Новость общества

Технологии XVIII века или обновление по всем правилам: отвечает ли капремонт Березайской плотины требованиям безопасности?

Технологии XVIII века или обновление по всем правилам: отвечает ли капремонт Березайской плотины требованиям безопасности?

Фото с сайта kim-online.ru

09.02.2023 в 14:40:00
7125

«Московская газета» в течение последних лет неоднократно писала о кризисе, который разворачивается в инфраструктуре внутренних водных путей центральной России. Внимание на развитие внутреннего водного транспорта неоднократно обращали на высшем уровне. Так, в декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин в ходе совещания с членами правительства поручил до конца 2023 года провести дноуглубительные работы на Волго-Каспийском канале. После этих работ должно быть обеспечено прохождение по всей длине канала судов с осадкой не менее 4,5 м. Между тем, в более пристальном внимании властей, судя по всему, нуждается и ситуация вокруг ФГБУ «Канал имени Москвы», которому подведомственны 235 гидротехнических сооружений и свыше 3800 км водных путей

Счётная палата, исследовав ситуацию на предприятии с 2018 года, выяснила, что там наблюдается снижение уровня безопасности многих гидросооружений и ухудшение их технического состояния. В 2019 году эту проблему на себе прочувствовали москвичи. Тогда из-за размыва одной из дамб на канале имени Москвы был подтоплен Тушинский автомобильный тоннель. При расследовании ЧП выяснилось, что это далеко не единственный участок, находящийся под угрозой затопления. В связи с задержками в модернизации гидроузлов и недостаточными запасами судового топлива в последние годы неоднократно возникали перебои в пассажирской и грузовой речной навигации. Реконструкция гидроузла «Белоомут», играющего важнейшую роль в водной коммуникации между Волгой и Москвой-рекой, была сорвана из-за проблем с генподрядчиком. Аудиторы Росморречфлота выявили на этом объекте, подведомственном ФГБУ «Канал имени Москвы», факты неэффективного управления и нецелевого расходования бюджетных средств. Между тем, на реализацию этого проекта было выделено 5,5 млрд рублей.

Сотрудники федерального учреждения указывали, что регулярная смена руководства с одновременным наведением новых порядков приводит к оттоку опытных специалистов и их замене на людей, назначаемых преимущественно не по профессиональным качествам, а по степени лояльности к руководству. По свидетельству сотрудников, некоторых понуждали к увольнению под угрозой уголовных дел. На накопившиеся проблемы указывали ряд экспертов. Несколько жалоб были направлены и в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Тогда член СПЧ, правозащитник Александр Брод, изучивший ситуацию вокруг канала имени Москвы, отмечал, что постоянные перестановки в руководстве и дефицит профессиональных кадров ведут к проблемам с навигацией и угрожают аварийными ситуациями, последствиями которых могут стать подтопления и перебои в снабжении Москвы пресной водой. Брод призывал мэрию Москвы и правительство РФ взять деятельность ФГБУ «Канал имени Москвы» под строгий контроль. Ряд обращений в органы власти направил директор благотворительного учреждения «Право и порядок», подполковник запаса МВД РФ Олег Иванников.

Внимание к этой проблеме необходимо, поскольку любое крупное ЧП на технических сооружениях, подведомственных ФГБУ «Канал имени Москвы», может привести к крайне тяжёлым последствиям – так считает Александр Брод.

«Из 232 гидротехнических сооружений на балансе учреждения 12 находятся на водораздельном бьефе, т.е. на возвышенности, где канал с обеих сторон ограничен шлюзами для регулирования водотока. 8 из этих сооружений являются напорными и удерживают в общей сложности 366 миллионов кубометров воды. В Москве также расположен гидроузел №8, в состав которого входят сооружения I класса опасности. Многие из них были возведены в 1930-е годы, с тех пор, насколько мне известно, не подвергались капитальной реконструкции и фактически выработали свой ресурс, будучи сильно изношенными», — рассказывает Александр Брод.

