Новость общества

«Все люди прекрасны без привязки к размеру»: клинический психолог о стандартах красоты, бодипозитиве и самопринятии

«Все люди прекрасны без привязки к размеру»: клинический психолог о стандартах красоты, бодипозитиве и самопринятии

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

24.04.2021 в 12:38:00
3752

Нашу современность можно охарактеризовать временем толерантности: политической, религиозной, гендерной. Но более важным является то, что все больше людей становятся толерантны именно к самому себе. Они учатся принимать себя такими, какими их создала природа. Причем самопринятие – это совсем не о высокой самооценке и обожании себя

О том, с какими проблемами сталкивается человек на пути принятия себя, так ли необходимо следовать стандартам красоты и таким ли позитивным является бодипозитив, мы поговорили с клиническим психологом, основателем школы психологического боя «Валаал» Валерием Ивановским.

— Есть такая шутка: женщина приходит к доктору и говорит: «Доктор, что вы мне пропишите от депрессии?», он ей отвечает: «Принимайте себя три раза в день после еды». Женщина: «Себя надо подготовить?», доктор: «Нет, принимайте, как есть». Вообще, в последнее время принятие себя таким, какой ты есть, стало неким модным течением. Об этом пишут и говорят различные блогеры, коучи. В этой связи назревает вопрос: а почему, собственно, человек не умеет принимать себя таким, какой он есть, и почему его надо этому учить? 

— Несмотря на то, что психология возникла тысячи лет назад, по-настоящему научная психология – достаточно молодая наука, которая едва ли насчитывает 100 лет. На протяжении всего этого времени вопросы о том, что есть личность и откуда она берется, всегда были главными дискуссионными вопросами. Достаточно большое количество психологических и философских школ исходит из того, что в этом засоренном ежедневном восприятии самих себя, под пластами, как под некими листьями капусты, существует сердцевина, которая и является нашей самостью, а наша задача заключается в том, чтобы убрать все это ненужное и наносное, и тогда наша личность воссияет. 

Многие люди пытаются принять себя, даже не осознавая, какие они есть на самом деле. И здесь очень важно понять, что личность является не продуктом нашей индивидуальности, а продуктом социальной интервенции в наше биологическое тело. Причем происходит это в достаточно ранний период – от 0 до 4 лет, во второй период – от 4 до 7 лет и в третий период – от 7 до 15 лет. В самый первый период (от 0 до 4 лет) родители замещают ребенку весь мир, его выживание зависит от родителей: они дают ему пищу, безопасность, являются проводником в этот мир и, по сути, Богами. Когда мы становимся личностью, мы даже не можем никак сознательно в этом поучаствовать. Наша личность – это продукт группового социального воздействия на нас в младенческом возрасте, когда нам директивно загружаются определенные социальные шаблоны: мировоззрение, представление о добре и зле, отношение к тем и иным вещам и обстоятельствам. Получается, что мы лепимся чужими руками, и, как правило, это руки наших родителей. В процессе этой неконтролируемой никем лепки родители закладывают в нас не просто то хорошее, что в их представлении является таковым, но также свои ошибки, страхи, искаженные представления о реальности, с которыми нам приходится потом жить. При этом зачастую родители пытаются вложить в нас то, что они не получили сами. В этой связи личность – это не совсем то, что мы привыкли себе представлять, и в жизни достаточно трудно уйти от тех шаблонов, которые заложили родители. 

