Новость политики

Что ожидает губернаторов Кировской и Тамбовской областей

Что ожидает губернаторов Кировской и Тамбовской областей

Фото © «Московская газета»

24.06.2024 в 11:27:00
2597

«Московская газета» продолжает исследовать проблемы российских регионов и перспективы их руководства. Издание добралось до Кировской области и не могло при этом обойти вниманием Тамбовщину, точки напряжения которой выявил ещё один аналитик

«На Вятке свои порядки»

Бывший губернатор Кировской области Никита Белых, осуждённый на 8 лет за взятки, вышел на свободу, сообщил «Ъ».

«Никита Белых в своё время был известен как человек достаточно либеральных взглядов, — отметил в комментарии «Московской газете» политолог Сергей Кочеров. — Войдя во власть и находясь на посту губернатора Кировской области, он совершил преступление — по официальной версии суда взял взятку. Подобные преступления, связанные с получением каких-либо услуг от бизнесмена, вменяются в вину очень многим губернаторам, это распространённый мотив. Зачастую у россиян возникает ощущение, что взятки берут все, а наказывают лишь немногих, в том числе по мотивам, связанным с политикой. Белых не был замечен в явной оппозиции, но молва связывала его имя с оппозиционными деятелями. Став губернатором, он эти взгляды никак не афишировал. Но, возможно, был на некоем подозрении. Взятка в 400 тыс. евро — большая сумма, но всё-таки странно, что губернатор стал рисковать ради неё своей свободой. Или на тот момент такие взятки были для него обычной историей? Возможно, бизнесмен, который дал Белых эту взятку, тоже в чём-то провинился перед законом и властями. Вышел ли теперь бывший губернатор Кировской области из-под подозрения, сказать сложно. Будет ли Белых делать какие-то публичные высказывания? Я бы на его месте «набрал в рот воды». Скорее всего, бывший губернатор Кировской области пойдёт в бизнес или будет доживать свои дни на покое».

Переход Белых во власть в 2009 году во многом был бегством от ярлыка оппозиционности, сказал «Московской газете» руководитель издания «Акценты» Антон Чаблин.

«Этот ярлык так и остался у многих его соратников, оказавшихся абсолютно неспособными создать хоть что-то конструктивное, кроме бесконечного потока критики, — считает Антон Чаблин. — Поэтому я прекрасно понимаю Белых, который пока не дает интервью и вообще никаких обещаний по поводу своей будущей политической работы. Думаю, траекторию падения ряда своих девальвировавших себя соратников он повторять не хочет. Я лично встречался с ним в 2007 году, брал большое интервью. И уже тогда он, как мне показалось, очень сильно устал от политической борьбы и разочаровался в соратниках по либеральной оппозиции. Сейчас он займется, возможно, преподавательской деятельностью, как Явлинский, или вообще уйдет из публичного поля, как Владимир Рыжков».

О проблемах Кировской области «Московской газете» рассказал кандидат исторических наук, историк и политолог Дмитрий Ильин:

«Во-первых, это транспортная инфраструктура и коммуникации. Кировская область — регион немаленький (пусть и заметно меньше Коми и Архангельской области), при этом очень некомпактный и слабо обеспеченный транспортной инфраструктурой надлежащего уровня. Наличие Транссиба, аэропорта в Кирове и федеральных автотрасс не слишком скрашивает общее положение. Ряд северо-западных районов не имеют стабильного автомобильного сообщения с областным центром, на уровне отдельных районов классика жанра — не дороги, а «направления». Еще лет 20-30 лет назад среди автомобилистов бытовала грустная шутка: «Въезд в Кировскую область можно почувствовать с закрытыми глазами». Впрочем, личный опыт показывает, что то же самое можно сказать и про ряд соседних регионов. За последние лет 6-7 кое-что изменилось в лучшую сторону (особенно в областном центре), но работы еще очень много».

Вторая проблема Кировской области — депрессивная экономическая ситуация и специфика отраслевой структуры, отметил политолог.