Он считает, что прорыв напорных сооружений может привести к катастрофическим последствиям.

«Может понизиться уровень воды, возникнуть перебои или даже полное прекращение водоснабжения и электроснабжения Москвы, могут погибнуть люди, если разрушится береговая инфраструктура, ущерб может составить свыше 120 млрд рублей. Для нейтрализации рисков таких аварий федерального масштаба в реконструкции нуждаются сооружения Пироговского гидроузла, гидроузлов №7 и №8, а также Сходненской ГЭС №193», — говорит правозащитник.

Между тем, новое руководство предприятия, по словам Брода, продемонстрировало весьма посредственные показатели по содержанию и обновлению инфраструктуры во вверенном учреждении. При такой эффективности работы на местах Счётная палата фиксирует отставание от целевых показателей, предусмотренных федеральной стратегией развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Более того, в 2018-2020 годах объём речных перевозок упал на 8,4%. Так нашему изданию рассказал правозащитник.

Частным примером такого состояния водохозяйственного комплекса можно считать планируемый капремонт водосбросной плотины, расположенной на р. Березайка в Тверской области. Заказчиком капремонта Березайской плотины выступает как раз ФГБУ «Канал имени Москвы». В августе текущего года администрация Бологовского района сообщала, что на ремонтные работы выделено около 100 млн рублей. Обновление гидросооружения поручено ООО «Строительная компания ОЛИМП». Плотина построена в период правления императрицы Екатерины II в 1796 году и предназначена для регулируемого пополнения воды в р. Мста, которая в те времена использовалась для судоходства и лесосплава.

Очевидно, что сооружение XVIII века нуждается в модернизации. Только вот проводить её, по словам Александра Брода, собираются по технологиям времён постройки этой плотины.

Чтобы разобраться в ситуации и понять, к каким результатам может привести такая реконструкция, Александр Брод пригласил эксперта в сфере гидротехнических сооружений, который ознакомился с проектной документацией, побывал на месте работ и представил правозащитнику своё компетентное мнение о планируемом капремонте. Выводы, по словам правозащитника, оказались неутешительными.

«В частности, проектом не предусмотрена замена несущих металлических балок 1902 года, которые уже сильно изношены. Из-за этого мостовой переход будет иметь непрогнозируемую прочность и может представлять угрозу для тех, кто будет им пользоваться. Даже сам металл, использованный при производстве этих балок в начале XX века, не соответствует стандартам качества, прописанным в современном законодательстве. Также в замене нуждаются отбойники и дорожное полотно мостового перехода. Иными словами, после планируемого капремонта мост, проложенный по плотине, скорее всего придётся обновлять ещё раз. А его модернизация, в свою очередь, может привести к росту нагрузки на всю конструкцию и может потребовать её дополнительного укрепления», — объясняет Александр Брод, ссылаясь на полученную им экспертную оценку.

В независимой экспертной оценке, по словам Брода, отмечается, что в утверждённом плане капремонта плотины нет никаких упоминаний мер, которые должны быть предприняты для содержания и восстановления подъездных путей.

«Между тем, стройматериалы и другие грузы предстоит возить по 17-километровому участку грунтовой дороги. Если в ходе капремонта эта дорога не будет обслуживаться дополнительно, она с большой вероятностью будет разбита тяжёлой техникой и придёт в негодность», — говорит правозащитник.

Также привлечённый Александром Бродом эксперт указал, что альтернативные отверстия для водосброса, которые примут на себя поток реки на время перекрытия основной плотины для её ремонта, могут не справиться с задачей, особенно в период весеннего половодья. Это может привести к аварии, которая грозит уничтожением результатов всех предшествующих работ. Наконец, специалист обратил внимание на то, что многие элементы конструкции плотины по плану собираются менять на абсолютно аналогичные, хотя и вновь произведённые.