Стоит отметить, что формирование личности – это не предмет целенаправленного воздействия. Оно происходит в повседневном взаимодействии, в очень банальных бытовых условиях, и, к сожалению, достаточно мало родителей подходят к формированию личности ребенка и его воспитанию научно и психологически. В основном это происходит, между прочим, и очень часто через наказания, запреты и нелестные эпитеты. Поэтому внутри большого количества людей сидит маленький испуганный ребенок, чувствующий давление своих родителей. В нашей советской, а потом и в российской школе почему-то очень распространена была идея, что ребенка необходимо ограничивать, проводить через какие-то трудности для того, чтобы он был приспособлен к жизни. Впоследствии ребенок начинает воспринимать себя именно через это негативное воздействие, эмоции. Если родители были строги к ребенку и часто наказывали его, то он будет воспринимать себя абсолютно беспомощным и  никчемным, а окружающий мир – как нечто враждебное, от чего нужно постоянно бежать и чему нужно сопротивляться. Став взрослым, такой человек будет бояться выразить себя и свое мнение, коммуницировать с другими людьми. Но с другой стороны, путь принятия себя заключается в том, что, получая подарки и удары судьбы, мы взрослеем, становимся самостоятельными во всех смыслах людьми, которые сами вправе определять себя и свою жизнь, давать себе характеристики. Даже если в раннем возрасте и были какие-то дисгармоничные воздействия и влияния, то мы в силах их изменить. 

— Вопрос, который, я думаю, волнует многих женщин: как принять и полюбить себя такой, какая она есть, если на протяжении долгого времени навязывались некие стандарты красоты, которым необходимо следовать и соответствовать? 

— Мы уже говорили, что какого-либо эталонного гендерного шаблона, в который должны укладываться мужчины и женщины, в принципе, не существует. Роль мужчины и роль женщины в обществе – это не статика; это всегда динамика и развитие, и чем дальше усложняется общество, тем больше видоизменяются роли мужчины и женщины. То, как мы привыкли патриархально воспринимать роль мужчины и женщины в современном обществе – это рудименты, отголоски влияний первоначального праобщества. Тогда роли были распределены следующим образом: мужчины занимались обеспечением семьи материальными продуктами, а женщина была хранительница очага. Затем, с разделением труда и развитием средств производства, те вещи, которые раньше мог выполнять только мужчина, сейчас может брать на себя женщина и наоборот. Таким образом, происходит некая диффузия, взаимопроникновение, и в этой связи роль женщины в социуме постепенно размывается так же, как и роль мужчины. То есть никакого шаблона или стандарта в принципе не существует, а большинство женщин продолжают пытаться прийти к тому, чего нет. 

— Получается, стандарты красоты и шаблоны женщина сама себе придумала?

— Безусловно. Причем их придумывает коллективная женщина, а потом индивидуальная женщина, страдая, пытается в них втиснуться. Если проанализировать словосочетание «стандарты красоты», то мы увидим, что этот стандарт так же, как и мода на определенные вещи, меняется с головокружительной быстротой. Поэтому та женщина, которая пытается ему следовать, всегда будет отставать на сезон, на эпоху, на годы: только она увеличила себе грудь, как вдруг оказалось, что это уже не модно; только она пошла в спортзал и похудела на 4 размера, оказалось, что быть худой в этом сезоне не популярно. 

— На многих тренингах говорят о ступенях самопознания, первая из которых связана с установкой своей ценности. То есть необходимо перестать с собой бороться и разбудить свою самооценку. Не будет ли это считаться эгоизмом? 

— Сама по себе общественная жизнь парадоксальна, и главный парадокс заключается в том, что человек может выступать как личность только через социальное, потому что вне социума человека не существует. Все оценки социальны в своей основе, они внешние по отношению к человеку. И в какой-то момент эти оценки человек интериоризирует, они становятся голосом его совести и его родителей, его внутренним ориентиром и мерилом. Однако это самообман: человек не может оценить сам себя, он всегда опирается на социальные стандарты, навязанные извне. Поэтому любые попытки сбиться на индивидуализм всегда будут восприниматься обществом в штыки, поскольку общество ждет от человека социализации, а не индивидуализации. Ведь когда человеку дают звание героя, он же герой не для себя. Он герой в преломлении других людей через какой-то поступок, который сделал хорошо большому кругу других людей. То есть, чтобы стать индивидуальностью, надо раствориться в общественном, перестать искать индивидуальное и отдать себя обществу, раствориться в социуме так, как Данко, например, отдал свое сердце. 

