Новость общества

«Тёмная лошадка»: что происходит на Центральном ипподроме в Москве

«Тёмная лошадка»: что происходит на Центральном ипподроме в Москве

Фото © «Московская газета»/ Владимир Зиновьев

09.09.2022 в 14:29:00
6168

10 лет назад глава Газпрома Алексей Миллер заинтересовался Центральным Московским ипподромом (ЦМИ). Однако источники, опрошенные «Московской газетой», говорят, что работа по реконструкции ЦМИ началась 8 лет назад. Сейчас он закрылся на ремонт, но бега лошадей решили остановить лишь на шесть месяцев, «Спорт-Экспресс». Издание добавляет, что в настоящее время решается вопрос с распределением животных по разным ипподромам России. Как через три года будет выглядеть комплекс сооружений для испытаний рысистых и скаковых лошадей? Об этом в расследовании «Московской газеты»

Зоны охраны

О том, что на ипподроме готовятся к масштабной реконструкции, говорит хотя бы лот, опубликованный накануне на портале ЕИС Закупки. 15 сентября завершается приём заявок от предпринимателей, желающих принять участие в электронном конкурсе №32211645136.

В документации говорится о разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия для Центрального ипподрома в Москве (в части установления режимов использования земель и земельных участков и требований к градостроительным регламентам). Кроме того, заказчик ООО «ЦМИ» (Центральный Московский ипподром) требует от подрядчика выполнение комплекса инженерно-технических работ по обследованию объектов и коммуникаций, разработку иной документации и концептуальных моделей по объекту: «Развитие комплекса Центрального Московского ипподрома». Начальная цена контракта чуть больше 15 млн рублей.

Координатор «Архнадзора» Мария Коробова объясняет, какие нормы регламентируют предстоящие на ипподроме работы. Самый главный документ — ФЗ №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». А конкретно — статья 34 «Зоны охраны объектов культурного наследия».

«Есть памятник, его нужно реставрировать. Регламентируются, в том числе, работы, связанные с прилегающей территорией, — объясняет Коробова. — На этом месте вообще запрещено любое строительство. И если мы, например, говорим об усадьбе, то её охранная территория должна распространяться и на пространство этого памятника».

Координатор «Архнадзора» сравнивает бюрократические процессы с оформлением зоны охраны объектов по-своему, не без художественных примеров, зато доходчиво:

«Что такое зона охраны? Каждый памятник «отбрасывает тень», эдакие «зонтики» на окружающую территорию. Эти зоны нужны, чтобы сохранить памятник в его исторической среде, — продолжает координатор «Архнадзора». — Привычные виды на основной объект не должны быть искажены. Застраивать эти территории можно, но только в тех формах и объёмах, которые существовали там ранее».

Есть ещё один документ, регламентирующий будущие работы на ЦМИ: «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия» от 12 сентября 2015 года № 972. Так, в пункте 9 говорится, что в охранных зонах запрещается возведение объектов капитального строительства, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и восстановление (регенерацию) историко-градостроительной и (или) природной среды объекта культурного наследия (восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды). Правоустанавливающая норма содержится в ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

«Если начинается разработка зон охраны объектов культурного наследия, то как правило они (зоны) делятся на несколько участков, на которых вводятся особые режимы, — объясняет Мария Коробова. — Культурные памятники не трогают (только реставрируют). Есть ещё категория: исторически ценные градоформирующие  объекты. По закону они должны сохранятся, но останутся они, или нет, мы узнаем, когда увидим проект».

По мнению Коробовой, именно в охранных зонах такие объекты «вылезают на поверхность».

«Внешне и физически они (объекты) сохраняются, но внутри могут реконструироваться, — предупреждает координатор «Архнадзора». — Что-то остаётся, что-то идёт под слом. И именно в этих проектах зон охраны появляется предполагаемая застройка. Скажем, авторы напишут, что такой-то дом идёт под слом, а на его месте разрешено строительство здания такой-то этажности. Но в рамках регенерации не должны быть сноса объекта, а потом нового строительства».

Обсуждая ситуацию и с градостроительной деятельностью в Москве, Коробова говорит о множестве вопросов, связанных с регенерацией.

«Проще говоря, если на этом месте стоял двухэтажный дом, то и после реставрации он не должен стать выше. Правда, сейчас регенерацию все толкуют на свой лад, — считает эксперт. — Не как восполнение утраченной среды, а как восполнение недоразвитой среды. Раз тут рядом есть доходный дом, то и мы построим такой же объект, при этом «натягивая» этажность застройки до доходника».

