Новость политики

Наводнение в Оренбуржье: кто ответит за последствия

Наводнение в Оренбуржье: кто ответит за последствия

Фото © РИА Новости / Владимир Астапкович

13.04.2024 в 19:14:00
2051

Собеседники «Московской газеты» размышляют о том, изменится ли что-то в российской внутренней политике после крупного наводнения в Оренбургской области. Похоже, в отличие от трагедии в «Крокус Сити Холле», наводнение, которое может лишить жителей Оренбургской области жилья и хозяйств, не сулит почти никаких перемен. Возникают лишь два вопроса: «выплывет» ли из ситуации губернатор Оренбургской области Денис Паслер, и будут ли проблемы у Минстроя в связи с разрушением дамбы в Орске

Вероятно, после наводнения в Оренбургской области главы регионов получат негласные указания уметь коммуницировать с гражданами и учитывать их психологию, особенно в критической для людей ситуации, рассказал «Московской газете» политолог Алексей Макаркин.

«Скажут, что надо быть поаккуратней в информационном пространстве, — пояснил политолог. — Будут какие-то корректировки коммуникативного плана, не затрагивающие суть самих смыслов внутренней политики, которая заключается в том, что губернатор – часть властной вертикали, и его судьба зависит от федеральной власти. Понятие системы единой публичной власти, которое появилось в Конституции в 2020 году, тоже никуда не уйдёт, органы местного самоуправления тоже встроены в эту вертикаль, хотя формально сохраняют самостоятельность согласно конституционной норме, которую нельзя пересмотреть».

«У нас часто после таких ЧП, как наводнение начинают дополнительно выделять средства, проводить проверки, но проблема в том, что это быстро заканчивается, ситуация успокаивается, про наводнения забывают, и так до следующего ЧП, — заметил Алексей Макаркин. — Будет проведена комиссия, найдут недостатки, кого-то накажут, но я не уверен, что будут какие-то серьёзные изменения в жизни страны, чтобы неповторение подобных бедствий стало одним из приоритетов».

Трудно вспомнить, когда в России в последний раз было наводнение с подобными последствиями, заметил собеседник «Московской газеты».

«В Германии было большое наводнение 20 лет назад. Тогда перед выборами прогнозировалось поражение канцлера Герхарда Шрёдера. Но он активно руководил борьбой с последствиями наводнения и мелькал в информационном пространстве, поэтому его рейтинг вырос. Если говорить о мэре Орска Василии Козупице, то за несколько дней до прорыва дамбы он заявил, что с ней будет всё в порядке, и это запомнили. Что касается губернатора Оренбургской области Дениса Паслера, тут сложнее. Будут в совокупности оценивать его работу, в том числе эффективность борьбы с наводнением. В этом году, кажется, он снова баллотируется. Если Паслеру удастся справиться с наводнением и успокоить людей, он может остаться на своём посту», — рассказал политолог.

Вопросы касательно причин наводнения будут, скорее всего, не к МЧС, а к Минстрою, считает Алексей Макаркин.

«Были проверки дамбы в Орске, которые зафиксировали недостатки. То есть, проверяющие свою работу вроде бы сделали. МЧС оценивают по тому, проводили ли они проверки и какие претензии выдвигали. Вопросы могут быть к Минстрою и к региональным властям, которые тоже занимались дамбой. А главный вопрос, который будет составлять предмет расследования – качество материалов, из которых она построена», — заключил политолог.

Ситуация с наводнением в Оренбуржье не изменит основного принципа распределения бюджетных средств, сказал в беседе с «Московской газетой» политолог директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Если регионы имеют свои средства, а не обращаются за средствами к федеральному центру, региональная политика ослабевает. Пересмотреть этот принцип нельзя. Отдельному региону могут списать какие-то долги», — отметил политолог.

Скорее всего, российские губернаторы получат негласные указания, как общаться с населением, считает Дмитрий Журавлёв. Издание «Акценты» ранее сообщало, что у Москвы к губернатору Вадиму Шумков уже возникли вопросы.

«Схема взаимодействия губернаторов с АП (Администрацией Президента РФ) работает довольно интенсивно. Идёт постоянный обмен информацией. У губернатора полно своих забот, чтобы постоянно взаимодействовать с АП, но в команде главы региона есть вице-губернатор по внутренней политике, который отвечает за это взаимодействие», — заметил политолог.

К Минстрою действительно возможны вопросы после наводнения, согласен Дмитрий Журавлёв.

«Может возникнуть и такой вопрос: а если в регионе постоянно наводнения, не перенести ли нам какие-то посёлки?», — добавил эксперт.

Механизм отношений федерального центра и регионов надо дорабатывать, считает Дмитрий Журавлёв.

«Сейчас для этого лучшее время. Конечно, эту систему непросто сбалансировать. Определить, где заканчивается одно управление и начинается другое. Пример такого баланса – Москва. Отношения районного и регионального управления в нашем городе приемлемы. Если нужны деньги на ремонт школы, они находятся в районном бюджете. Надо, чтобы в этом плане во всех регионах было, как в Москве. Чтобы везде хватало ресурсов, и они были распределены согласно компетенциям. Чтобы не возникало ситуации, когда ресурсы – у одного, а полномочия – у другого», — заключил директор Института региональных проблем.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Наводнение, Оренбуржье, дамба, вопросы
Поделиться
Похожие новости