённые проблемы для стран-партнёров России?
«Казахстан ещё с 1 апреля ввёл тему информационного отслеживания товаров, а Турция призналась, что запретила транзит товаров в Россию», – заметил Георгий Властопуло (Турция восстановила транзит грузов в Россию, но ввела целый ряд ограничений, — прим.авт.).
При этом проблемы с возможностями складской инфраструктуры возникают в связи с параллельным импортом и в России, отметил гендиректор логистической компании.
«Я был на конференции, организованной изданием «Ведомости», там отчитывались крупнейшие компании, которые занимаются поставкой складских услуг или организацией новых договоров. Эти компании отмечают, что доля вакантных складских площадей в Москве – 0,7%. При норме 8-10%. Это говорит о большой несбалансированности рынка: спрос сильно опережает предложение», — сказал собеседник издания.
А какова ситуация в российских регионах?
«Не скажу, опять же, цифр, но в регионах ситуация такая же, — говорит Георгий Властопуло. — Понимаете, импортёр хранит свою продукцию на складе и знает, например, что средний срок доставки продукции из Европы – 20 дней. И Ему нужна 1000 кв. м для хранения этой продукции для того, чтобы создавать складские запасы. Исходя из всего этого, он арендует соответствующую складскую площадь. А теперь ему приходится ту же продукцию доставлять из Китая – а это уже 60-70 дней доставки. Значит, нужно формировать в три раза большие складские запасы, чтобы удовлетворить спрос. Для этого необходимо уже как минимум 3 000 кв. м. Спрос, конечно, может начать сжиматься, но это уже предположение с точки зрения экономики, а мы оцениваем ситуацию с точки зрения логистики».
Желая узнать ситуацию со складскими площадями для параллельного импорта в регионах, журналист «Московской газеты» связался с тем регионом, который близок к Казахстану и Китаю – с Сибирью.
«До кризисов, до коронавирусного и нынешней ситуации, у нас и так был дефицит складских комплексов в районе 300 000 кв.м, — рассказал «Московской газете» президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири» (Новосибирск) Сергей Максимов. — Речь о складах класса А и В: это высококлассные, высокомеханизированные склады. В период коронавируса их дефицит начал возрастать, сейчас он вырос ещё больше. В-первых, началась переориентация грузопотоков на Восток. Многие федеральные компании, в том числе московские и петербургские, стали видеть Новосибирск как точку входа в Китай и Казахстан, и начали переориентировать сюда свои грузовые потоки. В нашем союзе 28 компаний, и многие работают с Казахстаном. Во-вторых, пошёл импорт, и не только параллельный из Китая, стран Юго-Восточной Азии. К тому же, сейчас идёт развитие контейнерных терминалов, а импортные грузы после попадания в эти терминалы тоже должны где-то размещаться. В силу всего этого, дефицит складских площадей действительно довольно серьёзный. Но компании ищут различные выходы из ситуации, вместо класса А и В используют старые помещения, склады класса С. Но под высококлассные склады дефицит определённо есть».
Эта ситуация касается только Новосибирской области или имеет больший охват?
«Дело в том, что Новосибирск работает на все регионы Западной Сибири: Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край. Порядка 80% всех складских комплексов А и В в западной Сибири находятся в Новосибирске, отсюда выгоднее развозить продукцию мелкими партиями по регионам. В целом Новосибирск аккумулирует торговый поток. Соответственно, дефицит складских площадей в Новосибирске бьёт по всей западной Сибири. У наших коллег на Урале ситуация схожая», — сказал Сергей Максимов.
-
Ввод российских миротворцев и другие меры по урегулированию ситуации сопряжены с рядом рисков, считают в СПЧ ...06.01.2022 в 16:00:004974
-
В нынешних условиях ввод войск ОДКБ в Алма-Аты будет восприниматься гражданами Казахстана как интервенция. Для того, что...06.01.2022 в 13:50:007327
-
В Казахстане третий день не прекращаются протесты, связанные с повышением цен на сжиженный газ. Несмотря на заявления вл...05.01.2022 в 16:27:0022803
-
Эксперты расходятся во мнениях относительно того, были ли народные волнения спровоцированы специально ...05.01.2022 в 11:02:007495
-
Эксперты призывают к жесткому ответу российского государства на притеснения русских в этих странах ...13.08.2021 в 12:30:007020
-
В Казахстане 52 человека погибли при пожаре в пассажирском автобусе.18.01.2018 в 10:26:003176