Мария Коробова рассказала, что на территории ЦМИ было заложено порядка 40 шурфов (археологическая разведка), но ничего не нашли.

А теперь о том, как власти Москвы, Минсельхоз РФ и ООО «ЦМИ» собираются реконструировать Центральный Московский ипподром.

Маска откровения

Итак, 8 лет назад появился вот этот проект. Интересная деталь: слева в строке «Заказчик» числится ОАО «Газпром». И ещё один момент — справа в этом же документе указан комплекс жилых домов площадью 70 тысяч квадратных метров. В этом проекте есть, кажется, всё: часовня, культурно-развлекательный центр и даже деловой центр высотой 25 этажей. Это работа компании Urbis из Санкт-Петербурга. Предприниматели не ответили на звонок и электронное письмо журналиста «Московской газеты». Но мы нашли партнёров Urbis, которые оказались чуточку open, чем их коллеги.

Но сначала пообщались с источниками. Среди тех, кто помогал информацией для подготовки этого материала, очень мало людей, готовых говорить публично. Например, столичный чиновник по имени Иван уверен, что в случае с ЦМИ речь идёт «о реконструкции объекта, у которого останется абсолютно тоже самое назначение».

Он же уверяет, что в новом проекте (есть в распоряжении редакции) никаких жилых высоток на ипподроме нет. Собеседник добавил, что не знает, как руководство ЦМИ поступит с животными. Будут ли их привозить на бега из других мест, разместив на площадках в соседних районах Московской области, или нет.

«Пока нет проекта, говорить об этом сложно», — добавил собеседник издания.

Ещё до того, как свою концепцию обновленного ЦМИ представила компания Urbis, на сайте другого архитектурного агентства Master’s plan тоже появился макет реконструкции ипподрома. После этого случился скандал: жители района Беговой заметили, что от объекта должен остаться только беговой круг и главные здания. А на месте зеленой зоны, где сейчас конюшни, планируется построить элитное жилье. На тот момент гендиректор по финансово-экономическим вопросам компании «Российские ипподромы» Василий Дудкин сразу же открестился от этих планов, назвав идею архитекторов Master’s plan всего лишь «концепцией».

Что такое ООО «Центральный московский ипподром»?

Из-за того, что привлечь средства бюджета Москвы напрямую в АО «Росипподромы» нельзя, то специально для реализации проекта столичные власти создали ООО ЦМИ. Об этом в конце августа рассказывал изданию «Коммерсант» генеральный директор АО «Росипподромы» Дмитрий Зайцев. Механизм финансирования следующий бюджет Москвы инвестирует в ООО ЦМИ, а АО «Росипподромы», в свою очередь, внесёт имущество ипподромного комплекса в уставной капитал этой коммерческой структуры.

Зайцев не смог назвать, сумму, в которую обойдётся реконструкция, поскольку «стоимость работ не утверждена». Однако, по его оценкам, она может превысить 12 млрд рублей.

Ждут закупку

Руководитель архитектурной фирмы «Ампир» Михаил Тумаркин в беседе с корреспондентом «Московской газета» тоже часто упоминал слово «концепция».

«Та концепция реконструкции Центрального московского ипподрома, которую мы 8 лет назад делали вместе с компанией Urbis, это просто этап. Тогда мы находились в этой точке пути», — предупредил он.

На вопрос господину Тумаркину о том, может ли концепция реконструкции ЦМИ в ближайшем будущем измениться, руководитель архитектурной фирмы «Ампир» ответил: «В этой жизни возможно всё. Но сегодня утверждена концепция реконструкции, которую мы разработали по заказу ООО «Центральный Московский ипподром. И сейчас идёт её обсуждение. Что касается тендера, то он ещё не разыгрывался».

Следующий этап — проведение закупочных процедур на выполнение работ по реконструкции московского ипподрома. В ноябре 2021 года на портале ЕИС Закупки можно было встретить информацию о конкурсе на «Предпроектные работы по реконструкции комплекса Центрального Московского ипподрома». Сумма, которая фигурировала в документах, составляла чуть больше 46 млн рублей. Однако в декабре того же года аукцион был признан несостоявшимся из-за того, что на участие в нём была подана только одна заявка.

