Новость общества

В Тверской области выступают против строительства мусорного полигона около Красного Холма

В Тверской области выступают против строительства мусорного полигона около Красного Холма

Фотоколлаж © «Московская газета»/Алёна Кузина

17.12.2020 в 14:44:00
6314

Губернатора Тверской области Игоря Руденю просят отменить строительство полигона 

Как сообщается в петиции, опубликованной на Change.org, из Постановления правительства Тверской области от 10 июня 2020 года N 275-пп

жителям стало известно, что полигон должен появиться всего в 1,5 км от города Красный Холм к 2023 году. Его емкость должна будет составить 570 тысяч тонн, а мощность — 18 тысяч тонн в год.

В обращении отмечается, что город расположен в низине, и появление подобного объекта может обернуться экологической катастрофой для его жителей.

Автор петиции также указывает на то, что в месте предполагаемого размещения полигона находится множество ручьев, которые относятся к бассейну Волги, а это может создать риск ее загрязнения. Высокий уровень грунтовых вод может привести к проблемам с питьевой водой.

«Мы не против строительства мусорных полигонов как таковых, мы считаем недопустимым концентрацию отходов ТБО из нескольких муниципалитетов в одном месте, что по определению сделает жизнь граждан в населенных пунктах-«жертвах» невыносимой и нанесет необратимый сокрушительный урон окружающей среде», — говорится в петиции.

Кроме того, люди жалуются на якобы уже существующие проблемы с водоснабжением, на изношенность электросетей, что приводит к постоянным отключениям электричества, на плохие дороги, отсутствие газификации и прекращение пассажирского железнодорожного сообщения с Москвой. 

Накануне активисты провели одиночные пикеты против строительства мусорного полигона.

На проблему также обратил внимание главврач московской городской клинической больницы имени М. Е. Жадкевича Александр Мясников, чьи предки, по его словам, являлись выходцами из Красного Холма. Как он написал в своем Telegram-канале, «… почти 500-летней истории города может прийти конец. Судите сами — в полутора км от города (шаговая доступность) должна открыться мусорная свалка, куда будут свозиться отходы из 7 районов Тверской области. Я понимаю — никто не хочет жить на мусорной свалке. И если бы вокруг на сотни км была плотная застройка, то крыть было бы нечем. Ну так жребий выпал! Но на многие и многие км вокруг — заброшенные деревни, крайне низкая плотность населения. Почему надо делать масштабную свалку в непосредственной близости от города? … Есть прагматизм. Есть недопонимание. А есть полное пренебрежение интересами и жизнями людей. Получается, что люди -— не мусор. Мусор — важнее...», — пишет доктор Мясников.

Как рассказал «Московской газете» депутат Законодательного Cобрания Тверской области Артем Гончаров, решение по полигону в Красном Холме уже принято, но как и когда оно будет реализовано, пока неизвестно.

«У нас были скандалы, связанные с завозом московского мусора в ряд муниципалитетов: ловили машины как со столичными, так и тверскими номерами. И губернатор занял четкую позицию, чтобы московского мусора здесь не было. Контролирует ли он ситуацию на сто процентов? Как показывает прошлогодняя практика, возможно, не совсем. Устраивались облавы, но мусор, тем не менее, все равно завозили. Теперь все это хотят привести в регулируемое русло. На сегодняшний день есть потребность в мусоросортировочных станциях. Сейчас подобных предприятий во всей Тверской области только три: в Твери, Конаково и Ржеве. Но даже с учетом того, что речь идет исключительно о переработке отходов Тверской области – ни из Москвы, ни откуда-то еще везти мусор туда не собираются — этих предприятий мало. Тем более, если учитывать тенденцию перехода от обычного захоронения мусора к его сортировке и переработке. Мое мнение таково: конечно, объекты по переработке и захоронению отходов строить нужно. Вопрос только, какие»— рассказал Артем Гончаров «Московской газете».

По мнению депутата, нужно понимать, что в современных условиях на полигон поступает не весь свезенный мусор. Где-то благодаря первичной сортировке удается переработать примерно до 40 процентов отходов, соответственно, только 60 процентов подлежат захоронению.

«На территории региона, в Твери, есть предприятие по вторичной переработке мусора. Туда поступает уже отсортированный мусор, который вновь удается переработать на 30-35 процентов. Но переработать абсолютно все отходы не получается, поэтому речь сейчас идет о размещении полигонов и мусоросортировочных станций», — отметил Гончаров.

В Красном Холме, по его словам, действительно запланировано строительство полигона, который будет обслуживать несколько районов Тверской области. Но даже из Твери туда мусор не повезут, потому что это 200 километров, из Москвы тем более: это невыгодно. А в остальных местах природоохранная прокуратура требует закрыть свалки из-за нарушения охранных зон.

«Насколько я понимаю, в данный момент конкретного инвестпроекта нет. Ведутся переговоры, но пока сказать, как конкретно он будет выглядеть, нельзя и окончательного решения пока не принято. Однако законодательная база под открытие там полигона уже подготовлена», — подытожил парламентарий.

По словам исполнительного директора Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, председателя комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светланы Разворотневой, для уменьшения числа мусорных полигонов, а соответственно, и мусора, люди и сами должны начать прикладывать к этому усилия. Например, сортировать отходы.