«В очень упрощенном виде экономика области это: «оборонка» + лесопромышленный комплекс + Кирово-Чепецкий химкомбинат, — пояснил Дмитрий Ильин. — Первый элемент сильно зависит от гособоронзаказа и в целом работает в общефедеральном тренде, тут региональные власти могут способствовать развитию через решение смежных вопросов (подготовка кадров, жилой фонд и т.п.). Третий элемент последние лет 20 более или менее в порядке, насколько можно судить, находясь не в Чепецке. Главная сложность — леспром. Лесных ресурсов в регионе много, но никогда не было и не ожидается глубокой переработки леса с созданием серьезной добавочной стоимости. Лесопилок много, мебельных производств хватает, но не более. Долгое время в отрасли царил бардак: лес валили все, кому не лень: законно и незаконно, но никто особо не заботился о лесовосстановлении. Про налоги и социальные обязательства бизнеса умолчу. Последние лет 10-12 региональная власть стремится сделать эту сферу понятной, прозрачной и контролируемой, но до идеала далеко».

По словам эксперта, третьей по значимости проблемой Кировской области является демографическая ситуация.

«За последние 30 лет население региона сократилось более чем на полмиллиона человек, — сообщил Дмитрий Ильин. — Естественная убыль (алкоголизм, разводы, низкая рождаемость) усугубляется сильным миграционным оттоком молодёжи в Москву, Санкт-Петербург и ряд соседних регионов (Нижний Новгород, Казань, Пермь). Т.е. «пылесосов», выкачивающих людские ресурсы, сразу несколько».

Как идут дела у региона при нынешнем губернаторе Александре Соколове?

Как рассказал Дмитрий Ильин, в данных условиях действующий губернатор Кировской области Александр Соколов предпринимает рациональные шаги для решения проблема региона.

«Ключевые проблемы региона имеют системный и застарелый характер, так что несколько наивно было бы ожидать, что приход Александра Соколова быстро и кардинально исправит ситуацию. Прошло два с небольшим года с его прибытия в область, потому даже предварительные итоги, как мне кажется, подводить рановато. Могу заметить только, что губернатор очень чётко понимает проблематику региона, отдельных районов и городов (все районы объехал лично, многие не по разу), и в условиях ограниченности ресурсов (регион, как ни крути, дотационный) планомерно идет к решению проблем. А где не хватает ресурсов — хотя бы что «лежит в этом направлении». К примеру, в областных колледжах и техникумах за последние 1,5-2 года скорректирована структура подготовки специалистов и квалифицированных рабочих для обеспечения оборонных предприятий кадрами. Для привлечения молодёжи из других регионов региональные власти в тесном сотрудничестве с ведущими вузами региона активно продвигают в федеральном центре заявку на строительство в Кирове кампуса мирового уровня. Успешная реализация этого проекта в перспективе способна не только привлекать (или сохранять) талантливых молодых людей в область, но и стимулировать развитие наукоёмких производств в машиностроении, химической отрасли и биотехнологии», — отметил политолог.

Среди жителей Кирова и области давно бытует своеобразная пословица «На Вятке свои порядки», сказал собеседник издания.

«Конечно, в последние десятилетия поводов вспоминать ее (пословицу, — прим. ред.) становится все меньше, но отчасти она актуальна как раз в сфере внутриэлитных отношений. Последние три губернатора (Н.Белых, И.Васильев, А.Соколов) — люди пришлые, «варяги». При Белых и Васильеве местные элиты (экономические и политические) достаточно болезненно реагировали не столько на фигуры губернаторов, сколько на приход вместе с ними новых управленцев. Примечательно, что спустя время значительная часть «варягов» (и при Белых, и при Васильеве) в итоге покидала Киров. Соколов на фоне этих историй выделяется здоровым прагматизмом, он привёл с собой команду управленцев со стороны, но с порога дал понять, что руководствоваться будет не происхождением, а профессиональными качествами руководителей. И в целом держит баланс (не количественный, а качественный) между «местными» и «варягами». Замечу ещё, что почти двухлетняя вакансия председателя правительства Кировской области (у нас отдельно губернатор, отдельно областной премьер) — это не только следствие тщательных поисков и отбора кандидатур, но и «эхо» этого пресловутого баланса. Поставить кого-то из «местных» — это риск усилить какую-то одну элитную группу (как было при Васильеве), поставить «варяга» — это риски адаптации и налаживания диалога с «местными», — заключил Дмитрий Ильин.