«Я думаю, что в ближайшее время будет оформлена закупка на выполнение всех работ. Выберут подрядчика, тот, в свою очередь, будет заказывать проектные работы, — продолжает господин Тумаркин. — Мы рассчитываем, что какая-то часть из этого объёма достанется нам, но пока нас об этом не уведомили».

В беседе с корреспондентом «Московской газеты» Михаил Тумаркин высказал предположение, что на работы по реконструкции ипподрома уйдёт три года.

«Больше трёх лет власти Москвы на реализацию этого проекта не дают», — подчеркнул руководитель архитектурной фирмы «Ампир».

«Московская газета» обратилась к Михаилу Тумаркину с просьбой поделиться новым проектом реконструкции ЦМИ, но он не ответил на письмо. Впрочем, этот документ мы нашли. Некоторое время назад его опубликовал в соцсетях нынешний руководитель ЦМИ и гендиректор ОАО «Росипподромы» Дмитрий Зайцев, занявший эти посты в марте 2019 года. Накануне «Московская газета» направила в его адрес официальный запрос с просьбой подробно рассказать о том, как будет проходить реконструкция ЦМИ.

Гиляровский, Брюсов и Поляков

Московский ипподром — легендарное место. В открытых источниках можно найти информацию о том, что знаменитый столичный журналист Владимир Гиляровский не раз выступал с предложением закрыть тотализатор. В «Москве газетной» он восклицает:

«Знаменитый московский адвокат Фёдор Плевако в одной из своих замечательных речей на суде говорил: «Если строишь ипподром, рядом строй тюрьму». И прав был Федор Никифорович!».

Несмотря на это, именно на столичном ипподроме Валерий Брюсов показал Владимиру Гиляровскому свою статью о тотализаторе. После этого тот сразу напечатал ее в своем журнале. Так в 1889 году увидело свет первое произведение Валерия Брюсова, который совсем скоро станет одним из самых ярких поэтов «серебряного века».

Не забывали про ипподром и современные писатели. Так Юрий Поляков в романе «Грибной царь» замечательно описал район Центрального московского ипподрома, что на Беговой. Книга пропитана не только духом этой территории, но и, конечно, историей любви. В ней настоящее сражение души и тела. Немного шокирует тонкая эротика автора, но, она только придаёт книге пикантности.

Московский ипподром 2.0

В беседе с корреспондентом «Московской газеты» Михаил Тумаркин сказал, что специалисты его компании «Ампир», готовя документацию по реставрации ЦМИ, ориентировались на проект Ивана Жолтовского. Именно этот архитектор в 1950—1952 годах занимался реконструкцией и перестройкой Главного здания (Беговой беседки) Московского ипподрома.

В пояснительной записке к архитектурно-градостроительной концепции (документ есть в распоряжении редакции) говорится о следующих изменениях, которые в ближайшее время ждут ЦМИ.

Так, для размещения мест повышенной комфортности, коневладельцев и VIP персон предполагается строительство новых 3-х ярусных трибун.

На первом этаже, в изолированной части здания, будут размещены помещения для жокеев с раздевалками, душевыми и помещением для взвешивания перед заездом.

Здесь же неподалёку появится ресторан на 280 посадочных мест. Он будет располагается на 1-2 этажах. На каждом из них будет возможность выхода на балкон для наблюдения за финишем заезда.

Скаковая, беговая и тренировочная дорожки будут реконструироваться с заменой покрытия и приведением (уменьшением) длинны до нормативных размеров. Скаковая до 1 600 м., беговая до 1440 м. При этом ширина дорожек увеличивается. Скаковая до 24 м., беговая до 25 м.

На территории внутри беговых и скаковых кругов появится площадка с шатрами и павильонами, а также парковка для автомобилей зрителей. Доступ к шатрам, площадкам и парковке будет обеспечиваться по подземным переходам. Пешеходные переходы для доступа на территорию внутри круга сделают со стороны главного здания ЦМИ. Также запроектированы один двухполосный тоннель для проезда автомобилей и один двухполосный для проезда лошадей.

На территории конного хозяйства предполагается строительство новых гостевых конюшен на 100 голов для размещения приезжих лошадей на период проведения соревнований, корпуса для временного проживания тренеров и наездников и парковку для коневозок.

Общее количество возможного размещения поголовья лошадей в конюшнях беговых, скаковых и спортивных лошадей (включая размещение в гостевых конюшнях) на обновлённом ипподроме будет превышать 1140 голов.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
Центральный ипподром, Москве, лошади
Поделиться
Похожие новости