Новость общества

Снижение экспорта российской нефти объяснили совокупностью причин

Снижение экспорта российской нефти объяснили совокупностью причин

Фото © «Московская газета»

15.07.2024 в 19:45:00
1141

Эксперты обсудили сценарии развития ситуации с нефтяным экспортом

За неделю с 1 по 7 июля морской экспорт российской сырой нефти упал на 37%. Большая часть экспертов «Московской газеты» объясняет это сезонным фактором. Экономист Сергей Хестанов рассказал об общих проблемах нефтяного экспорта, которые в совокупности могли бы привести к июльскому сокращению, при условии, что оно продолжится в следующем месяце или квартале.

«За неделю, которая закончилась 30.06, экспорт нефти из РФ морем составлял (по подсчетам Bloomberg) 3,66 млн б/c, 4-х недельное среднее значение подошло к отметке 3,5 млн б/c, при этом, по данным того же Bloomberg, на неделе, закончившуюся 07.07, поставки нефти составили 2,67 млн б/c, что почти на 30% ниже показателя за последнюю неделю июня. Средний же показатель составил 3,27 млн б/c – это уровень начала июня 2024 г.», — сообщил «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко.

Понятные, обоснованные причины сокращения поставок до конца неясны, хотя Bloomberg допускает, что это связано со сделкой OPEК+, так как улучшение соблюдения Россией целевого показателя добычи ОПЕК+ может привести к сокращению поставок нефти на экспорт, отметил Николай Дудченко.

«Мы же считаем, что пока ничего критичного с морскими поставками нефти не произошло, — сказал аналитик ФГ «Финам». — Аналогичные довольно сильные «проседания» в морских поставках наблюдались в конце января 2024 г., до этого – в 20-х числах июня и августа 2023 г., а до этого в сентябре и декабре 2022 г. Ситуация впоследствии выравнивалась. Соответственно, мы ожидаем, что с высокой степенью вероятности это произойдёт и в этот раз».

«Цены на нефтепродукты растут, это вызывает рост стоимости доставки нефти, на фоне которого экспорт может снизиться, — рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов. — Есть и фактор сезонной перестройки рынка. Новых вызовов пока не видим, сложных трендов не рынке пока не наблюдается».

Негативный сценарий снижения российского экспорта нефти проанализировал для «Московской газеты» экономист Сергей Хестанов:

«Информация об июльском снижении поставок более чем на 30% весьма интересна, но чем короче срок наблюдаемого явления, тем больше вероятность того, что его вызвали случайные события, поэтому, чтобы делать какие-то выводы, нужно подождать хотя бы месяц, а лучше квартал-два. С другой стороны, показатель 37% довольно велик и находится далеко за рамками статистической погрешности. Если снижение экспорта российской нефти продолжится в сопоставимых темпах и дальше, его можно будет объяснить совокупностью причин:

во-первых, российские нефтяные месторождения с 80-х годов прошлого века в стадии старения. С 87-го и до начало 2000-х добыча нефти в России падала и упала примерно в 2 раза. Это нужно добавить к падению цен на нефть, которое нанесло серьёзный удар по позднему СССР. А в 2000-х к нам пришли западные сервисные компании и с помощью внедрения новых технологий подняли добычу: перед коронавирусом был ненадолго превзойдён максимум добычи нефти эпохи СССР. Успехи российской нефтедобычи во многом зависели от западных сервисных компаний, одна из которых — французская, и три — американских. Если эти компании полностью уйдут с российского рынка, надо будет либо бурить кратно большее количество скважин, либо смириться с тем, что добыча нефти начнёт падать. Но в таком случае падение добычи будет составлять от 2 до 5% в год».

Вторая возможная причина сокращения российского нефтяного экспорта — проблемы со сбытом, предположил Сергей Хестанов:

«Если с Китаем нам удалось хотя бы достичь сбалансированности товарооборота, то в Индию мы поставляем больше, чем импортируем, а рупия — неконвертируемая валюта. Продавать в рупиях не получается, как-то применить эту валюту за рубежом не удаётся. Но такую скорость сокращения нефтяного экспорта эта причина тоже не объясняет».

На ситуацию мог повлиять внеплановый ремонт нефтяной инфраструктуры в России, предположил владелец морского брокера «Инмарин».

«Повреждения этой инфраструктуры имеют неоднозначный эффект. Повреждение одного или десятка метров трубопровода легко исправимо. Но если пострадал насос на НПЗ надо заказывать и транспортировать новый, а его может и не оказаться на складе производителя. Поставка будет занимать от месяца и больше. Если пострадало какое-то уникальное оборудование, ситуация тоже может затянуться. К тому же некоторые производители оборудования со сбытом в западных странах категорически не любят никаких санкций. Но ведь ситуация с повреждениями инфраструктуры касается не только НПЗ, но и системы нефтепроводов, которая с ними сопряжена. Думаю, что наиболее быстрое и сильное влияние на экспорт нефти мог бы оказать именно логистический фактор, а в реальности могли сойтись все три причины, о которых я рассказал», — заключил Сергей Хестанов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, экспорт, причины
Поделиться
Похожие новости