«С 1 января 2019 года по всей стране, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, стартовала реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Каждый регион должен был утвердить территориальные схемы обращения с отходами, вместо частных перевозчиков мусора у нас появлялись региональные операторы, вывоз мусора из жилищной услуги превращался в коммунальную. И предполагалось, что не останется бесхозного мусора, он будет вывозиться и, соответственно, будет активно вестись строительство новых полигонов, соответствующих санитарным требованиям. Тем более что у нас был утвержден ещё нацпроект «Экология», в котором поставлены достаточно амбициозные цели по сортировке, переработке мусора. То есть, планировалось радикально уменьшить долю именно захоронения отходов. Но, к сожалению, когда эта реформа стартовала, оказалось, что многие регионы понимали ее по-своему, и начали ее реализовывать без опыта, без какой-то федеральной повестки, и зачастую схемы обращения с отходами были не совсем точно просчитаны. Поэтому позже был создан российский экологический оператор, общероссийская схема по обращению с отходами, которую тоже критикуют. По крайней мере, это единый подход», — рассказала Светлана Разворотнева «Московской газете».

По ее словам, когда выбирали своих региональных операторов (а в контрактах зачастую был прописан только вывоз мусора), то монополизировали сферу, в которой раньше работали частные компании.

«При этом в цену не было заложено ни создание новых полигонов, ни создание переработки. Законодательство стимулирует лишь как можно больше мусора перевозить, потому что чем больше мусора, тем больше получает оператор, но при этом никто не заинтересован в сортировке. Теперь утверждается, что денег у операторов, которые живут за счет тарифов на создание новых полигонов, нет. Лишь небольшая их часть действительно организовывает некую переработку, зарабатывая на этом. Инвестиций нет, публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО), который декларировал, что будет инвестировать в эти цели, денег не дает. Стимулов для граждан, чтобы количество мусора уменьшалось, тоже не создается. Можно было бы, например, уменьшить оплату за мусор при условии его сортировки. Но нет, мы платим по нормативу. Поэтому денег нет, инвесторов нет, а людям, конечно, не нравятся любые формы накопления мусора, его сжигание или переработка рядом со своим домом. Это большая проблема. Выход только один: внедрение каких-то экологичных способов переработки мусора, а для этого должны быть существенные инвестиции. Только за счет тарифа, то есть за счет граждан, сделать это нельзя», — считает Светлана Разворотнева. 

По мнению эксперта, первый шаг должно сделать государство: создать инфраструктуру и соответствующие стимулы для граждан.

«У нас раньше можно было сдавать пустые стеклянные бутылки — все несли, сдавали. Сейчас некуда сдавать ни бутылки, ни макулатуру. А лучше бы, конечно, уже сейчас приучать всех к раздельному потреблению, создавать такие законы, которые бы стимулировали всех участников рынка уменьшать и потребление, и хранение отходов. Потому что если строить бизнес на переработке мусора или на его уничтожении на мусоросжигательных предприятиях, и делать это только за счет тарифа, то он должен будет подняться до небес. Кто тогда будет платить?» — заключила Светлана Разворотнева.

Протесты против строительства полигонов ТКО были в Тверской области и раньше. Экс-председатель Нелидовской городской Думы, выступавший против передачи земли под строительство мусорного кластера, даже лишился своих должностей. Сначала его уволили с поста директора местной школы, а позже сняли с поста спикера гордумы.

Против строительства полигонов выступали также жители Вышневолоцкого районаОленино, Удомли, Западной Двины и других городов Тверской области.

Согласно утвержденной в конце 2017 года правительством Тверской области территориальной схемы по обращению с отходами, в регионе должны появиться семь межмуниципальных кластеров: Тверской, Вышневолоцкий, Кимрский, Ржевский, Торжокский, Бежецкий и Нелидовский.

Как рассказал «Московской газете» глава Оленинского района Тверской области Олег Дубов, территории для полигонов подбираются с учетом их оптимального размещения.

«Ситуация в нашем районе и те, которые сложилась в Нелидово и Красном Холме, разные – и технологически, и по масштабу. В нашем случае бюджет района мог бы значительно увеличиться, а там он, предполагаю, ничего не получит. Но дело не только в этом. Есть федеральный закон, который должны выполнять все регионы России. И эта кластерная система является обязательной. Почему? Потому что в этом и заключается смысл изменений: ни один килограмм мусора не сможет попасть на полигон мимо сортировки. И при выборе территории учитывают множество факторов: оценивают логистику, количество участков, которые соответствуют законодательству, потому что построить полигон можно не на любом месте. Есть экологические и градостроительные требования, есть, в конце концов, требования юридические — статус самого участка, чтобы на нем можно было такие объекты размещать. После чего уже идет подбор. И как мне представляется, этот процесс неизбежен. А выхода здесь может быть только два. Нужно либо отменить всю мусорную реформу, но данный вопрос не в компетенции региональной и тем более местной власти: это федеральный уровень. Или же реализовывать реформу только через создание кластеров. Других вариантов просто не существует», — подчеркнул Олег Дубов.

Автор: Денис Калугин
ТеГИ
мусорный полигон, Красные Холмы, Тверская область
Поделиться
Похожие новости