Новость политики

Для некоторых губернаторов звучат «предупредительные выстрелы»

Для некоторых губернаторов звучат «предупредительные выстрелы»

Фото © «Московская газета»

28.05.2024 в 11:23:00
4009

Собеседники «Московской газеты» продолжают тему прочности губернаторских позиций в России в 2024 г. Губернатор Хакасии Валентин Коновалов и глава Оренбургской области Денис Паслер могут уйти со своих постов. Глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев «пророс» в свой регион значительно глубже, однако именно это может стать для него проблемой после задержания по подозрению во взятке вице-губернатора Кубани. Глава Тамбовской области Максим Егоров сталкивается всё с той же демографической проблемой региона, которую досталась ему в «наследство» в 2022 году

На 41 заседании Тамбовской областной думы депутат Госдумы Тамара Фролова подвергла критике кадровую политику тамбовского облздрава. Вице-губернатор Кубани Сергей Власов задержан по подозрению в получении взятки. Проблемы могут ожидать главу пострадавшего от паводков-2024 Оренбуржья Дениса Паслера и губернатора-коммуниста Хакасии Валентина Коновалова. Собеседники «Московской газеты» размышляют, чьи политические позиции устойчивы, а чьи могут поколебаться. Любопытно, что проблемы здравоохранения Тамбовской области, которые подняла в своём выступлении Тамара Фролова, могут быть общими для регионов России. А тяжёлая ситуация с демографией на Тамбовщине, доставшаяся Максиму Егорову ещё со вступления в должность в 2022 году, за время работы губернатора не изменилась.

«Губернатора Хакасии Валентина Коновалова, похоже, отправят в Госдуму, и КПРФ потеряет Хакасию, — рассказал «Московской газете» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв. — Но это, видимо, всех устраивает. Главу Оренбургской области Дениса Паслера, вероятно, заменят. Нашелся повод, да он и сам вроде не против. Что касается губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, то его уже замучались «провожать», но он сидит прочно. Поводов для замены не вижу. А что кого-то где-то задерживают, так это не повод. У многих губернаторов были истории с задержанием подчиненных, а они продолжали работать. Другое дело, что Кубань — лакомый кусочек. Желающие будут всегда».

Политолог не видит причин, в силу которых свой пост мог бы покинуть губернатор Тамбовской области Максим Егоров.

«Конфликт с местными элитами у Егорова есть, но это не повод, даже наоборот: если за местными игроками нет серьезных федеральных интересов, то в минус это не пойдёт, — пояснил Калачёв. — Ссор из избы особо не выносится. Поставщиком плохих новостей для федералов область не стала. Да и за такие регионы, как Тамбовская область, серьезные игроки не борются. Думаю, что Максим Егоров будет работать дальше».

Критика Максима Егорова в Госдуме – результат политической борьбы, отметил в беседе с «Московской газетой» гендиректор Центра развития региональной политики Илья Гращенков:

«Да, критика прозвучала, но, с другой стороны, Максим Егоров отчитался перед депутатами Тамбовской областной думы о том, что региональное правительство сделало многое за прошлый год, чтобы исправить ситуацию в здравоохранении, и область лидирует по многим показателям, например, по привлечению специалистов, врачей в регион. Также в регионе завершилось строительство многих больниц, поликлиник. Дело в том, что Тамбовская область – один из регионов, где представлена партия «Родина», и мэр Тамбова Максим Косенков представляет эту партию. Политические противоречия между двумя главами дают о себе знать. Что касается Хакасии, мы видим, что Валентин Коновалов всё-таки переизбрался на пост главы Хакасии. Возможно, это была личная договорённость Геннадия Зюганова с высшим руководством страны. А что касается задерживаемых за взятки членов правительств регионов, то идёт волна нового передела, в том числе губернаторского. На самих губернаторах это пока не отражается. Звучат «предупредительные выстрелы». Чем это закончится, пока неизвестно».

Задержание вице-губернатора Кубани Сергея Власова определённым образом может сказаться на позициях главы региона Вениамина Кондратьева, сказал «Московской газете» директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Всё-таки в АП есть Управление внутренней политики, которое такие вещи фиксирует, — пояснил Дмитрий Журавлёв. — Но будет ли этого достаточно, учитывая, что Кондратьев «врос корнями» в Краснодарский край. С другой стороны, это может сослужить ему плохую службу: «глубоко вросшие» губернаторы обычно не способны к развитию. Каменеют. Возможно, задержание вице-губернатора – первый звонок для Кондратьева. Точно мы этого пока сказать не можем. Коррупция в южных регионах России, к сожалению, является традицией. С ней надо бороться, но это гораздо легче делать в Норильске, чем в Краснодаре».

Позиции Вениамина Кондратьева в целом устойчивы, несмотря на постоянные скандалы, рассказал «Московской газете» руководитель издания «Акценты» Антон Чаблин.

«Нужно понимать, что Краснодарский край – сам по себе один из самых коррумпированных регионов России, так повелось еще с советского времени (достаточно вспомнить дело Сергея Медунова, первого секретаря компартии), — напомнил Антон Чаблин. — Даже жесткие андроповские чистки не смогли сломить хребет краснодарской коррупции, а уже после распада СССР так вообще этим почти не занимались, даже несмотря на подготовку к Олимпиаде. В других регионах Юга, например, хотя бы были попытки. Проблемой коррупции в Ставрополье в 2007 году занимался бывший генерал-лейтенант МВД Сергей Солодовников (ныне покойный, – прим. авт.). А в Дагестан в 2006 году приезжал во главе комиссии бывший заместитель генпрокурора РФ Николай Шепель, затем в 2017 году сюда прислали губернатором бывшего замглавы МВД Владимира Васильева и бывшего заместителя генпрокурора РФ Ивана Сыдорука. В Краснодарском крае таких мер не было предпринято ни разу. Люди реально ждут, чтобы в Краснодарском крае было второе «дело Медунова». Но, увы, не в этот раз. Первоисточник проблем в Краснодарском крае – инфраструктурных, экологических, земельных – коррупция. Поскольку любое решение может просто продаваться и покупаться. Если говорить в целом, то череда отставок губернаторов уже прошла, даже глава Оренбургской области Денис Паслер и глава Курганской области Вадим Шумков умудрились усидеть после того, как их регионы затопило. Вроде бы всё указывало на то, что обоих уберут, но на Старой площади как-то по-другому рассудили. В условиях закрытости принятия таких решений даже прогнозировать – дело неблагодарное».