«При Александре Соколове Кировская область получила больше внимания федерального центра, чем это было ранее, — рассказал «Московской газете» политолог Евгений Минченко. — Соколов работал в АП, имеет хорошие федеральные связи и проявил себя как мощный лоббист региона. Он очень быстро смог стать «местным» для Кировской области: совершил огромное количество поездок, проехал практически весь регион, побывал в каждом значительном населённом пункте, ходит по улицам без охраны, посещает местные культурные мероприятия вместе с женой, перевёз в Кировскую область семью. И с точки зрения федерального лоббизма, и с точки зрения коммуникаций губернатор демонстрирует достаточно высокую эффективность».

А на Тамбовщине — свои поводы для беспокойства губернатора

«Московская газета» неоднократно освещала проблемы Тамбовской области под руководством губернатора Максима Егорова. При всём вроде бы благополучном губернаторстве Максима Борисовича можно говорить о наличии определённого напряжении вокруг региона и его главы.

С одной стороны, есть факторы, снижающие уровень политических рисков для руководства Тамбовской области, рассказал изданию директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

«Скажем, регион не так часто попадает в поле зрения федеральных СМИ в связи с негативными информационными поводами, — отметил политолог. — Среди немногих примеров таких сюжетов в первой половине 2024 года — февральский инцидент с участием тогдашнего и.о. министра здравоохранения региона Алексея Овчинникова, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по подозрению в незаконной охоте. Как и для ряда других регионов Центрального Черноземья для Тамбовской области характерен ограниченный уровень протестного голосования на федеральных выборах. Скажем, в ходе парламентской кампании 2021 года (Максим Егоров стал врио главы региона уже после ее завершения) результат «Единой России» в этой области составил 56,92%, что выше среднего по стране. Есть примеры, когда Тамбовская область в последние годы получала позитивные оценки от федеральных чиновников. Например, вице-премьер Александр Новак в марте 2024 года позитивно оценивал темпы реализации программы социальной газификации в регионе, а в ноябре 2023 года представители региона получили от вице-премьера Марата Хуснуллина и Виталия Савельева (на тот момент главы Минтранса) диплом и символическую награду «Золотой каток» за успешную реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

С другой стороны, в Тамбовской области ранее уже появлялись точки напряженности по локальным проблемам, заметил политолог.

«Например, в городе Кирсанове в последние месяцы 2023 года проходила достаточно резонансная протестная кампания в связи с увеличившейся нагрузкой на ближайший полигон твердых коммунальных отходов, — сказал Михаил Нейжмаков. — Кроме того, в Тамбовской области достаточно активны региональные и муниципальные элиты. Их противоречия с губернатором Максимом Егоровым (карьера которого до назначения врио главы региона была связана в основном с Нижегородской областью или федеральными структурами) уже переходили в публичную плоскость. Среди недавних примеров — имевшая место в мае 2024 года полемика между губернатором, выступившим перед областной Думой с отчетом о деятельности регионального правительства, и депутатом Госдумы от области Тамарой Фроловой по поводу ситуации в системе здравоохранения этого субъекта РФ. Кроме того, среди представителей муниципальных элит, которые могут оказывать влияние на внутриполитическую ситуацию в регионе, отметим, конечно, главу администрации Тамбова Максима Косенкова».

Одним из важных событий, которые могут влиять на внутриэлитную ситуацию в регионе, и при определенных условиях могут стать катализаторами новых публичных конфликтов, могут стать выборы в Думу Тамбова, который пройдут в сентябре 2025 года, считает Михаил Нейжмаков.

«Как известно, срок полномочий самого Максима Егорова истекает в 2027 году, и пока кардинальных вызовов для его позиций не наблюдается. Однако в период с осени 2025 по весну 2026 года Центр, в преддверии выборов в Госдуму, вполне вероятно, будет проводить ротации в губернаторском корпусе, в том числе, возможно, и досрочные замены глав регионов. Представители региональных элит будут это учитывать, стремясь именно в это период ослабить позиции губернаторов, которых они считают уязвимыми. Стоит подчеркнуть, что пока вероятность досрочной замены главы Тамбовской области невелика, но его внутриэлитные оппоненты в период за год до выборов в Госдуму, скорее всего, попытаются максимально активизировать критику в его адрес, что может стать дополнительным вызовом для команды Максима Егорова. То есть, не исключено, что период примерно с февраля-марта 2025 до осени 2026 года станет временем усиления рисков активизации публичных конфликтов в регионе», — прогнозирует директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Кировская область, Тамбов, губернаторы, политика
Поделиться
Похожие новости