— Зачастую женщины оказываются в каком-то замкнутом круге: они пытаются развиваться, а общество и близкие люди, это не принимают, и, так скажем, вставляют палки в колеса и тянут вниз. И тогда она встает перед выбором – быть счастливой и продолжать самосовершенствоваться или же стать жертвой и пойти на поводу у окружающих. 

— Это совершенно другой социально-психологический феномен, заключающийся в том, что биологический инстинкт предписывает нам, с одной стороны, заниматься только собой, для себя и ради себя, а с другой – стремиться к равновесию. Стараясь саморазвиваться, женщина всегда тратит и биологическую и социальную энергии. Вообще, любые видоизменения, тем более в сторону усложнения, прогресса и гармонии – это колоссальные траты энергии, превращающиеся в определенный результат: более стройная, более умная, более уверенная в себе. И такие женщины зачастую являются прямым укором, неким раздражителем для других, которые находятся в стадии биологической гибернации. Поскольку социальная эволюция насчитывает всего лишь 50 лет и представляет собой тонкий культурный слой, который только начинает нарастать на наше биологическое тело, то очень часто определяющим в нашем поведении является как раз биологическое. В этой связи, когда в законсервированном обществе появляется человек, постоянно двигающийся вперед, это общество всегда будет пытаться пресечь его активность и низвести до своего уровня. 

— В последнее время активно развивается такое движение как бодипозитив. Как можно оценивать это направление с точки зрения самопознания и самопринятия?

— С одной стороны, бодипозитив – это прекрасно, ведь наше тело – это все, что у нас есть. Мы существуем, чувствуем, растем и развиваемся только через свое тело. Если за тело мы берем не только нашу физическую оболочку, но и внутренние органы, в том числе головной мозг, то это именно то, что делает нас людьми, что дает нашу личность. Поэтому было бы странно не воспринимать его и жить в неком противоречии, которое достаточно часто возникает и описывается в терминологиях неврозов. Социальная эволюция дала нам возможность менять и себя, и обстоятельства в положительную сторону. Поэтому многие люди стараются держать себя в форме, например, благодаря каким-то упражнениям, спорту. Однако это не должно являться слепым следованием моде и переходить определенные границы. Если для кого-то является нормальным 48 размер, то стремление к 42 будет неестественным и неправильным, и наоборот. Необходимо научиться принимать себя и оптимально настраивать то, что у нас есть, но не пытаться сделать из этого что-то другое. Поэтому до определенных границ бодипозитив – это здорово, без привязки к размеру все люди прекрасны. Но если человек, допустим, откровенно набирает вес и не соблюдает гигиену, оправдывая при этом свою леность и нежелание развиваться тем, что ему и так хорошо, – это уже не бодипозитив, а какое-то извращение, потакание дезинтеграционным, энтропийным тенденциям, которых в принципе не должно быть. Мы, с одной стороны, дети эволюции, а с другой – ее движущие силы. И цель нашей жизни заключается в позитивных видоизменениях, усложнениях, стремлении к гармонии. Поэтому наше тело должно быть объектом облагораживающего воздействия, но не изнурительных тренировок. Красиво все, что ухожено, о чем заботятся и что пытаются сделать лучше. 

— В то же время бодипозитив набирает обороты, и во многих журналах и рекламах в качестве моделей приглашают моделей плюс сайз. Не выглядит ли это каким-то навязыванием и переходом в радикальный феминизм? 

— В само понятие «бодипозитив» включено что-то положительное, со знаком плюс. Если тебе комфортно в твоем теле, а телу комфортно с тобой – это, безусловно, позитив. Но, повторюсь, подобные вещи не должны переходить какие-то границы. Тело имеет определенный оптимум, в том числе и медицинский. И если у тебя одышка, ты мало двигаешься и не занимаешься гигиеной – это уже не позитив, а обман по отношению к себе и своему телу. Поэтому называя это позитивом, мы, на самом деле, лжем и себе, и другим. 

Автор: Алёна Черепкова, Алёна Лобанова
ТеГИ
бодипозитив, самопринятие, стандарты красоты, психология
Поделиться
Похожие новости