В своём выступлении депутат Госдумы Тамара Фролова «подвергла критике часть ежегодного отчета главы Тамбовской области Максима Егорова о результатах деятельности правительства региона за 2023 год, в которой шла речь о здравоохранении». Она отметила проблемы, связанные с кадровой заполненностью и обслуживанием поликлиники, построенной в северной части Тамбова, а также якобы существующую в области практику направления региональных льготников в дневные стационары для получения ими льготных лекарства за счет средств ОМС.

«Депутат Госдумы Тамара Фролова подняла такую важную тему, как системность управленческих решений, принимаемых в здравоохранении, — рассказал «Московской газете» председатель профсоюза медиков «Действие» Андрей Коновал. — В последние годы широко распространяется строительство, в том числе с применением федеральных средств, крупных медучреждений, например, перинатальных центров с целью улучшения качества оказания медицинской помощи по данному профилю. А эти медучреждения требуют очень серьёзного содержания хотя бы в плане обслуживания оборудования, которое там используется, и большого количества штата. Деньги на это нужно огромные. И эти центры оттягивают на себя средства, которые раньше расходовались на обычные роддома. Это приводит к закрытию роддомов, из-за чего возникают ситуации с доставкой рожениц на большие расстояния и т.д. При условии недостатка финансирования строительство таких дорогостоящих центров имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Поликлиника на огромное количество мест большое количество посещений – вот эту проблему ставит депутат. Эта проблема постепенно начинает обсуждается, в том числе экспертами, звучат и критические высказывания».

О том, что проблема обеспечения льготными препаратами решается, в том числе за счёт отправки льготников на стационар, «Московская газета» уже писала.

«Это решение – не выдумка сегодняшнего дня, — пояснил изданию первый вице-президент Всероссийского общества онкогематологии (ВООГ) Андрей Солодовников. — Обеспечение льготными препаратами за счёт стационара возможно. Возможность превращается в практику. Это не статичная ситуация: допустим, сейчас препарат есть в обеспечении – пациента лечат амбулаторно. Закончился препарат – как выход из ситуации, для экономии средств региона, обеспечить пациента лечением можно за счёт ОМС, за счёт стационара. Минус только в одном – пациент, который работает, имеет право на труд, вынужден оформляться на стационар и тратить время на посещение врачей. Но основная цель здесь – получение лечения. Понятны все трудности, которые сейчас существуют: у регионов может быть недостаточно средств, не до конца финансируются региональные программы. И отправка льготников на стационар – выход из ситуации. Это не хорошо, но это есть».

«Причина острой полемики со стороны депутата Госдумы Фроловой в адрес губернатора Тамбовской области Максима Егорова может быть связана с общей неудовлетворённостью населения Тамбовской области работой губернатора, — высказал свое мнение «Московской газете» политолог Дмитрий Нечаев. — Возможно, депутат передаёт сигналы, которые передают ей конкретные избиратели. Максим Егоров глубоко не вникал в здравоохранение, хотя озвучивал на федеральных площадках ряд вопросов по поводу демографии. От него прозвучала инициатива запрета на склонение к абортам в Тамбовской области как механизма решения демографических проблем. Но системно Егоров здравоохранением не занимался. А занимался в основном вопросами промышленности, АПК, оборонки, реальным сектором экономики. Дело в том, что в Тамбовской области высокая смертность и не очень высокая рождаемость. А смертность связана, в том числе с проблемами оказания медицинской помощи населению. Думаю, это и определило тональность выступления Тамары Фроловой: убыль населения и отсутствие стратегии по этому вопросу, незначительность средств, поступающих в областную систему здравоохранения. При этом власти области действительно пытаются привлечь в регион медицинские кадры, но эту проблему нельзя назвать решённой. Здесь нужны инфраструктура, жильё, обеспечение продуктами питания и т.д. Это проблема федерального уровня и её надо решать. Но никто не мешает проявлять инициативу и достигать результатов самому губернатору».

«Московская газета» недавно писала о том, что смертность превышает рождаемость в регионах ЦФО, в том числе в Тамбовской области. По данным Росстата, в Тамбовской области за январь-март 2024 г. родилось 6,3 тыс. человек (за январь-март 2023 г. — 6,9 тыс.). Умерло 16,6 тыс. человек (за январь-март 2023 г. — 16,3 тыс.). Смертность в регионе за январь-март 2024 г. превысила рождаемость в 3 раза. По сравнению с январём-мартом 2023 г. рождаемость в регионе упала на 0,6%, смертность выросла на 0,3%. При этом, как сообщили «Московской газете» в DSM Group, закупки лекарственных препаратов в 2023 году в регионах ЦФО, в том числе в Тамбовской области, снизились.

Демография была существенной проблемой Тамбовщины на момент вступления Максима Егорова в должность главы региона в 2022 г., писали «АиФ-Черноземье».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
политика, губернаторы, политологи, позиции
Поделиться
Похожие новости