«Это означает, что капремонт проводят с применением технологий конца XVIII века, когда эта плотина была возведена. Так, деревянные шпунтовые сваи собираются менять на такие же, тогда как современные стандарты строительства подобных объектов предполагают применение металлических конструкций из высокопрочных сталей. Деревянные сваи, дощатые настилы и бутовая кладка, скреплённая известковым раствором, не обеспечат соответствие объекта современным требованиям безопасности, надёжности и долговечности конструкции», — пояснил Александр Брод.

Эксперт предположил, что целесообразно было бы отменить реализацию этого проекта реконструкции и поручить проектному разработчику провести повторные инженерно-технические изыскания для разработки нового проекта капремонта.

«Это позволит провести за год ремонт водосливной части плотины и завершить реконструкцию моста также в разумные сроки, а главное – применить современные материалы и добиться нужного качества и надёжности объекта. В противном случае, бюджетные средства рискуют быть потраченными впустую, а де-юре отремонтированная плотина будет на практике по-прежнему нести в себе большие риски аварии и угрожать безопасности людей, пользующихся мостовым переходом», — добавил правозащитник.

Александр Брод отметил, что его удивляет молчание контролирующих органов по поводу ситуации на Березайской плотине, являющейся уникальным объектом XVIII века, капремонт которой проводят по устаревшим технологиям. Член СПЧ при президенте РФ констатировал, что по-прежнему нет должной реакции на публикации в СМИ по поводу проблем на данном стратегически важном предприятии. Он подчеркнул, что ситуация, которая в целом сложилась в ФГБУ «Канал имени Москвы», удручает и вызывает много вопросов.

«Печальное знакомство с деятельностью Канала имени Москвы было связано с несколькими обращениями от его сотрудников, которые жаловались на нарушение их трудовых и социальных прав. Говорили о том, что предприятие не выполняет поставленные перед ним задачи. Журналистские расследования выявили новые системные проблемы на предприятии», — рассказал Александр Брод.

Он обратил внимание на то, что ситуация не меняется даже после смены руководства. Об этом свидетельствуют сообщения, которые продолжают поступать с предприятия. Правда всё чаще эти сообщения, по словам правозащитника, становятся анонимными, очевидно, из-за опасения последствий в случае раскрытия личности авторов.

Недоумевает и директор благотворительного учреждения «Право и порядок» Олег Иванников. «На мои запросы я получил лишь формальные ответы. Удивительно, что так и не проведена основательная проверка деятельности этого стратегически важного предприятия», — говорит общественник.

В официальном ответе ФГБУ «Канал имени Москвы» на запрос «Московской газеты» о капремонте Березайской плотины говорится, что данное сооружение относится к III классу и представляет собой каменную 3-пролётную плотину с щитами Буле. В учреждении отметили, что в ходе капремонта металлические балки, установленные в 1902 году, будут заменены. Также планируется провести замену деревянного продольного настила мостового перехода с установкой отбойного бруса. Капремонт, согласно официальному комментарию ФГБУ «Канал имени Москвы», не предполагает изменения технико-экономических показателей сооружения. Соответственно, роста нагрузки на конструкцию плотины не ожидается, а значит не требуется и её дополнительное укрепление. Если 17-километровый участок грунтовой подъездной дороги будет повреждён при перевозке грузов для капремонта плотины, он будет восстановлен силами генерального подрядчика. Также в ФГБУ не ожидают проблем со сбросом воды через альтернативные отверстия, предусмотренные на время перекрытия основной плотины. Ремонтные работы должны завершиться до 1 марта 2023 года, а значит основное сооружение будет открыто до начала весеннего половодья. ФГБУ «Канал имени Москвы» подтверждает, что деревянные конструкции, применявшиеся в конце XVIII века, не будут заменены на металлические. Все элементы конструкции плотины меняются на абсолютно аналогичные, поскольку, как говорилось выше, изменения каких-либо показателей сооружения капремонт не предполагает. Как утверждают в учреждении, известковый раствор при скреплении кладки в плотине не применяется, однако все остальные элементы будут аналогичны тем, которые использовались.

ТеГИ
канал имени москвы, плотина, технология
Поделиться
Похожие новости